СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Профессиональная ориентация как способ реализации личностного роста учащегося в свете ФГОС. Роль профориентационной работы в процессе социализации подростков в ОО».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему : "Профессиональная ориентация как способ реализации личностного роста учащегося в свете ФГОС. Роль профориентационной работы в процессе социализации подростков в ОО».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Профессиональная ориентация как способ реализации личностного роста учащегося в свете ФГОС. Роль профориентационной работы в процессе социализации подростков в ОО».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Богатовская средняя школа» Белогорского района Республики Крым








Доклад

на тему:


«Профессиональная ориентация как способ реализации личностного роста учащегося в свете ФГОС. Роль профориентационной работы в процессе социализации подростков в ОО».






Подготовила: Адилова З.Э.

учитель технологии

МБОУ «Богатовская средняя школа»






2019 г.



Выступление на методическом объединении учителей

«Профессиональная ориентация как способ реализации личностного роста учащегося в свете ФГОС. Роль профориентационной работы в процессе социализации подростков в ОО».


Важнейшим направлением социализации  является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Более подробно рассмотрим профориентационные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования включают профориентационные показатели:

- формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных отношений;

- формирование представлений подростков о мире профессий, рынке труда.

Метапредметные результаты освоения программы включают умение школьников самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и др.

Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС основного общего образования включает профориентационные задачи:

- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к

приобретению профессии;

- овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, рынке труда, вакансиях, службе занятости населения;

- развитие у обучающихся представлений о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;

- создание условий для профориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; через совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного рынка труда;

- использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии и др.

Исходя из вышесказанного, основной целью профориентационной работы в современной школе должно стать социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

Однако формирование личности современной молодежи осуществляется под влиянием различных социальных факторов. Усложнение трудовых и социальных отношений вызывает необходимость удлинения общественно необходимого срока подготовки молодежи к жизни, в частности, периода общего и профессионального обучения. Усложнились и сами критерии социальной зрелости: начало самостоятельной трудовой деятельности, приобретение профессии, создание семьи и рождение ребенка, дающие в своей совокупности чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус наступают не одновременно.

Особо стоит отметить, что и сам рынок труда предъявляет жесткие требования к молодежи, претендующей на вакантные рабочие места: высокий образовательный ценз, наличие опыта работы по специальности, узкая специализация, дополнительные навыки, совмещение профессий и т.д. В этой ситуации выпускники учреждений профессионального образования оказываются в сложном положении: получив профессиональную подготовку, обладая знаниями, но, как правило, ограниченными навыками работы по полученным специальностям, они, не имея государственной поддержки, при заполнении вакансий не выдерживают конкуренции с такими же молодыми, но уже имеющими опыт работы безработными специалистами. Препятствует также трудоустройству отсутствие знаний и навыков поиска работы, общения с работодателями, недостаточная информированность о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности.

Кроме того, положение выпускников на рынке труда зависит от конкурентоспособности полученной ими профессии. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки специалистов зачастую не соответствует современным требованиям работодателей к соискателям на рабочие места. Это приводит к тому, что часть молодых специалистов после окончания учебных заведений не востребованы на рынке труда и вынуждены получать дополнительное профессиональное образование.

В этой связи профориентация должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая более высокую занятость выпускников, обеспечивая экономику необходимыми кадровыми ресурсами.

Особое значение в профориентации подрастающего поколения приобретает разработка и применение социально-педагогического подхода, который позволяет интегрировать потребности субъектов образовательного процесса, интересы государства и общества, запросы рынка труда, а также создает в общеобразовательном учреждении социально-педагогическую среду, направленную на формирование социально-профессионального самоопределения обучающихся.

Процесс реализации социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении предполагает учет различных факторов (потребностей и возможностей общества; уровня и возможностей педагогической науки и практики; уровня способностей, интересов, ценностей подростков).

В общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.

Использование социально-педагогического подхода в практике школьной профориентации способствует:

- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;

- формированию профориентационных компетенций обучающихся;

- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Применение социально-педагогического подхода к профессиональной ориентации подростков в общеобразовательном учреждении создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных  компетенций).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!