СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на тему "Практико-ориентированный подход изучении истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему "Практико-ориентированный подход изучении истории и обществознания"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Баршамайская средняя общеобразовательная школа им.Качмасова А.Р.»













Выступление на ШМО по теме:



«Практико-ориентированный подход в изучение истории и обществознания»








Подготовлено учителем

истории иобществознания

МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.»

Абдуркеримовой Г.К.













с.Баршамай 2021 год

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день. Виртуальная машина времени Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали. Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего. Учимся на ошибках. В то же время, история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия кровопролитных войн; революций и государственных переворотов; бездумного отношения к природе; великих открытий; заблуждений и неграмотности. Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем. Перенимаем опыт, кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение. Воспитать патриотов Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории. Зачем нужно изучать историю? Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни. Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас. Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире. Сама суть Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально. Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни.

Где же, всё-таки, пригодится история в жизни? Действительно, а зачем нам в жизни настоящего времени знать события, которые уже отжили свой век? Ведь, это уже в прошлом, а как говорят: нужно жить настоящим.

Но знания по истории могут быть применены :

* в сфере искусства (духовные ценности), ведь основные достопримечательности были сотворены еще несколько столетий назад.

* в сфере строительства и промышленности, т.к. многие изобретения, сооружения имеют древние истоки.

* в политике, экономике. Полагаясь на опыт предком, политические деятели и экономисты не совершат подобных ошибок, что пойдет на пользу общества.

Это далеко не все области, где может быть применена история. Но самое главное знать, это вовсе не бесполезный предмет, который стоит наряду с такими важными науками как математика, физика или астрономия.

История со смыслом

История — приближенный к нашей повседневной жизни предмет, и при этом (а возможно и поэтому) остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах. Учителя истории рассказывают, как они оживляют свой предмет.

Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.

Упрощение истории — к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике — опасно. По-настоящему образованный человек — это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.

Поэтому на уроках нужно стараться помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.

По каждой теме можно и нужно подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.

Срабатывает ключевой принцип сторителлинга (Cторителлинг – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления. Сторителлинг - мощный воздействующий инструмент в обучении. Обучающая история соотносится с реальным опытом учащегося, вызывает рефлекс «примерки» образа главного героя на себя. Таким образом, на подсознательном уровне воздействует на поведение ученика, ассоциирующего ситуацию с личным опытом: ребенок « в теме», он приобретает знания «для себя», понимает, как можно применить полученную информацию на практике. ) — учитель не рассказывает, не перечисляет то, что произошло когда-то давно, а показывает, помогает ощутить, примерить ситуацию на себя.

Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции — удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» — все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.

История — это квест

У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.

Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.

Геймификация — один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты — хорошее решение.

Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя — придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.

Урок-квест — это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.

Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» — в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений — например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.

Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики — например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.

Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским — и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.

История — это поиск смысла

История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и широкого исторического полотна. В какой-то степени, история — это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.

Если формулировать задачу учителя-историка так, появляются многочисленные приёмы, которые помогают поднять эту историческую «Атлантиду».

Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам — отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.

Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города — это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!