Освоение нового материала | – Какую педагогическую технологию мы использовали, выполняя первое задание? Тестовая технология СЛАЙД 6 (щелчок 1). «Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках ученика. (СЛАЙД 6 щелчок 2). Т.о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я использую следующие виды тестов: СЛАЙД 7. 1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение. 2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов. 3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов. 4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков». - Какую педагогическую технология я использовала, демонстрируя презентацию? Информационно - коммуникативные технологии Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Интерактивная модель обучения подразумевает процесс обучения в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, когда ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения СЛАЙД 8 (щелчок 2). На сегодняшний день существует огромное количество интерактивной техники. - Какую интерактивную технику вы применяете на своих уроках? СЛАЙД 9 (щелчок 1). В большинстве своем это интерактивные доски, интерактивные приставки и интерактивные проекторы. Более подробно остановимся на рассмотрении использования в образовательном процессе интерактивной доски. СЛАЙД 10 (щелчок 1). Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. СЛАЙД 10 (щелчок 2).Она удобна в обращении и интересна обучающимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки. Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с ее использованием – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. Использование интерактивной доски позволяет на уроке создать проблемную ситуацию и возможность разрешить ее, выполняя виртуальные задания, мини-исследования. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого перехода от одной части урока к другой. Преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Использование интерактивной доски в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. - Назовите основные преимущества использования интерактивной доски на уроках, занятиях. Некоторые технологические приемы при работе с интерактивной доской: Ссылки на видео: «Смотри документ ссылки к докладу». - на уроках математики возможность использования клеточного поля и построения на нем прямых и точек позволяет заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач. - упражнения типа «установить соответствие» используются на уроках по разным предметам, когда учащимся необходимо захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски. - эффективно работает прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера при работе с картами и схемами. - возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогает учителям при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию. Учителя-словесники успешно используют электронные заготовки текстов для выполнения большого количества упражнений по расстановке знаков препинания. - Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность, возможности интерактивной доски поощряют участие детей в уроке и концентрируют их внимание множеством разнообразных способов, использующих, все пять чувств, что очень важно в обучении школьника. Подготовка педагогов в системе повышения квалификации к использованию интерактивных средств обучения в школе очень важная и многогранная задача, требующая всестороннего изучения, квалифицированных человеческих ресурсов и поддержки со стороны педагогического сообщества. - Следующая педагогическая технология? Технология опорных сигналов СЛАЙД 12. Технология опорных сигналов и конспектов была создана Виктором Фёдоровичем Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучащиюмися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Основу образовательной модели Шаталова составляет идея о том, что технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. Опорный сигнал - ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. В памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих восстановить при необходимости усвоенную информацию. Известны специальные мнемонические приемы, специальные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Многие педагоги нашей школы применяют на своих уроках элементы технологии опорных сигналов. Приведем пример опорного сигнала, выраженного с помощью цвета. Учителя начальных классов и преподаватели русского и литературы знают, как тяжело нашим детям овладеть умением ролевого чтения, которое является частью навыка выразительного чтения. Дети путают роли, не могут понять, в какой момент следует читать слова автора, отвлекаются и теряют свой текст. Для успешного овладения выразительным чтением можно использовать метод опорных сигналов, средством которого служит цвет. Так, например, работая над развитием у учащихся ролевого чтения, предварительно напечатав изучаемый текст на карточках, в которых слова различных героев выделены разным цветом. После чтения текста учителем дети несколько раз читают свои слова на карточке и лишь потом переходят к тексту учебника. Этот приём, где определённая роль ассоциируется с цветом, позволяет учащимся лучше ориентироваться в тексте и помогает читать только те слова, которые им предназначаются. Для заучивания коротких стихотворений можно использовать начальные буквы слова. Например, для заучивания двух строчек стихотворения Шибаева " Буква заблудилась": Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. СЛАЙД 13 (щелчок 1). Применяя технологию опорных сигналов, кодируем стихотворение. Первая буква слова поможет восстановить в памяти слово целиком, свяжет его с остальными словами. Получаем опорный сигнал, в котором единицей кодирования является буква. Н, к с, Т б з. Работа на доске: - На доске картинки с изображением животных (ёж, коза, корова, кошка) - Перечислите всех животных. Вызываю одного педагога к доске: - Распределите животных на группы - картинки с домашними животными поставь под знак «дом», а с дикими - под знак «лес». - Перечислите домашних животных. Кто за ними ухаживает? - Почему эти животные называются дикими? | - Выполняя задание, мы использовали тестовую технологию. Смотрят презентацию. Информационно - коммуникативные технологии. СЛАЙД 8 (щелчок 1). На уроках мы применяем интерактивную доску, веб-камеру, мультикид, сенсорный стол, ученические нетбуки. СЛАЙД 9 (щелчок 2). Называют основные преимущества работы с интерактивными досками: Основные преимущества работы с интерактивными досками: усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с различными ресурсами; предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе; делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и обучающихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов; развивает мотивацию. СЛАЙД 11. Воспроизводят: Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась. СЛАЙД 13 (щелчок 3). Перечисляют: - Ёж, коза, корова, кошка, мышь Педагог распределяет животных на группы. Все остальные педагоги проверяют выполнение задания. Отвечают на вопросы. - Коза, корова, еж и кошка. За домашними животными ухаживает человек. - Дикими они называются потому что они совсем не приручаются человеком или приручаются с большим трудом. |
Продолжение освоения нового материала. | Игровые технологии Основоположник – Фридрих Шиллер - американский философ-прагматик, психолог и педагог. СЛАЙД 15. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др. Игровое обучение (технология игрового обучения) - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен. СЛАЙД 16. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. В практике игровая деятельность выполняет такие функции как: обучающую; развлекательную; коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Используя игровые технологии на уроках, необходимо соблюдать следующие условия: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для обучающихся с нарушением интеллекта; умеренность в использовании игры на уроках. Выделяют следующие виды уроков с использованием игровых технологий: игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий и упражнений; использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация изученного). Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, и выполняют ряд других функций: тренируют память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки; помогают стимулировать умственную деятельность обучающихся, развивать внимание и познавательный интерес к предмету; преодолевают пассивность детей на уроке; помогают школьнику нести ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, проявляет стремление быстрее и успешнее справиться с заданием. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Процесс игры даёт возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку. Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. Следующая педагогическая технология от латинского слова означает приспособление. Как вы думаете, как называется эта технология? Адаптивная система обучения СЛАЙД 17 щелчок 1. СЛАЙД 17 щелчок 2. Адаптивная система обучения – это система, которая приспосабливается к человеку, возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающихся. Адаптивная система обучения – это максимальная адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся. Цель технологии: СЛАЙД 18 обучение приемам: самостоятельной работы, самоконтроля взаимоконтроля, исследовательской деятельности. развитие и совершенствование умений: самостоятельно работать, добывать знания. Основными методами на адаптивном уроке являются: развивающие, рефлексивные, дифференцированные, коллективные способы обучения, ИКТ. Типы урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; урок закрепления знаний; урок комплексного применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок контроля оценки и коррекции знаний и умений. Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы: целей; содержания; методов, способов, средств обучения; форм организации познавательной деятельности учащихся; диагностики результатов к современным условиям образования и требованиям времени: гуманизации обучения, предполагающей обеспечение условий индивидуального усвоения содержания образования; развитие общеучебных умений и навыков у учащихся, развитие познавательного интереса. Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учение рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс, поэтому особое внимание уделяется формированию общеучебных умений и навыков. Учитель работает в двух режимах: а) обучает всех обучающихся (объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует); б) работает индивидуально с отдельными учениками (управляет самостоятельной, работой учащихся; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу). Учение в условиях адаптивной системы обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: решение задач разного уровня, выполнение лабораторных и практических работ; чтение дополнительной литературы, ее реферирование. При адаптивной системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя. В данной системе работает многоканальная обратная связь: учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — коллектив учащихся; ученик — коллектив учащихся. | Слушаю, просматривают презентацию. - Эта технология называется адаптивная система обучения. |