«Патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста»
Опыт работы.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С.Лихачев.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма.
Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — является важной частью педагогической деятельности.
Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. С нашей стороны - создание для детей теплой и уютной атмосферы, наполнение каждого дня в детском саду радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В нашем ДОУ патриотическое воспитание дошкольников проводится по
следующим 6 направлениям:
Первое направление: Я и моя семья. Я и детский сад.
Свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собираем и рассматриваем фотографии семейного альбома, слушаем произведения художественной литературы, участвуем в совместных с родителями мероприятиях. Таким образом, мы формируем представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге.
В младших группах учили узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи. Воспитывали у детей доброе отношение к папе, маме, себе («Портрет семьи», «Портрет мамы»).
В средней группе уточняется представление о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»,«Мой день рождения» «В гости к бабушке»,«Бабушкины помощники», «Мамин праздник», «Что делает мама», «Кому это нужно? », «А что, у вас? ») дети приобретают знания, выражая свои чувства близким.
Был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», учили строить родителей генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием:
Родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах.
Создаем проблемные ситуации, знакомимся с правилами дорожного движения, проводим сюжетно-ролевые игры, изучаем знаки, посещаем музеи, выставки, приглашаем инспектора по ПДД, идем на экскурсию в школу, чтобы лучше представлять мир школьников.
Огромное значение придаем культурному наследию народа. Это -огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться.
Детям нравится наряжаться в народные костюмы, играть на различных музыкальных инструментах, изучать обычаи и традиции, танцы народов мира.
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы воспитываем уважительное отношение к человеку-труженику и результатам его труда.
В первую очередь знакомим детей с трудом людей нашего края, города (нефтяник, водитель, трубопроводчик).
Также приобщаем дошкольников к трудовой деятельности, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.
Четвертое направление: Экология.
Дошкольникам даем представление о природе и ее законах, учим видеть ее красоту, жить с ней в мире ,не нарушая ее ритма, защищать ее.
Мы с детьми посещаем лимонарий, проводим занятия на тему «Береги природу».Дети с удовольствием участвуют на субботниках; совместно с родителями изготавливаем кормушки, на своем участке подкармливаем птиц.
Пятое направление:
Родина моя – бескрайняя Россия. Моя малая Родина- Башкортостан.
У каждого россиянина есть своя малая Родина-это место , где он родился, живет .
На данный момент в средней группе проводится работа по ознакомлению детей с государственной символикой. На занятиях дети узнали , что каждая страна имеет свой флаг, закрепляли свои знания через дидактические игры, рассматривали иллюстрации государственного флага и герба .
В старшей и подготовительной группе учим гимн Российской Федерации и Башкортостана , посещаем краеведческий музей.
Воспитываем в детях гордость за русских людей, давших миру первопроходцев космоса. Детям нравится космическая тема, совместно с родителями изготавливаем поделки. У нас есть космический уголок, где интересно и с пользой проводим время.
Шестое направление: История.
Чем нам можно гордиться, так это своей многовековой историей. Мы воспитываем в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса. Расширяем представления о защитниках Отечества в различные исторические эпохи, формируем образ героя. Посещаем музей Боевой Славы, ходим в гости к ветерану, приглашаем ветеранов и инвалидов в свой детский сад на праздники.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике – умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.
Работу в данном направлении я продолжаю. Вместе с детьми и родителями мы планируем:
- проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций, обычаев, через развитие мини-музея «Русская изба», «Башкирская юрта»
-разработать проекты:
«Мой город» - об истории происхождения названий улиц;
«Чтим и помним» - о ветеранах – в годы Великой Отечественной Войны.
Это поможет детям обрести систему ценностных ориентиров, которые в дальнейшей жизни обеспечат им чувство защищенности, духовной силы, нравственное здоровье.
Мы надеемся, что наши дети вырастут продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.