СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Патриотическое воспитание детей и молодежи как неотъемлемый компонент социального развития"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе затронута тема патриотического воспитания детей и молодежи. Обращается особое внимание на формы и методы патриотического воспитания в школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Патриотическое воспитание детей и молодежи как неотъемлемый компонент социального развития"»

Отдел образования Уваровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа

Павлодарский филиал





ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Доклад


Автор:

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала.

Контактный телефон: (475)-58-78-307.

е -mail: kamnevaveronika@mail.ru














Павлодар

2022 год



Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала.


«Воспитание любви к родному краю,

к родной культуре, к родному городу,

к родной речи – задача первостепенной важности,

и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему дому, школе.

Постоянно расширяясь,

эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству»

(Д.С. Лихачёв).

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения. С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм. Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.   Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. [1]

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет и прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. Благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества. [2]

Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам. Одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. Особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны. [3]

В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы. Для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. [4]

Сегодня тема патриотизма очень актуальна. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, трудовых коллективов, образовательных учреждений по формированию у растущих граждан высокопатриотического сознания, убеждений, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Не стоит забывать, что взрослые лучший пример для детей, необходимо ежедневно своим поведением, своими поступками и словами способствовать их воспитанию.

Патриотическое воспитание связано с сохранением и развитием у учащихся  исторической памяти. В памяти учащейся молодежи, всех граждан должны храниться и постоянно обновляться  научные знания в различных областях науки и производства, события и факты, связанные с историей рода, села, города, республики, страны, мира.  Без этого нет движения человека вперед, нет осознанной его деятельности на благо Родины. Без этого нет любви к Отечеству. Чем больше памятных мест у человека, тем он близко связан с малой и большой родиной, тем он сильнее любит свою Родину.

В нашей школе проводится огромная работа по патриотическому воспитанию, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В нашей школе функционирует историко-краеведческая музейная комната – это остров духовности в современном художественном процессе. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, воспитания патриотизма, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. 

Тема Великой Отечественной войны и великой Победы над фашистской Германией занимает особое место в патриотическом воспитании обучающихся нашей школы, и ей отводится главная роль. Этой теме посвящены общешкольные мероприятия, конкурсы, семинары.

Для обучающихся проводятся Уроки Мужества, посвященные разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Незабываемое впечатление оставила у ребят заочная экскурсия по городам-героям. Москва, Ленинград, Волгоград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Смоленск, Мурманск, а также Брестская крепость – эти города золотыми буквами вписаны в летопись Великой Отечественной войны.

Жизни и творчеству поэтов-фронтовиков был посвящен устный журнал «Вслед за памятью». В рамках празднования 85-летия Тамбовской области было проведено мероприятие «Путешествие по губернии». Это мероприятие было направлено на воспитание патриотизма, усвоение новых знаний, разнообразие культурного досуга, сплочение школьного коллектива. Также традиционным стало проведение Дня села, проводятся экскурсии по родному краю, экскурсия в усадьбу С.В. Рахманинова в село Ивановка, экскурсия в дворянскую усадьбу Поленовых в Старой Ольшанке, Покровская ярмарка, классные часы «Люби и знай свой край», дети принимают участие в областном форуме «Истории моей малой родины», проходит Неделя Мужества, акция «Бессмертный полк», акция «Мы-единое целое», День России, мероприятие ко Дню Победы, День Героев Отечества с выездом в город Тамбов, Федеральный проект «Дорога домой». Дети и молодежь села объединены волонтерской деятельность отряда «Пламя», который организует акции «Мы - за чистое село», «Забота», «Мои земляки», уборка и уход за военно-историческим мемориалом памяти воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На базе нашей школы в 2018-2021 годах работала инновационная муниципальная площадка «Я-патриот и гражданин России» патриотической направленности. Результативность работы нашей школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины. Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий.

Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.

29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой. [5]

  Учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, которое представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности ориентиров. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание  патриотического воспитания учащихся. Педагог был и остается главным воспитателем личности. От его теоретической и методической подготовленности к организации  педагогического процесса зависит успех в решении  современных  учебно-воспитательных задач.

Память человечества хранится в знаниях. Образование призвано расширять систему мировоззренческих и ценностных установок со­временного человека-гражданина, патриота Родины,  способствуя тем самым расшире­нию и обогащению системы его отношений к малой и большой Родине, окружающему миру.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. [6]

Патриотизм является не толь­ко важной задачей воспитания, но и его могучим педагоги­ческим средством. Истинный патриотизм по своей сущности гуманисти­чен и включает в себя уважение к другим народам и стра­нам, к их национальным обычаям и традициям и нераз­рывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм является могучим  источником прогресса каждого человека, коллектива,  страны, цивилизации.

В педагогике патриотизм выступает как нравственное качество человека, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявлять к ней чувства любви и верности, осознавать и переживать ее величие и славу, свою духовную связь с ней, стрем­иться беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, вы­ступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности. В  решении этой  задачи важнейшее место принадлежит  семье, образовательным и общественным учреждениям.

Высший уровень развития чувства патриотизма не­разрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Оте­чества, оставивших заметный след в истории нашей многонациональной Родины. Все они являются  для учащихся примером для подражания и верного служения Отчизне.



Список литературы:

1. Абрамова С.В., Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. М.: Глобус, 2016. - 224 с.

2. Агапова И.А., Мы - патриоты! М.: ВАКО, 2019. - 368 с.

3.Азаров Ю. К., Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2017.-7с.

4. Быков А.К., Событийный подход в патриотическом воспитании школьников. М.: Просвещение, - 2018. -24с.

5. Журавская Т.В., Патриотическое воспитание. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

6. Пашкович И.А., Патриотическое воспитание: система работы, планирование, разработка занятий. Волгоград: Учитель, 2019. - 169 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!