СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Основные подходы в обучении иностранному языку согласно новым Государственным образовательным стандартам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные подходы в обучении и воспитании иностранному языку согласно новым Государственным  образовательным стандартам. В данной статье рассматриваются рекомендации по обучению иностранному языку

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Основные подходы в обучении иностранному языку согласно новым Государственным образовательным стандартам"»


«Основные подходы в обучении и воспитании иностранному языку согласно новым

Государственным образовательным стандартам».



Иностранный язык

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования должны быть 14 ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (A1) в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Предметные результаты должны обеспечивать формирование:

  1. умений говорения: уметь вести разные виды диалога в элементарных ситуациях (этикетный, побудительный, диалог-расспрос), в рамках предметного содержания речи со зрительными и (или) вербальными опорами (изображение или текст) или без них, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка; создавать элементарные монологические высказывания (короткое описание, элементарное повествование в настоящем времени) со зрительными и (или) вербальными опорами или без них в рамках изученного предметного содержания речи; устно излагать основное содержание прочитанного или прослушанного короткого текста; отвечать на поставленные вопросы, устно представлять результаты простого проектного задания;

2) умений аудирования: воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников; понимать основное содержание элементарных текстов, доступных в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; использовать воспринятый на слух материал для выполнения других заданий;

3) умений смыслового чтения: читать вслух с пониманием небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текста, извлекать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию; соотносить прогнозируемую информацию с той, которая содержится в тексте, а также с другими текстами или изображениями; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме или в виде таблиц и интерпретировать ее;

4) умений письменной речи: владеть техникой письма; заполнять простые формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; писать с опорой на образец; составлять ответ на записку/личное письмо/электронное сообщение от друга по переписке; писать слова и короткие фразы; вставлять слова в пропуски в тексте; дописывать предложения и делать подписи к изображениям;

5) знания, понимания, распознавания и употребления в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых 15 клише); интонации изученных коммуникативных типов предложений; признаков изученных грамматических явлений;

6) фонетических, орфографических и пунктуационных навыков: различение на слух и адекватное, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произношение изученных звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в освоенных словах и фразах; соблюдение особенностей интонации в утверждениях, отрицаниях, а также в изученных типах вопросов;

7) социокультурных знаний и умений: знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов, отобранных для образовательного курса популярных сказок, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен);

8) компенсаторных умений: использовать при чтении и аудировании: языковую догадку, прогнозирование содержания текста, игнорирование излишней информации, не препятствующей пониманию основного содержания;

9) специальных учебных умений: использование справочных материалов, представленных в доступном виде (правила, таблицы, схемы), в т.ч. в электронной форме; выполнение элементарных проектных заданий, включая задания межпредметного характера;

10) навыков практической деятельности в повседневной жизни: использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения несложных заданий на иностранном языке; умение знакомить представителей других стран с культурой своего народа и участвовать в элементарном бытовом общении на иностранном языке.

Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего среднего общего образования Донецкой Народной Республики обеспечивают единство образовательного пространства, доступность получения качественного образования, преемственность в обучении, духовно-нравственное развитие, создание условий для развития и самореализации учащихся; формирование здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни и создание социальной ситуации развития. В содержании образования относительно предметной области «Филология» в разделе «Иностранный язык. Второй иностранный язык» обозначены следующие требования к формированию предметных компетентностей как результата обучения:

1) формирование толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого учащимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Изучение иностранного языка в общеобразовательной организации должно быть направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Формирование и развитие речевой компетенции предусматривает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

Языковая компетенция характеризуется как овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной организации, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.

Социокультурная компетенция направлена на приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся общеобразовательной организации на разных этапах изучения предмета, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

Компенсаторная компетенция – это развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Учебно-познавательная компетенция служит базой для дальнейшего развития общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

При обучении предмету «Иностранный язык» образовательный процесс необходимо строить в рамках системно-деятельностного подхода с учетом личностно-ориентированного результата в формировании коммуникативной компетентности учащихся.

С этой целью рекомендуется использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, иными словами, способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

На начальной ступени обучения реализуются следующие задачи: 

  • формирование у детей готовности к общению на иностранном языке;

  • формирование и развитие межнационального взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры;

  • формирование и развитие коммуникативных умений по четырем видам речевой деятельности (устная речь, аудирование, чтение, письменная речь) с учетом образовательных, языковых и возрастных возможностей и потребностей младших школьников; 

  • приобщение учащихся на ступени общего начального образования к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

  • формирование представления о наиболее общих особенностях языкового взаимодействия на родном и иностранном языках;

  • усвоение основных сведений о стране изучаемого языка, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка.

К завершению этапа начального общего образования в соответствии с международными рекомендациями по обучению иностранному/неродному языку планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по иностранному языку (уровень А1).

Обучение иностранному языку на уровне основного общего образования должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся на уровне начального общего образования. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии учащихся, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у школьников появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.

На уровне основного общего образования усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).

Все это позволяет расширить связи иностранного языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, что содействует их социальной адаптации в современном мире, то есть обеспечивает метапредметный результат обучения.

В основной школе также целенаправленно осуществляется развитие компенсаторных умений - умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно:

  • развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании - языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.

В сфере социокультурных знаний и умений учащиеся совершенствуют навыки осуществления межличностного и межкультурного общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).

Они овладевают знаниями о:

  • значении иностранных языков в современном мире;

  • наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях относительно традиций в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников, этикетных особенностях посещения гостей, сферы обслуживания и т.д.;

  • социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом языке и культурном наследии стран изучаемого языка;

  • речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.

Предусматривается также овладение умениями:

  • представлять родную страну и культуру на иностранном языке;

  • оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.

В период обучения с 5 по 9 класс планируется дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, закрепляется адекватное произношение и различение на слух всех звуков изучаемого иностранного языка, правильное ударение в словах и фразах, членение предложений на смысловые группы, соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Происходит расширение потенциального словаря за счет интернациональной лексики и овладения новыми словообразовательными средствами. На основе текстов различных стилей (это и отрывки из литературных произведений, и поэзия, и газетные статьи, и различного рода документы, тексты из разных областей знаний и диалоги) ведётся дальнейшее развитие умений во всех видах чтения аутентичных текстов: ознакомительное чтение, изучающее, поисковое/просмотровое, развивается языковая догадка, умение пользоваться двуязычным словарём учебника или одноязычным (толковым) словарём.

На этапе основного общего образования уровень владения иностранным языком должен соответствовать ступени А2 (базовый), для специализированных школ/классов с углубленным изучением иностранных языков – уровень А2+/В1 (продвинутый) в зависимости от количества учебных часов.

В языковом образовании на уровне среднего общего образования первоочередными являются задачи:

- усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование у них готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- подготовка учащихся к прохождению Государственной итоговой аттестации по иностранным языкам: английскому, немецкому, французскому;

Освоение курса среднего общего образования по иностранному языку предусматривает сформированность навыков:

  • использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

  • создания целостной картины мультилингвального поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;

  • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

  • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа;

  • осознания себя гражданином своей страны и мира.

На этапе среднего общего образования уровень владения иностранным языком должен соответствовать ступени В1 (базовый), для специализированных/профильных школ/классов с углубленным изучением иностранных языков – уровень В2/В2+


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!