СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:"Обучение нотной грамоте в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение нотной грамоте помогает моим ребятам сильнее проявить любовь к музыке и пению.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Обучение нотной грамоте в детском саду"»

Доклад на тему «Обучение нотной грамоте в детском саду»

Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

 

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.



Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.



Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель — помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» — Х. Хайнер.

  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Чтобы научить детей петь правильно,чисто интонировать



Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в  виде сказки  не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следят и участвуют в развитиии сюжета попутно знакомясь с музыкальными понятиями : пауза, нотный стан, скрипичный ключ и т.д.В конце каждой темы с детьми  проводится музыкальная игра, как итог.

Я предлагаю вашему вниманию сказку-путешествие «По волнам нотной страны»

Описание материала:Одним из ключевых приемов, которым можно заинтересовать, захватить, заставить проникнуть в тему беседы любую аудиторию, как взрослую, так и детскую, является история, сказка, притча. Захватить внимание детей, вызвать интерес к теме беседы легче всего с помощью сказки. Тогда дети, проникнув в «сказочную страну», сидят, затаив дыхание, и слушают.

Цель: Актуализация знаний детей по теме «Ноты»

Задачи: Вызвать у детей интерес к теме. Помочь освоить нотную грамоту.

Помочь понять, что мелодия состоит из отдельных нот. Учить выделять из мелодии отдельные звуки. Познакомить с понятиями «высокие и низкие голоса», учить определять на слух высокие и низкие звуки.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Учить «чувствовать» музыку, определять и передавать характер музыки в двигательных импровизациях или с помощью картинок-образов зверей и птиц.

Закреплять полученные ранее знания.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, музыкальные и двигательные импровизации, знакомство с нотным станом и написанием нот на линеечках.

Итак……

В одной сказочной нотной стране жили-были ноты. У каждой нотки было свое имя. Нотки, как и дети, были нотки мальчики, которые очень любили лазать по лесенкам, как и все мальчишки на всем белом свете, а были и нотки девочки. Они, как и все девчушки-хохотушки, очень любили наряжаться. Нарядов было много, и поэтому их папа Король Скрипичный Ключ построил для них великолепный дворец. Для каждой девочки была устроена отдельная комната, но… об этом чуть позже.

Мальчиков звали так: ДО, МИ, СОЛЬ и СИ. Собрались они однажды на прогулку в парк, а там стояла высокая лесенка. ДО был самый младший из всех братьев, и смог забраться только на самую низкую ступеньку, стоящую на земле (дополнительную). Он стоял там и радовался: «Вот какой я ловкий!» А мальчики постарше, МИ, СОЛЬ и СИ, решили устроить соревнование: кто же заберется выше всех. Самым ловким оказался СИ, он забрался на третью ступеньку. СОЛЬ чуть пониже, на вторую, а МИ только на первую. «Ура, я выиграл,- прокричал СИ,- я выше всех». ДО не обиделся на брата, а сказал, что он, стоя на своей дополнительной ступеньке, видит червячков на земле. МИ тоже не расстроился, ведь со своей первой ступеньки он увидел, как мама возвращается с работы. СОЛЬ со своей второй ступеньки увидел самую красивую на свете птичку.

- А что тебе там видно, СИ?

- Мне с третьей ступеньки видны облака и небо!

В это же самое время, девочки выбирали себе комнаты.

- Я буду жить внизу на первом этаже!- сказала РЕ,-не люблю лесенки, и поселилась под первой линейкой.

- Тогда я займу второй этаж, между первой и второй линейками,- сказала ФА,- мне очень нравится смотреть в окно на наш чудесный яблоневый сад, а снизу и сверху его не разглядеть.

- Ну тогда третий этаж мой,-сказала ЛЯ,-мне очень нравится подниматься по лесенкам. И поселилась между второй и третьей линейками.

Вот так дружно жили-поживали веселые нотки и до сих пор живут, хотите проверить, тогда отправляйтесь в сказочную нотную строну. А веселые ребятки-нотки будут ждать вас в своих домиках.

ДО – на дополнительной линеечке.

РЕ – под первой линеечкой.

МИ – на первой линеечке.

ФА – между первой и второй линеечками.

СОЛЬ – на второй линеечке.

ЛЯ – между второй и третьей линеечками.

СИ – на третьей линеечке.

До скорой встречи в сказочной стране!

Сказку можно рассказать в любое время суток, хоть на ночь. Зато утром можно нарисовать нотки и их домики, а можно и поиграть.

Дидактическая игра «Высоко - низко»

Для игры понадобится лист бумаги с нарисованным нотным станом (пять линеечек) и небольшие овалы  из черной цветной бумаги.

Взрослый или играет на фортепиано высокие либо низкие ноты, или просто поет любые ноты ,высокие либо низкие. Ребенок догадывается высоко или низко забрались мальчики нотки и выставляет овалы на нотный стан, соответственно высоко или низко.

А еще по нотному стану могут «гулять» картинки с изображением зверей: медведи, зайчики, волки, птички .Каждый зверь под «свою» песенку.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

А теперь и вы, ребята, вспомните, где живут нотки и разместите их по своим домикам

Разучиваем с детьми песенки про нотки:

1. Чтоб выучиться пению, Имеем мы терпение.

И, чтоб урок у нас не зря прошёл, Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны, И выучить все ноты хорошо!

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Возьмём свои тетрадки мы, И ноты по порядку мы

Запишем, чтобы каждый помнить мог. Должны мы быть старательны,

Послушны и внимательны, И дома каждый раз учить урок!

Припев:2р.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Разучиваем стихотворения:

Нотная азбука.
Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложеньи,
Ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук.
И у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
* * *
Ноты у меня спроси –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.


(Е. Загорученко)

Еще одна любимая песенка,которую дети с удовольстием поют:

«Семь подружек» слова Сергеева, музыка Прохоровой Н.

  1.  Семь подружек голосистых, семь звоночков серебристых

Дружно весело живут, дружно весело живут

Громко песенки поют, громко песенки поют.

  1. Домик наш открыт всем детям, заходите,  мы вас встретим!

Тайны музыки расскажем, тайны музыки расскажем

В мир волшебный путь покажем, в мир волшебный путь покажем.

  1. Если будете стараться и усердно заниматься,

то терпение и труд, то терпение и труд

вас к успеху приведут, вас к успеху приведут!

            

Необходимость работы над этой темой возникла у меня в связи с тем, что я столкнулась с трудностями при обучении детей пению. И моя задача заключается в том, чтобы при помощи использования элементов нотной грамоты научить детей чисто интонировать мелодию, развивать музыкальный слух, чувство ритма.  Играя в «забавное сольфеджио», дети получают ответ на часто задаваемый вопрос: «А из чего сделана музыка?»; учатся «правилам пения» для дальнейшего самостоятельного музицирования. К концу подготовительной группы ребята уже пробуют свои силы в сочинении музыкальных импровизаций, что, несомненно, будет способствовать пробуждению у них интереса к музыке. При помощи игр, веселых песенок, маленьких попевочек, стишков, мы знакомимся со звукорядом, как владеть дыханием во время пения, понятиями ритма и длительности нот.

Искусство пения – это искусство дыхания. Нельзя научить ребенка петь, не научив его правильно дышать. Вдох, как в разговоре, так и в пении, делается в начале фразы и после ее окончания. В середине фразы, во время пения нужно стараться удержать дыхание. Играем в такую игру. Ребенок – дирижер стоит перед ребятами. Дирижер, произнося коротко «раз», одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают вдох и задерживают дыхание. Вдох нужно делать носом, рот закрыт. Держать дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно «два-а-а». Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Дирижер постепенно увеличивает счет до трех, пяти раз. Сам дирижер поднимает руку медленно – делает плавный вдох, если быстро – короткий.  У Ларисы Абелян есть очень хорошее стихотворение:

Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханием владеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста!

Я прошу воспитателей поучить это стихотворение с детьми в группе. И когда перед пением мы его вспоминаем, то мне уже ничего не нужно говорить ребятам о вдохе и выдохе, они сами все вспомнили и знают.

В работе над вокально-хоровыми навыками надо подходить к каждому ребенку индивидуально. Индивидуальной работе я уделяю много времени. Ведь дети разные, есть активные на занятиях, а есть такие,  которые стесняются петь во время занятий одни. Особенно «домашние дети», когда ребенок до 5-6 лет был дома с бабушкой. У таких детей часто совершенно отсутствует навык хорового пения, т.е. пения со всеми вместе, когда надо петь и слушать не только себя, но и товарища, прислушиваться к звучанию аккомпанемента.  Беседую с родителями таких детей, прошу их больше уделять внимания пению дома вместе с ребенком, убеждаю в необходимости приобрести металлофон, или игрушечное пианино.

Есть дети, у которых нарушена  координация слуха и голоса. С ними тоже приходится  работать индивидуально. Во время пения таких детей я сажаю их на первом ряду около инструмента.

Для меня важно не просто разучить песню, а научить детей определенным вокально-хоровым навыкам, которые  нужны им для исполнения именно этой песни. На одном занятии в работе у меня обычно две-три песни. Песни я беру разнохарактерные, т.е. например «Падают листья» М. Красевана contilenu и веселую, быструю, например попевки на legato и staccato. Трудные места в песне, например скачки, выкладываю на фланелеграфе нотами и мы отрабатываем их. Ребятам нравится прыгать с нотки на нотку вместе с показом руки.

Цель распевания – перевести речевое дыхание в певческое, разогреть голосовой аппарат. К попевкам предъявляю следующие требования:

С элементами нотной грамоты я начинаю знакомить детей в конце старшей группы. Для этого использую фланелеграф. На первых занятиях знакомлю со свойствами музыкального звука и с тем, где живут музыкальные звуки. Определяя свойства музыкального звука, дети сами ищут подходящие определения услышанному звуку. Высокий звук – звонкий, тонкий, нежный. Низкий – «толстый», глубокий грубоватый. Отличительное свойство музыкального звука – тембр, или окраска. Один и тот же звук (нота) звучат по-разному, исполнишь ли ты его сам, прозвучит ли он на фортепиано, скрипке, гитаре, или другом инструменте. Проигрываю один и тот же звук на всех инструментах, которые у меня есть в зале. Затем прошу детей одновременно исполнить этот звук на всех инструментах вместе со мной и внимательно послушать, какое получается красивое звучание за счет тембрового разнообразия разных инструментов. Тембр звука определяем такими словами, как густой, мягкий, звонкий, певучий, бархатный, резкий, трескучий, матовый. По тембру голоса мы узнаем и людей.

Играем в игру-загадку. Сажаю несколько человек на стулья, один играющий стоит к ним спиной с закрытыми глазами. Дирижер показывает рукой, кому из сидящих на стуле исполнить звук «ля». Тот, кто стоит спиной, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса.

Когда мы всё узнали про свойства музыкального звука, нам остается узнать где он живет и где записывается. Тут же даю тему музыкальных ключей. Так как скрипичный ключ называется еще ключ соль, в честь ноты соль, расположенной тоже на второй линейке, знакомство с нотами начинается с ноты соль. На одном занятии знакомимся только с одной нотой и так семь нот – семь занятий.

Очень помогают усвоить звукоряд две песенки про нотки (см. приложение). Ребята поют их с удовольствием. Тут же учим маленький стишок про звукоряд:

Восемь ноток встали в ряд,1,2.3

Получился звукоряд, посмотри

До присело на пенек,ре подпрыгнуло разок

Ми бежало по дорожке, фа захлопало в ладошки

Соль нагнулось вправо-влево,ля на корточки присело

Потянулось к солнцу си

Нотки сели все в такси

Моя любимая тема – длительности нот. Беру целое яблоко и прямо на занятии его разрезаю на половину, половину на четверти и четвертинку еще на половину. Так знакомимся с целой нотой, половинной, четвертной и восьмой. Вместе просчитываем каждую ноту и запоминаем графическое написание.

Когда ребята хорошо усвоят эту тему, играем в игру «Идут отряды – звукоряды». Звукоряд из целых нот считаем на четыре каждую ноту с хлопками. Это отряд-звукоряд бегемотов. Шагаем половинными нотками как медведи, как волки четвертными нотками, как белочки бежим восьмушками.

Сидя на стульчиках прохлопываем с пением звукоряд  вверх и вниз целыми, половинными,четвертными и восьмыми нотками.

Когда хорошо усвоен звукоряд, длительности нот и дети хорошо ориентируются в местонахождении всех нот, они легко пропевают легкие мелодии по нотам. Например: Андрей-воробей», «Чижик-пыжик», «Василек» и др.

К теме мажорного и минорного лада в музыке, ребята практически у меня подготовлены к подготовительной группе. Начиная с младшей группы, мы уже учимся определять характер и настроение прослушанного произведения. Но слова мажор и минор я говорю детям только в подготовительной группе. Чтобы ребята лучше усвоили эту тему, я сделала карточки красного и синего цвета. Красный цвет – это мажор, синий – минор. Даю каждому ребенку две карточки – синюю и красную. Играю несколько произведений подрят ,а ребята поднимают нужную карточку.

Музыка не может состоять из звуков одинаковой громкости, никто не смог бы слушать такую музыку. Ведь даже разговаривая, человек говорит то громче, то тише. Поэтому в музыке существуют динамические отметки.

Ρ – пиано, тихо:  –

Если этот знак встречаем,

Тихо музыку играем.

f – форте, громко: _

Этот знак нам говорит:

«Громко музыка звучит!»

Знакомлю еще со знаками крещендо диминуэндо. Крещендо – это постепенное усиление звука. Оно нарастает, как прилив волны. Диминуэндо – постепенное уменьшение звука, его затихание. Звук убывает, как отлив волны.

Чтобы лучше усвоить эту тему я придумала игру. Один ребенок прячет какой-нибудь предмет, например карандаш. А другой ребенок стоит спиной и не видит, куда спрятали карандаш. Я играю любую музыку, а ребята хлопают то громче, то тише в зависимости от того, как ребенок приближается к спрятанному предмету.

Так в игровой форме я знакомлю детей с волшебным миром музыки.

Как показывает опыт моей работы, в результате углубленной работы по пению, у большинства детей диапазон голоса расширился до нормального, развились слух и память. А знакомство с нотной грамотой помогает моим ребятам еще сильнее проявить интерес и любовь к музыке и пению. Я вижу, что они получают радость и удовлетворение на музыкальных занятиях. Мои воспитанники каждый год поступают в нашу Азовскую школу. Я очень люблю свою работу и горжусь ей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!