Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Мотивация учебной деятельности на уроках математики"»
Доклад на тему: «Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
Выполнила учитель математики: Кожевникова Ю.А.
Дата: 10.01.2017 год
«Личность-звено между
мотивацией и её реализацией»
З.Фрейд
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.
Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».
Как писал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому я считаю, что ребёнку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И.Герберту) - это синоним учебной мотивации.
Если рассматривать всё обучение в виде цепочки:
хочу
могу
выполняю с интересом
личностно
значимо каждому,
то опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Так как же сформировать его у ребёнка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность и неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.). Это как движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше.
Приёмы мотивации (слайды 4-8):
Апелляция к жизненному опыту детей
Создание проблемной ситуации
Ролевые и деловые игры
Решение нестандартных задач на смекалку и логику
Элементы занимательности
Отражение исторического аспекта.
Кроссворды, сканворды, ребусы, синквейны, творческие задания и т.п.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности (слайды 9,10):
Ситуация удивления (ассоциация вместо правил).
Презентации, творческие домашние задания; накопительная система оценок, рефлексия.
Доброжелательный настрой урока(благоприятный и продуктивный микроклимат).
Методическая ценность приемов (слайд 13):
исследование, каких – либо фактов;
Выводы (слайд 14): 1) Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
2)Снижение мотивации-снижению успешности и эффективности обучения.
3)Использование современных педагогических технологий способствует развитию коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Заключение (слайд 15):
«Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
«Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»