СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на ФГОС третьего поколения в 2022 -2023 учебном году»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был подготовлен для выступления на РМО учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на ФГОС третьего поколения в 2022 -2023 учебном году»»

МР Уфимский район Республики Башкортостан









Выступление

на районном методическом объединении учителей математики

на тему:



«Методические рекомендации о преподавании математики в переходный период на ФГОС третьего поколения в 2022 -2023 учебном году»













Подготовила

учитель математики СОШ с. Черкассы

– филиала МОБУ СОШ д. Алексеевка

Тишкина Т.М.



Слайд 1

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.

Слайд 2

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство.

ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.

Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018.

31 мая 2021г. вышел приказ Министерства просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Слайд 3

Основными задачами нового ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации Слайд 4

и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Слайд 5

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня,

начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.

Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации». Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru. Слайд 6

Какие бывают ФГОС? Слайд 7

- ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. Слайд 8

Первое поколение образовательных стандартов были приняты в 2004 году. Основной целью был не личностный, а предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение ФГОС разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2022 года. Результаты обучения не были детализированы. Акцент сделан на развитие УУД, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.

Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 Слайд 9-10

1) Впервые вводится ФГОС Начального Общего и Основного Общего Образования одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.

8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). Слайд 10

9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.

10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

17) Определено базовое содержание программы воспитания.

18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Переход на новые ФГОС будет постепенным, в 2022 году на обучение по обновленным ФГОС переходит только начальная школа и пятые классы, в 2023 году начальная школа и пятые-шестые классы и т.д.

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций. Примерные рабочие программы на федеральном уровне разработаны впервые.(Для ФГОС 2009-2010-2012 гг. на федеральном уровне были разработаны только примерные основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.)

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. Слайд 11



Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают: Слайд 12

  • Равный доступ к качественному образованию

  • Единые требования к условиям организации образовательного процесса

  • Единые подходы к оценке образовательных результатов

С 15 сентября 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования. Учителя Республики Башкортостан принимают активное участие в этой работе.

Переход на примерные рабочие программы планируется постепенно с 1 сентября 2022 года

Апробация рабочих программ проходит поэтапно. Слайд 13

1 этап: 15.09.2021 – 10.12.2021 Экспертная оценка РП

2 этап: 11.01.2022 – 30.04.2022 Применение РП в своей деятельности

Научно-методическое сопровождение ФГОС: Слайд 14 - 15

http://edsoo.ru – (единое содержание общего образования)

сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС

https://edu.gov.ru/

сайт Минпросвещения России

Слайд 15


7 декабря 2021 года ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" провел семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика». Слайд 16

Семинар провела Рослова Лариса Олеговна - кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики ФГБНУ "ИСРО РАО"

Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали Слайд 17

• ФГОС ООО (обновленный вариант)

• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ

• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования».

В ходе семинара была рассмотрена структура и содержательные блоки Примерных рабочих программ основного общего образования по предмету "Математика", аспекты взаимосвязи ФГОС, Примерной рабочей программы по математике и учебников для преподавания предмета. Слайд 18

Учебный предмет «математика» в основной школе теперь будет состоять из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)

Содержательные линии курса «вероятность и статистика» Слайд 19

  • Представление данных и описательная статистика

  • Вероятность

  • Элементы комбинаторики

  • Введение в теорию графов

  • Общематематические знания: элементы логики, теории множеств

Принципы построения курса «Вероятность и статистика» Слайд 20

Первичность статистики: в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном

Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность–как мера правдоподобия событий

Практическая направленность:

•Умение представлять, описывать и использовать данные

•Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе

•Понимание закона больших чисел как фундаментального закона природы, имеющего математическое выражение

•Функциональная грамотность

Также изменятся критерии уровня изучения математики Слайд 21

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации»

определены три уровня изучения математики:

• Математика для жизни

• Математика для прикладного применения в профессии

• Творческая математика

Раньше к углубленному уровню изучения математики относилась только «Творческая математика». По новому ФГОС к углубленному уровню изучения математики будут относиться «Математика для прикладного применения в профессии» и «Творческая математика».

В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.

Все примерные РП ООО составлены по единой схеме. Слайд 22

Структура примерной рабочей программы учебного предмета «Математика»

  1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования:

а) Личностные результаты

б) Метапредметные результаты

  • Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета

в) Предметные результаты (по курсам, по годам обучения)

Программы курсов (4 программы)

Каждая программа курсов также составлена по единой схеме: Слайд 23

* Цели изучения учебного курса

* Место учебного курса в учебном плане

* Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы

(по годам обучения)

* Содержание учебного курса (по годам обучения)

Слайд 24

Тематическое планирование учебного курса (по годам обучения)

Тематическое планирование содержит разделы: примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся.

. Содержание и требования по годам обучения Слайд 25

• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения

• снижении требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий

• отказ от линейного принципа построения курса

• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.

Слайд 26

Для основного общего образования в Примерной Основной Образовательной Программе представлены 6 вариантов примерного недельного учебного плана и в каждом из них на изучение курса математики в 5 – 6 кл. отведено не менее 5 ч в неделю, на изучение курса алгебры в 7 – 9 кл. – не менее 3 ч. в неделю, на изучение курса геометрии в 7 – 9 кл. – не менее 2 ч. в неделю, на изучение курса «Вероятность и статистика» в 7 – 9 кл. – не менее 1 ч. в неделю.

Всего в 5 – 9 классах не менее 952 учебных часов.

Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. Утверждение Примерной Основной Образовательной Программы планируется в конце марта 2022 г

Тематическое планирование Слайд 27

  • Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.

  • Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.

  • Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.

  • Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.

  • Единственным, но принципиально важным критерием, является

достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.



В тематическое планирование включены: Слайд 28

Формирование функциональной математической грамотности: Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов

Итоговое обобщение и систематизация

В конце каждого года, большой блок в 9 классе, в частности, для подготовки к ГИА, обращаться можно и в течение года.

Практические работы

Слайд 29

На сайте https://edsoo.ru/constructor/ (Единое содержание общего образования) есть страничка Конструктор рабочих программ.

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. «Конструктор РП» понятен и прост в использовании.

В настоящее время Конструктор находится в режиме апробации.

Рабочая версия будет доступна 15 марта 2022 года.

Слайд 30

Для начала работы с Конструктором необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу и шаблон – для какого класса и по какому предмету необходимо составить РП. Дальше – «Создать РП»

В примерной РП уже расписано: и пояснительная записка, и содержание учебного курса, и планируемые образовательные результаты.

В тематическом планировании расписано наименование разделов и тем программы. Слайд 31

Учителю остается заполнить только количество часов по темам, по контрольным работам (в ПРП указано количество часов по разделам и общее количество к/р за учебный год), даты изучения, виды деятельности, ЭОР (ЦОР), выбрать из предложенных вариантов виды и формы контроля. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.

Также в конце РП необходимо указать учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Как отметила в своем выступлении, отвечая на вопросы участников семинара, Рослова Л.О., канд. пед. наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики Института стратегии развития образования РАО:


В настоящий момент разрабатываются примерные рабочие программы для уровня среднего общего образования.

В основной школе предусмотрена возможность изучения ряда предметов не только на базовом, но и углубленном уровне. Помимо примерных рабочих программ могут использоваться рабочие программы, разработанные в образовательной организации при полном учете требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.

В Примерную Основную Образовательную Программу включены примерные рабочие программы по предметам базового уровня. Программы изучения ряда учебных предметов на углубленном уровне, требования к результатам по которым зафиксированы в обновленных ФГОС, в настоящее время разрабатываются.

Идет работа над созданием программы углубленного изучения математики в 7 – 9 классах. К концу весны программы должны быть рассмотрены и утверждены.

Содержание определенной части учебников, включенных в Федеральный перечень, не соответствует примерным рабочим программам, в связи с чем:

  1. в настоящее время в издательствах завершается доработка содержания действующих и подготовка новых учебников.

  2. Доработанные и вновь созданные учебники пройдут экспертизу

Учебник «Вероятность и статистика» разрабатывается .

По итогам экспертизы будет сформирован новый федеральный перечень учебников (2022 г.)

Содержание рабочих программ под имеющиеся учебники корректировать не требуется, поскольку будут изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам.

Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

За основу составления РП надо брать программу, переработанную авторами учебников в соответствии с Примерной рабочей программой.

ВПР будут соответствовать новым программам.

Если в примерной рабочей программе предусмотрена возможность менять последовательность тем и перераспределять часы по усмотрению учителя, то в этой части видоизменения рабочей программы допускаются.

Учитель, пока нет новых учебников, должен использовать при подготовке уроков ЭОР и ЦОР, учитывая требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.

Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в Примерной Рабочей Программе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!