СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников через использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОКЛАД

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников через использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС"»



Доклад

« Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников через использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС»















Введение.

 Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «иностранный язык» как образовательной учебной дисциплины. Современное преподавание иностранного языка невозможно без обучения фонетическим навыкам. вопрос обучения фонетики - это один из тех вопросов языкознания, изучение которого имеет действительно практическую пользу. Более красивая речь - это фонетически правильно оформленная речь.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.


Целью применения ИКТ стало:

- Развитие мышления;

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:

техническая  и дидактическая.

1.Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

2.Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше, участвовать самому.

Возможности ИКТ безграничны. Внедрение  ИКТ  в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

  • Мультимедийные курсы

  • Логические игры

  • Тесты, тренажёры

  • Ресурсы Интернет

  • Электронные энциклопедии

  • Презентация к уроку (можно использовать на разных этапах урока).

Возможности ИКТ:

  • Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, таблицы и т.д.);

  • Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

  • Создание текстовых работ;

  • Обобщение методического опыта в электронном виде.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ  могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Под ИКТ – компетентностью учителя английского языка  следует понимать личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно – коммуникационные технологии в своей деятельности. Рассматривая различные подходы к уровням (этапам) формирования ИКТ – компетентности учителя, можно выделить следующие: базовый, углубленный, профессиональный.

Идеальный урок английского языка — это максимальное погружение в языковую среду. Просто творческого подхода и педагогического мастерства в современной школе часто оказывается недостаточно. Новое поколение учеников лучше и быстрее воспринимают интерактивные источники информации, кликабельные изображения и тому подобное. Именно компьютерные технологии помогут создать в классе необходимый эффект погружения.

Возможности ИКТ

ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) на уроках английского в начальной школе повышают мотивацию ребят, способствуют развитию всех языковых навыков, позволяют расширить кругозор детей, готовят учеников к самостоятельному изучению предмета.

Использование ИКТ даёт возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения (учитель является основным источником новой информации, дает готовые объяснения и факты) к деятельностному (знания «добывают» сами учащиеся).

Ребята становятся активными участниками урока, а не только пассивными слушателями. К тому же, ИКТ позволяют персонифицировать обучение, сделать подачу материала более индивидуальной. Компьютер позволяет уменьшить субъективность в оценке знаний, что тоже создает комфортную атмосферу на уроке.

Он выступает в роли:

  • учителя (даёт новые знания)

  • проверяющего (тестирует усвоение материала)

  • инструмента (помогает ученикам выполнять задания)

  • источника информации (обеспечивает ребят данными, необходимыми для выполнения задачи)

Цель данной работы: выявить педагогические условия развития познавательных способностей на уроках иностранного языка в начальной школе.

  Развитие познавательных способностей младших школьников будет осуществляться эффективно, если организация обучения будет строиться с учетом характеристики развития школьников при иноязычном образовании; применять методы и приемы, способствующие развитию познавательных способностей школьников.

 Обучение иностранному языку в начальной школе - это курс на развитие учащихся в процессе практического овладения иностранным языком. Начальное обучение представляется как относительно самостоятельный цикл, целями которого в соответствии со стандартом начального общего образования по иностранному языку являются:

  1. формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, письме, чтении, аудирования;

  2. развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  3. обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языку для определения в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

  4. освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном;

  5. приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитания дружелюбного отношения к представителям других стран;

  6.  В процессе обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении, в частности в начальной школе, закладываются прочные основы для дальнейшего овладения иноязычной коммуникативной компетенции.

  7.  Следует отметить, что младшие школьники приступают к изучению иностранного языка с большим интересом, однако возникают проблемы у школьников в начале их учебной деятельности, касаются мотивации учения и социального развития произвольности поведения и неравномерности формирования познавательной сферы. Простейшим, но очень важным познавательным процессом является ощущение. Они сигнализируют нам о том , что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет повысить эффективность преподавания и рационально использовать время и силы учителя.

Особенности компетентностного подхода в обучении и воспитании младших школьников при обучении иностранному языку с помощью ИКТ по ФГОС в настоящее время существенно меняется социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения уровня коммуникативной компетенции школьников, совершенствование их филологической подготовки.

 Начальное обучение представляется как относительно самостоятельный цикл, целью которого является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, формирование коммуникативных умений понимания и высказывания в ситуации, знание правил общения и национально - культурных особенностей, приемов овладения языком.

 Таким образом, начальная ступень – это закладывание основ коммуникативной компетенции, формирование самостоятельного решения коммуникативно - познавательных задач во всех видах речевой деятельности.

 Начальное обучение имеет благоприятные факторы, которые способствуют успешному овладению иностранным языком: дети очень активны, большой объем памяти, отсутствие психологического барьера в говорении - все это способствует поддержанию и сохранению интереса к иностранному языку и устойчивой мотивации успеха.

 Однако недостаточно исследованы методы и приемы обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычных способностей младших школьников. Не в полной мере учитываются особенности организации учебного процесса, направленные на развитие учащихся в начальной школе.

 Проблема обучения младших школьников иностранному языку до сих пор вызывает споры ученых и является не до конца исследованной. Каковы особенности развития познавательных способностей младших школьников при овладении иностранным языком?

Учащиеся, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки.

Проведенная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.

Компьютерные технологии применялись мной наравне с традиционными средствами обучения. Однако практика применения компьютерных программ показывает, что компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация и интенсификация самостоятельности учащихся, повышение познавательной активности и мотивации, интенсификация обучения и создание комфортной среды обучения.

В рамках своей педагогической деятельности  я использую компьютер:

Мой метод

Я убеждена- лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.



С докладом выступила учитель иностранных языков МБОУ ШСОШ№10

Базунц Э.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!