СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование кластерных технологий на уроках истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я хочу поделиться своим опытом некоторых известных методов развития критического мышления на уроках истории и обществознания, которые использую я.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование кластерных технологий на уроках истории"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Буйнакска».



Доклад на методическом объединении учителей истории

тема:


«Использование кластерных технологий

на уроках история».














Подготовила:

учитель истории- Закарьяева З.Г.




2018г.

Использование кластерных технологий на уроках история.


Введение

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не просто знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в образовательный процесс работы по технологии критического мышления и позволяет личностному росту ребенка, развитию его личности.

Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых известных методов развития критического мышления на уроках истории и обществознания, которые я использую.


Глава I. Что такое критическое понимание учебного текста и каковы его особенности.


В своем исследовании я хочу поговорить о работе с основным текстом учебника истории. В традиционной модели методики обучения этот вид работы занимает ведущее место, поскольку несет всю информационную нагрузку и подчиняет все основные компоненты учебника. Поскольку основной текст в учебнике играет большую роль, методологические приемы, как и много лет назад, так и в современных методах, в основном связаны с ним. В частности и студенты педагогических вузов, и начинающие преподаватели, и опытные преподаватели рекомендуют на уроках истории использовать пояснительное чтение, комплексные планы, дискуссии по тексту учебника и др.


Многие современные авторы учебников расширили традиционное понимание роли учебного текста в изучении истории . Предложено развивать познавательную активность в работе с учебным тестом с помощью изобразительного, тезисного, семантического и стереотипного планов. Это способствовало повышению познавательной активности студентов до трансформационного и творческого уровней. При этом задача заключалась не в том, чтобы принципиально изменить привычный статус учебной книги как основного источника знаний и средства развития логических навыков, информация, содержащаяся в учебнике, не подвергалась сомнению, не было желания обучать студентов критическому мышлению при работе с авторским текстом учебника.


Между тем, в условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов второго поколения, в которых задействованы различные источники исторической информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток информации, интерес к человеку в истории, необходимо развивать критическое мышление личности. Это сегодня выходит на первый план как результат и цель исторического образования личности.


Критическое мышление-это не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление-это один из способов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется следующими навыками:

Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;

Уметь отличить факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;

Вопрос о логической несогласованности устной и письменной речи;

Определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;

Отделить главное от существенного в тексте или в речи и уметь сосредоточиться на первом;

Выявить эмоционально заряженные слова, которые могут вызвать конфликт или "подлить масла в огонь»;


Понимаем, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;


Поймите, что слова "все", "нет", "всегда"," постоянно " и обобщенные предложения приводят к неправильным представлениям;

Найти наличие пропагандистских слов в любом предложении или заявлении;

Уметь сделать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идеологические установки отражают текст или говорящий;

Избегайте категорических утверждений;

Будьте честны в своих рассуждениях;


Очевидно, что основные методы работы с текстом, практикуемые в современной школе, не направлены на формирование навыков, составляющих сущность критического мышления. Наряду с традиционными методами чтения и логической обработки текста, необходимо познакомить учащихся с другими способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.





Глава II. Работа в группах


Кластер (англ.)- кисть, гроздь, гроздь; а также накопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом могут скрываться уже знакомые нам методы составления логических схем или справочных заметок по тексту учебника. Однако, это не так.


Давайте вспомним, как мы делаем реферат в классе. Ученик и преподаватель выполняют следующие операции:

читает текст, предназначенный для обработки на уроке;

при чтении этого текста отмечает и подчеркивает ключевые моменты, факты, события и т. д. которые требуют особого внимания;

разрабатывает или подбирает уже готовые символы для каждой важной позиции текста;

наносит эти метки карандашом на лист чистой бумаги, используя чернила или высококачественные маркеры;


В принципе возможны и другие способы составления справочных заметок, но они не меняют своей сути – лаконично вербально и графически представляют необходимую информацию, служат ориентиром, поддержкой для приобретения и усвоения студентами тех или иных знаний.


Теперь посмотрим, как готовится кластер.


Выделяем центр-это наша тема, от нее отходят лучи- большие смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью Солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.


При подготовке кластера работа с учебником развивается в соответствии с этим планом:


прочитайте текст учебника и выделите в нем большие и малые смысловые единицы;


после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольную рамку, чтобы записать принятые названия;


на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это "филиалы" кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);

попытаться установить связи между отдельными блоками и /или "ветви" кластера и соединить их стрелками;

на основе других источников и после обсуждения в группе добавить кластеры в новые "ветви" - информация, отсутствующая в учебнике, но необходимая для представления проблемы..


В рамках подготовки к первому ученику кластера, прочтите текст учебника, по-своему переосмыслил содержание параграфа, выделены смысловые единицы учебной информации, и не повторена предлагаемая разбивка учебника на подпункты, в информационных блоках информацию из дополнительного текста, стрелки отмечали связь между "ветвями", принадлежащими разным "пучкам".


Таким образом, если основной реферат ориентирован на наиболее полное графическое отображение информации, не нарушающей логики авторов учебника, то кластер позволяет студентам продемонстрировать индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить основное от среднего, изменить логику изложения задачи, привести ребенка к собственному выводу из собственных "макетов" исторического предмета.



Глава III. Некоторые руководящие принципы работы с кластерами.


Советы по работе с "гроздьями»:


1. Оцените текст, с которым вы будете работать. Нужно ли в этом случае разбивать на "гроздья"? Можно ли в тексте различать большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если сомневаетесь, выявить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, ключевые слова или фразы.

3. Упоминание о "кластерах". Пусть ученики сделают презентацию своих заметок.

4. Попросите учеников установить связи между "ветвями" вашей "связки" и объяснить связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо семантическом блоке, попросите сделать эту "ветку" ярче.


В младших и средних классах работа над кластером является составной частью комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего урока ученики попарно знакомятся с работами друг друга, в свою очередь озвучиваю отдельные "гроздья", отвечаю на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и навыки:


1) четкое и понятное объяснение нового материала;


2) представить его под другим углом, чем в учебнике;


3) сформулировать собственные выводы и суждения;


4) участвовать в диалоге;


5) прислушиваться к другим;


6) корректно обсуждать спорные идеи ;


7) уважайте другую точку зрения.


Все эти навыки составляют основу критического мышления и методологический характер.


По заранее установленным критериям, ученики старших в основном классов, оценивают работу друг друга. В качестве примерных ориентиров оценивания ответа ученика кластеру могут быть предложены следующие требования:


полный ответ, ориентированный на главное в этой теме;

четкое изложение вопроса;

соответствующие выводы по данному вопросу;

точность и ясность конструкции кластера;

содержательные ответы на дополнительные вопросы;

другие преимущества ответа.


Методическими условиями представления образовательной информации в кластерах являются, в частности, такие обстоятельства:


1. описательный или объяснительный стиль основного текста, который представляет собой факт-явление или факт-процесс. "Панорамный" характер пунктов красноречиво обозначается их названиями. Например:" предпосылки возникновения государства у восточных славян"," русское общество в XI веке"," культура и быт XIV – начала XVI веков " и др. кластера позволяет старшеклассникам выделить ключевые моменты темы, разделить информацию текста на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстрации, доказательства и т. д.;


2. оценочный или обобщающий вывод, сделанный в названии абзаца в качестве отправной точки рассуждений авторов учебника по историческому факту ("расцвет Древнерусского государства при правлении Ярослава Мудрого", "распад Русского государства", "собирание русских земель во второй половине XIV века" и др.).), кластер помогает старшеклассникам понять смысл, заявленный авторами сборника учебника; следовать логике обоснования его вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные доказательства, подтверждающие или опровергающие заключение авторов учебника.


3. многообразие развития исторического сюжета, сложность и многообразие отношений, объединяющие на первый взгляд совершенно разные аспекты прошлого и исторических деятелей (например, "Русь между Востоком и Западом"). Кластер помогает ученикам старших классов, понять актуальность и структуру темы; выявить основные направления изучения образовательной проблемы; отделить основную информацию от средней; сосредоточиться на существенном; проследить развитие различных тенденций; выявить альтернативные пути выхода из сложившейся исторической ситуации.


Вывод

Как мы видим, современные методы работы с учебной информацией, опираются на опыт своих предшественников, дополняя и даже преобразовывая его. От механического, а иногда даже бездумного овладения учебным текстом необходимо перейти к его критическому осмыслению. Методы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и инструментами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, а также принципы представления. Современные методы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.






Список использованной литературы

1. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская развитие критического мышления на занятиях: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2004 – 175s.

2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании: учебник. – М. Академия, 2003 – 272s.

3. Кирилова н. б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: педагогика. - 2005 - №5 С. 13-21.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!