СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: « Формы организации проектной и познавательно –исследовательской деятельности по ИЯ в урочной и внеурочной деятельности »

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке я рассказываю о развитии универсальных учебных действиях учащихся средствами проектного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: « Формы организации проектной и познавательно –исследовательской деятельности по ИЯ в урочной и внеурочной деятельности »»

МКОУ Коченевская СОШ №13











Доклад на тему:

« Формы организации проектной и

познавательно –исследовательской деятельности

по ИЯ

в урочной и внеурочной деятельности »







Подготовила:

Малышева Ж.В.





2022-2023 у.г.

Наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого обучающегося, его активность. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых ФГОС и использование современных образовательных технологий.

   Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Роль учителя  меняется, он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. Меняется роль и ученика. Ученик становится субъектом учебного процесса. Совместно с учителем он ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности. Проектная  деятельность играет  значимую роль  на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности.  Именно проектное обучение заменяет, по материалам Е.С. Полат, традиционную парадигму  образования «учитель – учебник-ученик» на новую «ученик –учебник –учитель».

 

Проектная деятельность способствует повышению личной уверенности учащихся в решении проблем, возникающих в повседневной жизни.

 

             Проектная технология предполагает:

       - наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского

           поиска     ее решения;

       - практическую, теоретическую, познавательную значимость

          предполагаемых результатов;

       - самостоятельную деятельность ученика;

       - структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных

          результатов;

                - использование исследовательских методов, то есть определение

                  проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов

                  исследования, сбор информации, оформление конечных результатов,

                   презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

 





2. Развитие универсальных учебных действий у учащихся

средствами проектного обучения

 

   Использование проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности  является одним из способов формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), которые в Федеральном государственном стандарте определены в качестве главных

результатов. В основе УУД лежит «умение учиться».

    Формировать личностные УУД:

1.формировать представление о себе, как о личности, когда он кратко рассказывает о себе.

2.предоставлять учащимся право выбора тематики проекта.

3.ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

4.уважать свой народ, другой народ и принимать их ценности.

    Формировать регулятивные УУД:

1.уметь планировать, организовать свою деятельность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно;

2.действовать по плану;

3.контролировать процесс и результаты деятельности;

4.вносить коррективы;

5.осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    Формировать познавательные УУД:

1.уметь результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

 

     8

Познавательные универсальные действия включают:

-общеучебные (самостоятельно находить информацию не только с помощью книг, но и при помощи компьютерных средств, уметь извлекать нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы

решения задач, уметь анализировать и объективно оценивать собственную деятельность);

-логические (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы);

-постановка и решение проблемы(формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

     Формировать коммуникативные УУД:

-осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности и взаимодействовать (задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и

обосновывать свою точку зрения), проявляя толерантность в общении, соблюдая правила речевого поведения.

     Формирование УУД с использованием метода проектной деятельности направлено на достижение внешних и внутренних результатов.

    Внешний результат (метапредметный результат) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат –-опыт деятельности (личностный результат) -становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.

  Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят

значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция. В ходе организации проектной деятельности у обучающихся младшей ступени формируется умение работать

не только индивидуально, но и в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.

     Таким образом, проектная деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              

Характеристика основных форм проектов

 

   Организация проектной деятельности во многом определяется формой проекта. В дидактике, по признаку доминирующей в проекте деятельности,

выделяют следующие формы проектов:

                    1. Исследовательские проекты характеризуются продуманной структурой,   

                      обоснования актуальности предмета исследования для всех участников.

Структура исследовательского проекта:

1.Тема исследования

2.Актуальность

исследования

3.Проблема исследования

5.Предмет, объект

6.Задачи исследования

7.Методы исследования источников информации

8.Гипотиза решения обозначенной проблемы

9. Пути решения проблемы

10.Обсуждение полученных результатов, выводы

11.Оформление результатов исследования

                    1.Обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования

           

                    2.Творческие проекты предполагают соответствующее оформление

                    результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры  

                     совместной деятельности участников.  Он предполагает соответствующее   

                    оформление результатов и форму их представления. Это совместная газета,

                    сочинение, видиофильм, драматизация, ролевая игра и т.д. Структура данных

                     результатов может быть представлена в  виде плана, сценария, рубрик и т.д.

           

                

                                                                                                                    

                    3.Информационные проекты направлены на сбор информации о каком –

                     либо объекте, явлении, которую в последующем анализируют и обобщают

                     участники проекта.

       Структура информационного проекта:

                     1.Цель проекта

  2.Предмет информационного поиска

         3.Источник информации (Средства СМИ, электронные базы данных,

                                           интервью, анкетирование, энциклопедии, различная  литература).

  4.Способы обработки информации (Анализ, обобщение, сопоставление с

                       известными фактами, аргументированные выводы).

           5. Результат информационного поиска (Статья, аннотация, реферат, доклад,    

                                                           видео).

      6. Презентация

 

4. Ролево - игровые проекты отличаются тем, что структура их только намечается и остаётся открытой до окончания проекта, доминирующим видом деятельности здесь является ролево – игровая. Не смотря на то, что данный проект обладает высокой степенью творчества, все же основным видом деятельности здесь является ролево -игровой, поскольку участники

проекта принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта или к его окончанию.

           

                    5. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Это могут

                     быть небольшие проекты, затрагивающие два – три предмета, а также

                     достаточно объёмные и продолжительные.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть:

1.Внутренними или региональными (т.е. в пределах одной страны);

 2.Международными (участники проекта являются представителями разных   

     стран).

 По количеству участников проектов, можно выделяют следующие проекты:

 1.Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах,

    регионах, странах);

 2.Парные (между парами участников);

 3. Групповые (между группами участников).

                        

 По продолжительности проведения проекты могут быть:

 1. Краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более   

 крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на

 одном - двух уроках;

 2.Средней продолжительности (от недели до месяца);

 3.Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

                        

                   6 Практико-ориентированные проекты отличаются чётко обозначенным

                      с самого начала результатом деятельности участников проекта, который

                      обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников

                      (дизайн дома, школьного кабинета; проект зимнего сада и т.п.)..

           

 7. Монопроекты проводятся в рамках одного учебного предмета по

 наиболее сложным и интересным разделам или темам программы,     

 связанная со страноведческой, исторической, социальной тематикой и т.п.  

Такой проект имеет четко продуманную структуру, которая содержит цель, задачи, а также планируемый результат, т.е. какими знаниями и умениями ученики должны в результате предположительно приобрести. Форму презентации своих результатов участники проекта выбирают самостоятельно.

 Пример организации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по предмету

 

 

1. Тема: «Let’s cook a special dish for Christmas». («Давай приготовим особое блюдо к Рождеству».)

2. Участники проекта- учащиеся 6-го класса.

3. Цель: Формирование коммуникативной компетенции учащихся. Введение страноведческой информации по теме: «Рождественские блюда на праздничном столе англичан».

4. Гипотеза:

   Учащимся задаются наводящие вопросы:

1. Name me all dishes you know.
2. So, tell me please:
- What is your favourite one?
- Who cooks it in your family?
- Does your family have a special dish for holidays?

(Учащиеся по цепочке называют блюда, которые знают из русской и иностранной кухни и отвечают на следующие вопросы.)

We have the theme connected with Christmas.

   3. What do you know about this holiday?

(Учащиеся составляют ассоциативную схему на тему «Рождество».)

5.Задачи:

Образовательные:
1.      Актуализация лексико-грамматического материала по теме в различных видах учебной деятельности (чтение, говорение, орфографическое письмо).
2.      Развитие навыков чтения и спонтанной речи.
Развивающие:
1.      Развитие языковых, индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
2.      Развитие навыков и умений сравнения и сопоставления.
3.      Развитие интереса к англоязычной культуре, умение увидеть различное и

 

17

общее, объединяющее.


Воспитательные:
1.      Воспитание умение слышать собеседника, работать в команде.
2.      Воспитание интереса в дальнейшем изучении культуры страны изучаемого языка.

6. Планируемые результаты:

Личностные:

1.                 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла в обучении.

2.                 Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных  ситуациях.

3.                 Осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие.

4.                 Формирование представлений о  культуре другой страны (Рождество в Британии), как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу.

5.                 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные:

1.                 Формирование языковых навыков, фонетических, орфографических, лексических в рамках темы «Приготовление блюда к Рождеству».

2.                 Совершенствование навыка говорения через практику выражения главной идеи текстов.

3.                 Развитие навыков чтения  (восприятие и понимание смыслового содержания текстов.

Метапредметные:

1.                 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.                 Освоение способов решения проблем поискового характера.

3.                 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

4.                 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5.                 Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

6.                 Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право

18

7.                 каждого иметь свою точку зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

8.                 Определение общей цели и путей ее достижений, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и активность, а так же активность членов группы.

7. Тип проекта: Исследовательский, краткосрочный.


 Заключение

 

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Применение проектной методики на занятиях иностранного языка показывает, что учащиеся:

-достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

-имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

-понимают необходимость междисциплинарных связей.

    Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то , что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Проект–это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной

для них, творчески продуманной форме.

Таким образом, можно сказать, что метод проектной деятельности

является одним из более эффективных способов формирования

универсальных учебных действий и овладения учащимися

иноязычной коммуникативной компетенцией.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!