СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование учебных действий через кружковую работу в начальной школе "Кружок Эрудит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад по теме "Формирование учебных действий через кружковую работу в начальной школе "Кружок Эрудит" Начальная школа.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование учебных действий через кружковую работу в начальной школе "Кружок Эрудит"»













































ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – «КРУЖОК ЭРУДИТ»











Куйдина Марина Константиновна

Фёдорова Вера Ильинична

МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» Республика Бурятия









2017 год

Начальное звено в школе – это фундамент для формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основу нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Задача основного общего образования - развивать и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоопределении и общественно-полезной деятельности.

На протяжении нескольких лет в нашей школе в начальном звене ведутся предметные кружки. Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы.

Сегодня я хочу поделиться опытом формирования учебных действий на примере занятий кружка по русскому языку «Эрудит». В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников новыми сведениями, создаёт новые ассоциации, устанавливает интересные аналогии, даёт почувствовать, что языковый мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Мне, как учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. формировать универсальные действия. Главное условие для успешного формирования УУД- включение ребёнка в активную внеурочную деятельность. Все проводимые мной занятия содержат целеполагание, планирование, контроль, коррекцию.

Я стараюсь не преподносить детям новые знания в готовом виде, а организую процесс так, чтобы они сами добывали знания в собственной познавательной деятельности ( пойти в библиотеку, найти в Интернете, спросить у родителей);

-- учитываю возрастные психологические особенности развития детей; - создаю доброжелательную атмосферу ; - формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора; - создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности. - обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий ( КВНы, викторины(«Всё растёт из корня»( о родственных словах), «Как делаются слова»(о словообразовании в русском языке),конкурс знатоков русского языка(Кто или что?»( одушевлённые и неодушевлённые имена существительные), сочинение забавных историй о происхождении слов, об ударении в словах, о многозначности слов,)

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно достигаться: полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость и дружелюбие:никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

- Применяю ИКТ, что позволяет сделать занятия для детей более увлекательными и интересными. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

Личностные УУД формирую, задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили в такой ситуации…»; «Что бы вы посоветовали героям этого отрывка…»; Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь к тому, что ваши одноклассники в своей речи употребляют слова-паразиты…»; « Нравится ли вам как разговаривают между собой взрослые…»

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.

Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:

- "найди отличия"- «Пульс слова» (об ударении), "на что похоже?" («Молчаливые буквы»- Ъ и Ь); поиск лишнего слова;"лабиринты";"цепочки"; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями; Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте », «Выполните задание », «Проанализируйте», «Сделайте вывод..» Работая над формированием регулятивных УУД, учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой - либо задачи.

Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

- "преднамеренные ошибки" (дан текст с ошибками, дети должны найти и исправить их); поиск информации в предложенных источниках (Интернет, библиотеки) ; взаимоконтроль;

Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

- составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда на заданную тему; "отгадай, о ком говорим"; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); "подготовь рассказ на тему «Почему мы так говорим»", «расскажи устно «Как люди научились говорить» , «Как люди научились писать»", "объясни " и т. д.

Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги. Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На одних занятиях может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). --Вопрос- Почему горчицу называют острой? - Как вы думаете, какие предметы бывают острыми? - Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? - В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? - Какие значения имеют слова пятачок, шишка? - Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросёнка, шишка ели и шишка на голове? - На какой вопрос отвечают и что обозначают слова спинка, ручка, язычок?

Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия. Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и те, которые обозначают признаки и действия предмета.

Послушайте рассказ и подумайте, правильно ли вы ответили. Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься. -Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая… Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. - Я горчицы хочу, - сказал Гриша.- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама. Засмеялся Гриша.- Эх ты! Разве горчица острая? Она – горькая. Я ещё вчера лизал.(Б. Рябинин "Острые вещи") Задание: Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах: - личностные (формирование интереса) - регулятивные (использование простейших знаний для ответов на вопросы)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом : - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других) Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии. - Если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.

Для формирования УУД в работе кружка я использую и другие виды работ: «Соревнование». Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске (на лучшую письменную работу)

«Задания для девочек и мальчиков».На доске варианты текстов отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу (одушевленные и неодушевлённые имена существительные) Карточки с заданиями. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются. (работа над ролью при инсценировании литературного отрывка) Конкурс чтецов (заучивание наизусть четверостишей) Бой эрудитов (знатоков русского языка) Интеллектуальный марафон Творческие задания Оформление альбомов ( загадок, пословиц) Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. Ребята с удовольствием выполняют такие работы как: Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми. Разгадывание кроссвордов; Викторины по пройденной теме; Сочини небылицу об однокоренных словах; Придумай своё окончание истории.

Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками . Её можно использовать на разных этапах занятий.1ступенька – всё понял, могу помочь другим. 2 ступенька – понял, но нужно ещё поработать.3 ступенька – не понял, нужна помощь.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на наших занятиях становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации занятий у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.

Китайская народная мудрость гласит : «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы. Использование различных форм деятельности помогает заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции. Занятия в кружке помогают ребятам ощутить свою уникальность и востребованность, так как они  проходят в отличных  от учебной деятельности  активных формах.  Я стараюсь создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.

































Результаты 2016 – 2017 учебного года:

школьный уровень

мероприятие

Ф.И. участника

место

Олимпиада по русскому языку

Фёдоров Денис

1 место

Тугжиева Дарья

2 место

Коржинков Даниил

3 место

Интеллектуальный марафон

Фёдоров Денис

1 место

Коржинков Даниил

2 место

Севостьянова Дарья

3 место

Конкурс «Золотое перо»

Калашникова Кристина

1 место

Павленко Виктория

3 место

Районный уровень

мероприятие

Ф.И. участника

место

Конкурс сочинений «Гордость Бурятии»

Коржинков Даниил

3 место

Конкурс сочинений ко Дню Учителя

Коржинков Даниил

2 место

Антипина Светлана

участие

Севостьянова Дарья

участие

Конкурс «Золотое перо»

Калашникова Кристина

сертификат

Республиканский уровень:

мероприятие

Ф.И. участника

место

Олимпиада «Русский с Пушкиным»

Коржинков Даниил

Диплом победителя

Севостьянова Дарья

Диплом победителя

Фёдоров Денис

Почётная грамота




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!