СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения".»



Доклад на тему:



«Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков (письмо, письменная речь) на уроках русского языка и литературного чтения»

классного руководителя

2 класса МКОУ «СШ №1»

Сержантовой Н.В.



Город Ефремов.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. С самого начала речь возникает как средство общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих всё более усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Младшие школьники овладевают разным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности. Задача уроков русского языка и литературного чтения состоит в том, чтобы повысить уровень речевого и письменного развития школьников, усовершенствовать их умения и навыки.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых устных и письменных умений и навыков у детей? Важно понимать, что развитие речи ребёнка - не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.

Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.

Для ребёнка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным учебным предметам.

Необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста. В начальной школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты.

Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма и т.д.; знакомятся с их стилистическими различиями. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.

Как ведётся работа над обогащением словарного запаса? Работа над словарём в начальной школе имеет 4 направления:

-обогащение словаря;

-уточнение словаря;

-активизация словаря;

-устранение нелитературных слов.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение.



Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений. Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.

Над словосочетанием проводится следующая работа:

- выделение словосочетаний из предложения;

- установление связей между словами с помощью вопросов;

- составление самостоятельных словосочетаний.

При работе над предложением основой является умение строить разнообразные типы предложений.

Вот основные приёмы работы над предложением:

- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;

- составление предложений по вопросам учителя;

- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;

- работа с деформированным текстом;

- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;

- распространение простого предложения;

- сокращение распространённого предложения;

- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;

- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;

- свободное составление предложений.



В начальной школе приняты следующие виды связной речи:

- развёрнутые ответы на вопросы;

- текстовые упражнения;

- записи по наблюдениям;

- устный пересказ;

- рассказ, заученный на память;

- импровизация сказок;

- изложения;

- выборочные пересказы и изложения;

- инсценирование;

- устное рисование;

- сочинения;

- отзывы о прочитанных книгах, кинофильмах;

- упражнения в написании писем.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.

Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) очень высока. Для ликвидации тавтологических ошибок необходимо постоянно обогащать словарный запас учащихся, проводить лексическую подготовку к устным и письменным высказываниям, проводить специальные упражнения на нахождение и устранение повторяющихся слов в тексте, на составление связных текстов с использованием синонимов.

Кроме вышеназванных, в целях формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков на уроках русского языка во 2 классе использую следующие виды работ:

  1. минутки чистописания (написание отдельных элементов букв; соединения букв, вызывающих затруднения при написании у детей; написание заглавных и строчных букв, которые учащиеся часто путают при написании, например: Чч и Уу, Жж и Хх, Шш и Щщ, сочетания им и ми, ши и иш и т.д.; слова с данными сочетаниями; списывание предложений с такими словами в целях закрепления правильного написания, с последующей самопроверкой);



  1. орфографические минутки (загадки, пословицы и поговорки, словарные слова, занимательные четверостишия, скороговорки и т.д – вставить и объяснить пропущенные орфограммы; написать по памяти; упражнения на развитие внимания, орфографической зоркости: «Зоркий глаз», «Исправь ошибки», «Самый внимательный» и др.)



  1. работа с предложением, текстом (нахождение границ предложений, запись каждого предложения с заглавной буквы, постановка знаков препинания в конце предложений, работа с деформированным предложением, текстом; вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу; заменить одинаковые слова в предложениях синонимами и др.);



  1. предварительная подготовка к написанию диктанта, изложения, сочинения (орфографическая работа, словарная; написание письменных ответов на вопросы);



  1. комментированное письмо (запись под диктовку с комментированием у доски);



  1. доскажи правило (жи- и ши- …, ча- и ща- …, чу- и щу-…; сочетания чн-, чк-, чт-, нщ- …; имена, отчества, фамилии людей …; чтобы проверить безударную гласную в корне… и др.);



  1. заучивание правила в стихотворной форме;



  1. использование памяток:

Как составить текст-повествование.

1. Подумай, о чём будешь рассказывать. Какова тема текста.

2. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  2. С чего можно начать рассказ? О чём будешь говорить в вводной части?

  3. О чём расскажешь в основной части? Как развивалось действие? Какой момент был самым напряжённым? Чем завершилось?

  4. Как можно закончить рассказ? Какая будет концовка?







Как составить текст-описание.



  1. Выдели признаки предмета или явления, которые нужно описывать.

  2. Определи своё отношение к нему. Что ты хочешь доказать в своём тексте?

  3. Подумай, какие слова можно употреблять, чтобы описание было точным, ярким.

Какие сравнения будешь использовать?

  1. Озаглавь текст и напиши его. Проверь.





Как составить текст-рассуждение.



  1. Кратко назови то, что будешь доказывать.

  2. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно, например, начать так: « Происходит это потому, что…», « Объясняется это тем, что…».

  3. Напиши текст. Проверь.



Успешность обучения достигается лишь в том случае, если на каждом уроке русского языка учитель обращает внимание детей на построение предложений, вдумчивый выбор подходящего слова, грамотное оформление мыслей. Учащиеся развиваются всесторонне и творческие их способности расширяются. Как устная, так и письменная речь обостряют любознательность, делают детей более активными наблюдателями.



На уроках литературного чтения в целях развития речевой деятельности во 2 классе использую следующие виды работ:

  1. работа с загадками, пословицами, поговорками, скороговорками (прочитать, объяснить смысл, переставить слова в нужной последовательности, произнести по памяти);

  2. прогнозирование темы раздела;

  3. придумывание своего названия к стихотворению, тексту;

  4. выборочное чтение, выборочный пересказ;

  5. изменение последовательности пунктов плана в соответствии с текстом;

  6. придумывание своей концовки, истории к произведению;

  7. составление предложений по иллюстрации учебника;

  8. доскажи в рифму (отгадку к загадке, стихотворную строчку).



Необходимо разнообразие упражнений. В процессе обучения должны быть представлены все виды работ. Например, все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, сжатый пересказ, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картинок и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и прочее.

Речевые упражнения как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию устной и письменной речи обязательно приведёт к успеху.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!