СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.»»

Доклад на тему: «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.»

Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Школа должна не только  вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков  в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. В своём выступлении я затрону личностные и коммуникативные УУД.    

Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.

Младший школьник должен:

  • Установить связь и принадлежность не только к своему народу, но и к государству.

  • Понимать, уважать ценности и культуры других национальностей. Интересоваться культурой народа и страны, в которой он родился и живет. Уметь различать главные нравственно-этические нормы и понятия. Идентифицировать поступки и действия с моральными нормами; чувствовать, как он поступил – «хорошо» или «плохо».

  • Понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.

  • Анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики.

  • Объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность, доверие и так далее.

  1. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.

Младший школьник должен:

  • Понимать речь учителя и одноклассников.

  • Стремиться к процессу познания, то есть ребёнок должен удивляться и интересоваться, проявлять внимание и желать узнать как можно больше. Давать оценку своим действиям.

  • Уметь сотрудничать с одноклассниками. Иными словами, принимать мнение оппонента во время спора или дискуссии, быть терпеливым и доброжелательным, проявлять доверие к участнику или собеседнику общего дела, а также считаться с точкой зрения другого человека.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе.

Стоит понимать, что виды универсальных учебных действий будут формироваться более эффективно в том случае, если педагог в своей работе использует следующие методы:

  • Проблемное обучение, творческие задания.

  • Групповые, а также парные формы работы на уроке.

  • Проектная деятельность.

  • Технология продуктивного чтения.

  • Методы, которые направляются на самостоятельную деятельность обучающихся.

  • Методы самооценки и рефлексии. И другие.

    1. Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

Например, на уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Классу предлагается практическое задание на новыйматериал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников попросить написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

На уроке литературного чтения проводится работа с литературными произведениями. А детям необходимо прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Заинтересованные читатели должны себя отождествлять с героями сказки или рассказа. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения. Педагогу стоит помогать выявлять моральное содержание и нравственное значение поступков персонажей. Воспитательная составляющая на уроках литературного чтения должна знакомить детей с героическим прошлым народа и страны, в которой они проживают. На уроках, посвященным сказкам, после их изучения можно детям дать задание: придумать своего персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как все», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  • умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

  • самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

  • креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

    1. Технология проектной деятельности

Окружающий мир любят многие ребята, так как считают его одним из самых интересных, но в то же время и достаточно трудным предметом. Трудно с этим поспорить. Личностные УУД в начальной школе на уроке окружающего мира формируются путем становления мировоззрения, а также жизненного самоопределения ребенка. Кроме того, на этом уроке у детей формируются основы исторической памяти о ближнем и далеком прошлом. Ученики работают над проектами «Моя семья», «Моя родословная», «Моя малая Родина», «Кто нас защищает?», «Знай родной край».

На уроке окружающего мира у учеников начальной школы формируется грамотное и природосообразное поведение. Все это воплотится в реальность, благодаря проектным работам, например: "Покормите птиц зимой", «Сажаем деревья», «Вторая жизнь отходов», «Собери макулатуру – сохрани дерево».

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовностиктворческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

    1. Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

1 этап. Наосновании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух,по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.

Опыт  работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Дети учатся оценивать:

  • ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Применительно к предмету «Математика » следует выделить такие виды действий:

•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; задания учебника «Математика» ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его. Работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

На уроках математики дети учатся:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

  • не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки- обязательная часть решения любой задачи;

  • понимать свои желания и цели по отношению к общим учебным задачам;

  • понимать свои желания и цели по отношению к индивидуальным учебным задачам.

Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке  особое внимание должно уделяться формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Сотрудничество - это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности. В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. На первый план выходят определенные требования к личности - творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно - активным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6-7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.

Здесь важны такие формы работы, как

  • организация взаимной проверки заданий,

  • взаимные задания групп,

  • обсуждение участниками способов своего действия.

Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализация данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения учебных задач. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п.

Так же можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Русский язык» или «Ознакомление с окружающим миром» и др.

Итак, коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. Следовательно, коммуникативные универсальные учебные действия - это взаимодействия между учащимися, которые открывают возможность широкой ориентации. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников - процесс длительный.

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно.

Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов.

Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися. Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.

Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе - макроумения:

  • слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

  • самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

  • выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;

  • выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.

Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:

- поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- выделять в слушаемом тексте понятное и непонятное;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);

- выделять смысловые части текста;

- выделять главную мысль (мысли) текста;

- понимать ситуацию общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватно реагировать,

- извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение слушаемого текста;

- высказать своё мнение относительно слушаемого текста.

Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:

- читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.);

- ставить перед собой цель чтения;

- выделять в тексте ключевые слова;

- выделять непонятные слова;

- толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);

- выделять в тексте понятное и непонятное;

- отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

- формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);

- формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

- находить в тексте подтверждение предложенного суждения;

- подтверждать свое суждение примерами из текста;

- определять главную мысль (мысли) текста;

- выделять смысловые части текста;

- озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

- извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

- извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;

- формулировать выводы на основе прочитанного;

- выполнять краткий пересказ прочитанного;

- выполнять подробный пересказ прочитанного.

Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:

- определять объём высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;

- определять границы содержания темы;

- формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;

- придерживаться темы при изложении мыслей;

- придерживаться определённого плана при изложении мысли;

- излагать тезисно;

- формулировать выводы из собственного текста;

- подбирать к тезисам соответствующие примеры, факты, аргументы;

- пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

- подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли.

Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках в начальной школе довольно много. Можно использовать на уроках следующие виды и формы работы:

-работа в группах;

- устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному тексту;

- пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование;

- проекты и мини – проекты, творческие работы;

- викторины, интеллектуальные командные игры, конкурсы;

- чтение по ролям;

-мини – инсценировки;

- работа в парах;

- игры;

- ситуативные тренинги;

- «задания – интервью»;

- «игротека».

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей использую следующие методические приемы:

1.Постановка вопросов по изучаемому произведению.

- «Разыграй сценки.

- пантомима – помогает через движение уяснить и объяснить содержание и форму произведения:

- подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений

- чтение по ролям;

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке использую задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

-при выполнении заданий на прогнозирование текста: «Придумай окончание истории»;

-задания, организующие словесное творчество учащихся: «Придумай свой рассказ или сочини маленькое стихотворение на тему «Осень». «Составь по рисунку рассказ про цыпленка. Придумай окончание этой истории»

-рассказ от первого лица:

-изменение сказочной развязки: «Придумай другое окончание рассказа (сказки)»;

-придумать продолжение рассказа;

-«секреты слова» - вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций: «Найди строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы (А.Фет «Ласточки пропали…»). «Как ты понимаешь выражения «в сонной тишине», «горят снежинки», «в золотом огне» (С.Есенин «Береза»);

-придумать историю, основную мысль которой можно выразить одной из пословиц;

-подобрать пять пословиц о дружбе и справедливости;

-распределить пословицы на группы: о Родине, о трудолюбии; какие еще группы пословиц можно выделить? (

-составить кроссворд.

Так дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я (учитель) объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советую. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров использую такой режим работы как в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. Групповое взаимодействие – один из самых продуктивных режимов работы, т.к. позволяет:

-дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

-обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;

-каждому ученику сформировать опыт выполнения функций контроля (самоконтроля) и оценки;

-дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения..

Задача считается выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. Предлагаемые методические приемы совершенствования коммуникативных действий учащихся ориентированы на становление коммуникативно – развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог; участвующего в коллективном обсуждении проблем. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

Заключение

Формирование УУД в начальной школе обеспечивают положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий и поступков; осознание себя как гражданина.

А самое главное в деятельности учителя - через формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!