СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации обучения у студентов в процессе изучения дисциплины «Обществознание»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на тему: «Формирование положительной мотивации обучения у студентов в процессе изучения дисциплины «Обществознание»»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Формирование положительной мотивации обучения у студентов в процессе изучения дисциплины «Обществознание»»»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Починковский сельскохозяйственный техникум»






Доклад

на тему: «Формирование положительной мотивации обучения у студентов в процессе изучения дисциплины «Обществознание»»





Подготовила: преподаватель ООД

Строителева О.В.










Починки 2019

 

Каждый учитель задумывался о том, как же заинтересовать обучающихся своим предметом?

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для обучающегося нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются обучающегося, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких, мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других обучающихся, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врождённую потребность в познании в таких обучающихся? Как заинтересовать их постоянным поиском радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой.

В практике моей работы преобладали традиционные методы преподавания. Необходимость применения нетрадиционных технологий осознавалась мною, но подготовка к таким урокам требует больше времени и физических затрат. Традиционные методы преподавания способствовали к перегрузке обучающихся, не способствовали развитию компетентности обучающихся, не формировали потребность в самообразовании, снизилось стремление учеников к самостоятельным формам работы, к дополнительным источникам знаний, неосознании некоторыми обучающимися значимости обучения. Анализ затруднений обучающихся по обществознанию показывает, что главной причиной отставания является не наличие пробелов в знаниях предшествующего материала, а неподготовленность к изучению предмета и применении полученных знаний. У отстающих обучающихся отсутствуют или находятся на низком уровне навыки аудирования, чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда не способность понять материал, который становится не интересным. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения – вот что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект.

Я считаю, что данную проблему можно решить помощью использования современных образовательных технологий. Я в своей педагогической деятельности использую ряд таких технологий.


  1. Игровые технологии


Применение такой технологии, как игра, в процессе образования вызвано тем, что обучающийся получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса обучения.

Например, игра «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: обучающийся задает любому из группы свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, обучающийся, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра студентам очень нравится, полезна при проверке домашнего чтения; (я еще иногда использую ракушку и победитель получает ее в дар).

Также я проводила во всех группах игру по типу «Своя игра» на тему «Социальные отношения». Игра понравилась обучающимся, но в некоторых группах, она превратилась в балаган. Долго не могла упокоить их.

Мне нравится проводить игру брейн-ринг на уроках истории и обществознания. Группа делится 4 подгруппы.

Ведущий задаёт вопрос, ответ на который пытаются найти одновременно две команды. Время на обсуждение даётся 1 минута. Если одна из команд знает ответ на вопрос, то её представитель поднимает руку, и его команда отвечает. Если ответ дан неверный, а время ещё не истекло, то другая команда может продолжить обсуждение, пока не истечёт время. Просрочка времени влечёт за собой то, что команда лишается права отвечать на данный вопрос.

Но опять поделить группу надо с умом, чтобы более слабые ребята тянулись за сильными.

  1. Технология критического мышления «Знаю, Узнал, Хочу узнать»

Для развития умения воспринимать информацию я использую прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Тема: « Государство и его граждане»

Предлагаю определения:

  • « Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления»

  • « Гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый полёт человека в космос»

  • « Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина»

  • « Граждане, передавайте деньги за проезд!»

На доске понятия, которыми могут пользоваться обучающиеся при заполнении таблицы: 18 лет, паспорт, права, чувство долга, обязанности, с рождения и т.д.

После того, как обучающихся погрузятся в предлагаемую тему, я прошу их в течение нескольких минут индивидуально записать (ключевыми словами, фразами) всё, что уже знают по этой теме


Знаю

Хочу узнать

Узнал

обучающихся записали: гражданин это человек. Гражданин трудится, учится. Это взрослый человек.

У гражданина есть обязанности, права.

обучающихся записали:

Чем гражданин отличается от не гражданина государства.

Что такое паспорт

Как можно стать гражданином

Гражданин страны пользуется всеми правами данного государства, имеет обязанности.

Паспорт – это документ, удостоверяющий личность человека с 14 лет, а до 14 лет свидетельство о рождении.

Гражданином можно стать «по крови», «по почве», подав заявление Президенту страны, достигнув 18 лет и прожив в РФ 5 лет.


После составления индивидуальных списков 1 колонки, учащиеся обмениваются результатами в парах.

В графу «З» я, вместе с обучающихся на доске, заношу все, что группа смог воссоздать на данном этапе работы. Я задаю уточняющие вопросы, чтобы обучающихся сгруппировали пункты списка. Некоторые варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы их образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления обучающихся.

Для заполнения 2 колонки предлагаю обучающихся послушать фрагмент рассказа Василия Шукшина о деревенском пареньке Пашке, которого называли в деревне балаболкой, несерьёзным. Но вот, когда на автобусной остановке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал машину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва.

Задаю вопросы: можно назвать поступок Паши гражданским поступком, почему?

Привожу пример из интернета о защите граждан РФ, выезжающих за пределы РФ и т.д.

Проходя по рядам, я замечаю оригинальные предложения, которые я предлагаю позаимствовать всей группе.

Теперь самое главное. Ребята должны четко уяснить, что в тексте многое может быть интересным, привлекательным. Тем не менее, им нужно сосредоточиться на том, что они сформулировали в графе «Х». То есть, читают текст (или слушают рассказ учителя) и заполняют графу «У».

Эта работа проводится на стадии осмысления. Фаза рефлексии (размышления). Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.


  1. Проблемное обучение

«Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения обучающихся самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна.

На практике это проявляется в том, что преподаватель демонстрируют группы ложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, оказывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Обучающиеся становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими обучающихся.

Я ставлю проблемный вопрос, например: «Вы уехали из Российской империи перед Петровскими преобразованиями, а вернулись после. Что изменилось в Российской империи?» Обучающиеся начинают искать в учебнике, в интернете ответ на этот вопрос.

Или на уроки Обществознание в теме «Истина и ее критерии» я задаю вопрос: «Коперника сожгли за то, что он сказал, что земля круглая. На тот момент это было заблуждение. Сейчас какая форма земли и как вы это можете доказать?»

  1. Использование медиа- и компьютерных технологий.

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведётся увидеть вживую. Я очень часто показываю обучающимся фильмы и презентации. Например после моего рассказа про «Мир общения, вербальное, и невербальное» я показываю фильм «Жесты, детектор лжи»

  1. Технология проектного обучения.

Смысл использования данной технологии вижу в организации исследовательской деятельности и, особенно на краеведческом материалеТехнология проектов предлагает обучение "путем делания", то есть такое, при котором все знания извлекаются из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Деятельность обучающихся направлена на решение проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для обучающихся, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и  новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Желание обучающихся вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для обучающихся значит очень много.

Каждый год мы с обучающимися пишем индивидуальные проекты. Например в том году Роман Илюшкин с работой «Интернет-зависимость молодежи» на нашей конференции занял 2е место. И вот в ноябре ездил в Лукоянов на научную конференцию и там занял 3 место. Также 12 декабря 2018 года я с нашими обучающимися ездила в Бутурлинский сельскохозяйственный техникум. Там мы представляли 3 работы. И одна из этих работ была подготовлена Борисовым Валерием под моим руководством. Он со своим проектом «Починковские во время Великой Отечественной войны» к сожалению не занял призовое место, но получил грамоту за лучшее выступление. Если раньше приходилось обучающихся уговаривать участвовать в конференциях. Что сейчас, они сами просятся и приходят ко мне уже с готовыми темами для исследования.

  1. Технология “Дебаты”

Использование технологии "Дебаты" в обучении содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Технология формирует:

- умение определять и отстаивать свою позицию,

- ораторское мастерство и умение вести диалог;

- командный дух и лидерские качества.

Я очень часто использую эту технологию и не представляю урок обществознания или права без них. А дебатов у нас было очень много и разных: «За и против смертной казни», «За и против демократии», «За и против назначения наказания за тяжкие преступления в 12 лет» и т.д.

Обучающимся очень как вы знаете, нравится поспорить и такие занятия проходят на ура.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к учебе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Таким образом, применение педагогических технологий на уроках обществознания – это возможность творить. Но человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов творить - способен на настоящее творчество, а моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы мотивировать моих учеников на это творчество, помочь им делать свои маленькие открытия.









Список использованной литературы:

[1]. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 2010.

[2]. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.

[3]. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2015 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!