СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование и значение патриотического воспитания в процессе становления личности подростка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается вопрос формирования патриотического воспитания, указываются формы и методы работы с подростками.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование и значение патриотического воспитания в процессе становления личности подростка"»

Августовская конференция

работников образования Уваровского района








Доклад

«Формирование и значение патриотического воспитания в процессе становления личности подростка»






Автор: Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии, истории и обществознания

Павлодарского филиала

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Моисеево-Алабушской средней

общеобразовательной школы

Уваровского района Тамбовской области











2021 год



ДОКЛАД

НА АВГУСТОВСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА»

Россия, ты у нас одна,

                                                            И за тебя мы все в ответе.
                                                            На карте мы едины, мы – страна,
                                                            В сердцах и мыслях мы –
                                                                               России дети.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Патриотизм олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.

Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм в наши дни становится базовой национальной ценностью и является основным компонентом ФГОС общего образования. Воспитание патриотизма необходимо начинать с воспитания любви к малой Родине, воспитания чувства гордости за свой родной край, почитание духовных традиций и наследия земли, на которой живешь. Именно с понятия «малая Родина» начинается формирование государственного, российского, национального патриотизма. Формирование патриота своей родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. Задача школы состоит в том, чтобы, организуя опыт патриотического поведения учащихся, формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса - все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.

Система работы педагогов по патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе такова:

-патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность;

-патриотическое воспитание учащихся через внеурочную деятельность;

-патриотическое воспитание учащихся через работу школьного музея;

-патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней: акции, выставки, конкурсы, экскурсии, фестивали, работа с ветеранами.

Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами.

Большую роль здесь выполняет семья. Велика роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Среди форм работы с родителями можно выделить такие, как родительские собрания, мероприятия, посвященные Дню матери, совместное участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях школы и района. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине.  В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи.

Национальный проект «Образование» направлен на достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020–2025 годы». На базе Павлодарского филиала создан муниципальный Центр патриотического воспитания «Патриоты Отечества» Уваровского района Тамбовской области. В рамках реализации программы в Павлодарском филиале была проведена в 2019 году диалоговая площадка «Инновационные формы и подходы в работе по патриотическому воспитанию детей и молодёжи».

На основании Приказа Управления образования администрации Уваровского района 7 ноября 2016 года на базе Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош была открыта инновационная площадка гражданско-патриотического направления по теме «Я - патриот и гражданин России».

Приоритетными направлениями патриотического воспитания учащихся в школе были определены:
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
- формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского долга.
В школе сложилась система организации и проведения различных мероприятий, семинаров, конкурсов патриотического воспитания. В рамках патриотического направления были проведены тематические классные часы «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Герои Сталинграда», «Этих дней не смолкнет слава!»; классные часы «Государственная символика», «Я гражданин России»; классные часы, посвященные Дню народного единства; литературно-музыкальные композиции: «Спасибо деду за победу», «Сталинградская битва-сражение века»; игровая программа «Я живу в России»; историко-познавательная программа «Вечный огонь памяти»; конкурс рисунков «Моя малая родина»; районный семинар «Честь имею на века…», на котором присутствовали ветераны Афганской войны и локальных войн. Обучающиеся школы стали участникам акции «Бессмертный полк», легкоатлетической эстафеты, посвящённой Дню Победы.

Обучающиеся школы приняли участие в Региональном патриотическом Форуме «Истории моей малой родины», Региональном конкурсе научно-исследовательских творческих работ «Мой край - моя Россия», Областном конкурсе среди музеев образовательных организаций Тамбовской области «История в лицах», Всероссийском краеведческом конкурсе «Мой край родной».

В июне 2018 года состоялась патриотическая Акция в Павлодарской школе памяти Героя Великой Отечественной войны В.Д.Служеникина, повторившего подвиг Николая Гастелло.

Патриотическое воспитание обучающихся характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность: «Зарница», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, участие в патриотических церемониалах, слёте патриотов, патриотических квестах. Результатом деятельности инновационной площадки был методический отчётный методический семинар.

Богатый потенциал для воспитания любви к своему Отечеству, к своей малой родине имеют школьные предметы: история, биология, география, литература, обществознание, ИЗО, ОБЖ, музыка.

В школе организовано волонтерское движение из числа школьников, ребята-волонтеры помогают ветеранам и пожилым людям, активно участвуют в проведении субботников вокруг территории школы.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

Воспитывать чувства любви к малой Родине помогают беседы на классных часах. Дети активно принимают участие в мероприятиях усадебного комплекса Старая Ольшанка. С 2019 года в нашей школе работает инновационная площадка краеведческого направления «По тропинкам родного края», разработана программа мероприятий, акций, конференций.

Интерес к краеведческой работе проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

Основные направления деятельности по краеведению состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «История моей школы», «Народные промыслы села Павлодар», «Система медицинского образования в селе Павлодар», «История детских организаций», «Дорогие мои земляки», «Журавли», «История моего родного села», «Пётр Алёшкин - писатель современности», «Мой вклад в экологию родного края», «Боевой путь моих земляков». Эти  работы были направлены на муниципальный и региональный конкурсы исследовательских работ по краеведению, на научно-практические конференции «Малые грани», «Грани творчества», «Первые шаги в науку», «Моя земля, моё Отечество». Особый интерес у учащихся вызывают выступления, доклады, сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. В рамках календарного плана школьных мероприятий по краеведческому воспитанию были проведены мероприятия: тематические классные часы, классные часы «День Земли», «День моего родного села»; классные часы, посвященные истории, традициям и обрядам нашего села, мероприятие «День дружбы народов Тамбовской области», конкурс стихов о войне, классный час «Труд людей родного села», беседа «Они трудятся в нашей школе», День Неизвестного солдата, День героев Отечества, Уроки-мужества, классные часы, посвященные памяти воинам – интернационалистам, конкурс рисунков «Моя будущая профессия», литературный квест «Чувство Родины в моих стихах», фестиваль военно-патриотической песни, выставка рисунков «Горжусь я малой родиной своей», классный час «Годы великого мужества». Краеведческая деятельность учащихся помогает шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, культуры, их взаимосвязь с природой, историей и культурой всей страны и мира. На всех мероприятиях преобладающими являлись познавательные, творческие мотивы. Среди форм работы с родителями можно выделить такие, как родительское собрание и праздничная ярмарка-распродажа, совместное участие в культурно-массовых мероприятиях школы и района.

Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Школьный музей является центром  формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви  к малой Родине, к истории и культуре района, края, страны. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.

В музее разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание детей через экскурсии, беседы, лекции, уроки мужества, часы памяти, встречи со знаменитыми людьми.

Основу фондов школьного краеведческого музея составляют вещественные и письменные источники по истории края, подлинные экспонаты русского быта, ремесла, фотографии, альбомы, собранные школьниками и педагогами, собрано более 200 фотографий, газетные статьи, около 50-ти грамот и дипломов учащихся и педагогов разных времен, журналы, тетради, дневники, предметы пионерской жизни, технические средства для учебного процесса.

Экспозиция «Преданья старины глубокой» представляет посетителям предметы старины, быта наших односельчан, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирали сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется.

Большой раздел в музее посвящён годам Великой Отечественной войны, где помещены фотоматериалы военных лет, подлинники и копии документов, альбомы с воспоминаниями и записями солдат-односельчан, материалы о ветеранах, уже ушедших от нас. Этот раздел  постоянно пополняется новыми материалами, он служит хорошей наглядностью для школьников и других посетителей музея. Учащимися школьного музея собран и предоставлен материал о нашем земляке В.Д. Служеникине.

Одним из направлений работы школьного музея является экскурсионная работа. Экскурсии предназначены для учащихся школы,  родителей, учащихся других школ, жителей и гостей села. Экскурсии проводятся обзорные и тематические: «История села Павлодар», «Моя малая родина», «Боевые подвиги земляков-павлодарцев», «Предметы древней старины», «Труженики трудового фронта», «Народный быт Тамбовщины», «История Павлодарской школы», «Наш земляк – Пётр Алёшкин», «Мы этой памяти верны».

Актив музея состоит из 11 человек. Ребятами за годы существования музея проведена огромная работа по сбору, изучению и хранению материалов об истории края, памятных мест, биографий и родословных, они встречались со старожилами, которые охотно рассказывали все, что помнят интересного о местной истории, о знаменитых земляках, поверьях и обрядах. Учащиеся нашей школы поддерживают связь с известными земляками-павлодарцами писателем П.Ф Алёшкиным, заслуженным врачом РФ М.И.Харитоновым.

Учащиеся активно используют материалы школьного музея при подготовке и написании рефератов, сочинений, творческих работ с тематикой о Великой Отечественной войне, основным историческим событиям войны.

Результатом работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов, с которыми ребята приняли участие в муниципальных, областных и Всероссийском конкурсах.

Деятельность школьного музея и работы членов его коллектива освещается на страницах районной газеты «Уваровская жизнь», информация о работе музея размещена на сайте школы http://pavlodarskaaoos.68edu.ru, созданы тематические презентации и видеоролик.

В рамках совместной деятельности музейной комнаты и инновационной площадки проведены мероприятия: деловая игра «Из глубины веков», викторина «Край загадок и чудес», краеведческий серпантин, составлен фотоколлаж «Любимые уголки моего родного села», классные часы «Истории моего села посвящается…», «Спасибо ветераны», «События Великой Отечественной войны», конкурсы стихов о родине, о природе, классный час, посвящённый подвигам Героев Советского Союза, уроженцев Уваровского района, устный журнал «Люблю тебя, моя Тамбовщина», презентационный час «История государственных символов». Исследовательские работы по экологии, географии, краеведению, литературе, истории носят всегда краеведческий характер, занимают достойное место в экспозиции музея.     

Краеведы и актив школьной музейной комнаты стремятся выявлять и собирать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех вещей, которые были как бы свидетелями или даже участниками события.

Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея и инновационной краеведческой площадки способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать уже сегодня. Это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. 



Список литературы:


1.Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов. – М.: Просвещение, 2012. – с.115-120.

2.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2017. № 5. - с. 4-7.

3. Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 2015. – с.23-31.

4.Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегиональной научно- практической конференции. г.Волгоград, — Волгоград: Перемена, 2019.-с.78-80.

5. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность.- М.: Просвещение, 2018. – с.95-96.

6. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М.: Просвещение, 2019. – с.123-124.

7. Рябцев, Ю.С., Козленко, С.И. История русской культуры. – М.: Владос, 2001.-с.40-41.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!