СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе затрагивается тема формирования эффективной системф выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи"»

Доклад на тему:

«Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи»

Учитель: Камнева В.И.

2021 год


«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом»

П.Вайнцвайг


В наши дни задача выявления и поддержки талантливых детей ставится очень серьёзно правительством и Президентом. Минобрнауки России  уделяет особое внимание работе по поддержке талантливых детей и молодёжи в нашей стране. Сегодняшние дети – это будущие граждане нашей страны, в руках которых будет судьба России, её развитие и благополучие, поэтому необходимо  сделать всё, чтобы выявить и полностью раскрыть таланты детей, помочь в их развитии.  

Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности каждого.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Уже на первом этапе обучения можно заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности, постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Все дети с раннего возраста очень любознательные. Каждый ребёнок в чём-то талантлив. Дети с особыми возможностями опережают своих сверстников в развитии. Главная задача педагога состоит в том, чтобы разглядеть и раскрыть способности ребёнка в той или иной области.

Большая часть детей раскрывают свои возможности постепенно. Выявление одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка. Каждый ребёнок неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одарённых детей. Причём наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, есть особенности, которые часто видны в поведении ребёнка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно, в познавательной деятельности.

Для способных детей характерны такие особенности развития, как: любознательность; познавательная самодеятельность и активность; оригинальность; нестандартность; гибкость и продуктивность мышления; лёгкость ассоциирования; способность к прогнозированию и оценке; высокая концентрация внимания; отличная память; интенсивность умственного труда. Уже в детстве по интересам и склонностям человека можно судить об уровне творческой одарённости. У одарённых детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов.

Выявление способных детей — долгий по времени процесс, связанный с анализом развития каждого ребенка. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлечённости.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

      -выявление одаренных детей; 

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

-развитие у учащихся навыков публичного выступления.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Работа с одарёнными детьми реализуется через образовательную деятельность плановых уроков и индивидуальную научно-исследовательскую деятельность.

Одна из главных целей в работе с детьми – это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение рождают детскую смелость, веру в свои силы. Результат работы – изумительные детские творения. Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Результаты участия в конкурсах, выставках позволяют сформировать у детей адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду и способность к их дальнейшей социальной адаптации.

Развитие способностей происходит через включение в учебный процесс, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленное изучение предмета, обучение самооценке результатов своей деятельности, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей, результатов решения различных задач повышенной сложности, проведение предметных недель, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах разного уровня, участие в проектной и исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях.

Формой реализации способностей учащихся служит «Портфолио», где накапливаются индивидуальные учебные и внеучебные достижения в течение учебного года.

Одним из способов развития способностей обучающихся считается применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность. Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.

Учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня.

 На основе врождённых задатков, данных человеку природой, формируется совокупность личных наработок, которые принято называть способностями.  Они помогают успешно осваивать различные области знаний, добиваться успехов в разных отраслях трудовой деятельности. Успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана ребёнком, необходимо помогать ему в достижении цели.    Путь к успеху у каждого свой.

 В нашей стране система по работе с талантливыми детьми достаточно развита. К базовым мероприятиям можно отнести следующие:

  1. Школьные, районные, городские, региональные и Всероссийские и международные предметные олимпиады, спортивные олимпиады и спартакиады для школьников.

  2. Всероссийские и международные предметные конкурсы для детей разного возраста.

Педагог должен воспринимать каждого ученика не только как учащегося, который проявляет себя на уроках и внешкольных мероприятиях, но и как личность в целом. Нужно анализировать не только какие-то способности ребёнка, которые сразу заметны, но и весь спектр его умений, навыков, стремлений и достижений.

 Подводя итог хочется определить работу с одаренными детьми через некоторые положения:

  1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

  2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся.

  3. Проводить диагностику по изучению способностей учащихся  и систематически  анализировать результативность их развития. 


 


     














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!