СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания» 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках истории и обществознания»»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Веретенинская основная общеобразовательная школа

Железногорского района Курской области»


Доклад

на тему:

«Духовно – нравственное воспитание школьников

на уроках истории и обществознания»


Подготовила: учитель истории и обществознания

Жарикова Ирада Аминага кызы








2019 год

«Родной край, его история – основа,

на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Дмитрий Сергеевич Лихачев


Одной из самых актуальных проблем человечества является проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В конце XX века наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падением нравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

– нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

– нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Именно люди, горячо любящие свою Родину, всю свою деятельность направляют на её процветание.

Воспитывать можно через любой предмет, но наибольшими  возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы. Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. История и обществознание – это именно те предметы, которые предоставляют широкое поле деятельности для учащихся: для проявления их интеллектуальной, творческой групповой и индивидуальной активности, что, как известно, является важнейшей составляющей социализации личности ребенка. Их средствами решаются следующие задачи: 
• формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины; 
• воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков; 
• привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей; 
• формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям. 

Так источниками нравственной культуры могут стать:

- труды выдающихся мыслителей, отечественных и зарубежных;

- народная педагогика;

- нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

- произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:

  • научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

  • взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству), в равной степени показывая и злой опыт истории:

  • способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем. Поэтому ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Исходя из этого, урок должен мыслиться, как встреча детей и педагога. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться – все это в тонкостях подмечается детьми.

     Много лет назад педагог-новатор Ш. А. Амонашвили говорил: «Если вы … учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизньи не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».

     Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать  «Бородино» М. Ю. Лермонтова? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что – ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка. Слова о войне могут дойти не до каждого сердца. Попробуйте показать детям фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека» или киноэпопею «Они сражались за Родину», «Иди и смотри» и вы не увидите в классе равнодушных лиц. Документальные фильмы о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации и т. п. производят огромное впечатление особенно на старшеклассников. Отрадно, что на глазах у девочек блестят слезы. Это слезы сострадания, гордости за своих соотечественников. В такие моменты понимаешь, что труд учителя не напрасен.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

- как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

- как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина.
         Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока:
    "Парижская коммуна: бунт или подвиг?"
    "Петр I: кто он - злой гений или отец нации?"
Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

Итак, уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины: ученики, в конечном счёте, должны прийти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни. Учитель может диагностировать первоначальное отношение ученика к изучаемому факту, событию, человеку, а затем проследить динамику изменений по мере углубления учебного материала.

Самое главное на уроке совместный поиск истины учениками и учителем. Уроки истории должны побуждать подрастающего человека мыслить, вызывать желание дерзать, быть причастным к делам страны, находить высший смысл в служении Родине.

В истории нашего народа - уникальный духовный опыт, богатейшие интеллектуальные и нравственные силы. Лучшие черты народного русского характера - это безграничная любовь к отчизне, чувства гражданского долга перед ней, вера в могущество России, способность к сопереживанию жизни других людей, обостренная совесть. Нашему обществу, как никогда раньше, необходим человек с чуткой гражданской позицией, широким историческим и современным кругозором, способный взвешенно, ответственно, по государственному мыслить, обостренно воспринимать все события в стране, лично отвечать за происходящее. Вот почему воспитание такого человека - главная задача преподавателя истории. Стать личностью - значит осознать себя человеком человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, вовлечь эти ценности в человеческие отношения.

Историческая память содействует накоплению положительного народного опыта. Однако изучать историю - это вовсе не значит запоминать прошлое, пересказывать содержание исторического материала. Изучать историю - значит, осмыслить прошлое, познавать законы общественного бытия.

…Урок истории… Урок добра и человечности, урок постижения вечных истин, поиска дороги к человеку в себе, поиска самих себя. Четко и мудро поддерживать детей в этом поиске, помочь им определить важные жизненные ориентиры, нравственные высоты. Сегодня мы переживаем трудное, но прекрасное время возрождения личности, обновления всей нашей жизни, восстановление гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов. История еще раз доказывает, что они бессмертны, что ни одно общество, ни один человек, если хотят нормально жить, не могут обойтись без них.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!