Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа городского округа Восход
Доклад
« Применение ИКТ на уроках музыки и искусства.
Проектно- исследовательская деятельность школьников.»
Подготовила: учитель музыки Дедова Ж. В.
2016 уч. год
Цель: изучение и применение современных информационно- коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Информационные и коммуникативные технологии в наше время проникают во все области человеческой деятельности, в том числе и в образование. Об этом свидетельствует разработка и внедрение Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2020 года». Процессы компьютеризации, интернетизации, информатизации внедряются в образование, изменяя традиционные компоненты методической системы обучения, повышая качество и доступность образования. Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного помощника в учебном процессе. Современный учитель музыки должен много знать и уметь, а именно:
Уметь трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии
Знать, как получить доступ к глобальным источникам знаний, владеть современными информационными технологиями
Обладать такими способностями, как музыкальность, умением импровизировать, быть разносторонне музыкально образованным, обладать профессиональными компетентностями, интуицией, артистизмом.
Сегодня учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников. Он должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Одной из важнейших задач современной школы является: научить учащихся ориентироваться в информационной среде, приобретать навыки сбора, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее. Поэтому следует учитывать новые цели и задачи, определяющие направления современного художественно- эстетического образования. Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
• Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.
В последнее время появилось достаточное количество отечественных и зарубежных научных исследований, в которых разработаны различные направления использования ИКТ и ЭОР в практике образовательных учреждений: методологии компьютеризации музыкального образования (А.Подражанская, С. Полозов), психология использования ИКТ (В.Мазепус, В. Цеханский), разработка программного обеспечения
(С. Пучков,А.Устинов), формирование и развитие электронного музыкального творчества в системе общего образования (И. Айдарова, И. Красильникова, О. Подкопаева).
По мнению ряда исследователей информационная компетентность педагога- музыканта - это интегрированное качество личности, в котором в тесном взаимодействии выступают следующие компоненты: мотивационный (позитивная мотивация на освоение ИКТ), акмеологический (самореализация творческого потенциала), когнинивный (накопление знаний об использовании ИКТ), процессуальный(проектирование процесса и результата использования ИКТ в учебно- воспитательном процессе), рефлексивный(психологическая защита при использовании ИКТ), художественно- творческий(реализация творческих способностей в процессе использования ИКТ).
Исследованиями установлено, что 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15%- через слух, моторику, 5%- через осязания, обоняние и вкус. В процессе использования ИКТ в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется информационная компетентность учителя музыки, педагога-музыканта дополнительного образования – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
На современном уроке музыки все более значимыми становятся информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернет с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации и т. п.
Техническое оснащение процесса музыкального образования и воспитания в последнее время значительным образом обновляется. Кроме музыкальных центров, воспроизводящих записи с аудиокассет, CD-дисков (аудио), дисков в формате МР 3, видеоприставок, с помощью которых можно продемонстрировать на уроке фрагмент фильма, обучающих программ, в кабинетах музыки стали появляться мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Эти технические приспособления при определенных усилиях со стороны учителя музыки может оказать неоценимую помощь в проведении урока, внеурочного мероприятия, праздника, так как с их помощью можно «закладывать», а затем воспроизводить в определенном порядке большой объем разнообразной информации: звуковой, визуальной (зрительной), текстовой, анимационной и др.
В процессе обучения на уроках музыки учитель может использовать следующие электронные продукты: ЭОР по предмету «Музыка», программы по работе с ПК и итерактивной доской, электронные энциклопедии, интерактивные игровые программы, документальные , художественные фильмы о композиторах, исполнителях, мультфильмы, балеты, мюзиклы, оперы, рок- оперы, концертные программы, программы набора нотных текстов, работы на синтезаторе, презентации по урокам и темам, разработки уроков с использованием ИКТ, фонограммы песен, произведений для инструментального музицирования («минусовки» и «плюсовки»). В процессе репетиционной работы с фонограммой необходимо фиксировать в сознании обучающихся темп, динамику, темповые отклонения, особенности аккомпанемента, фразировку, четкие вступления голосов в начале куплета и одновременные снятия звука по его окончанию. Полезным методическим приемом «вживания» поющих в фонограмму может стать прием «пения про себя». Целесообразно для произведений, исполняемых в быстром темпе, заготавливать две-три фонограммы, предусматривающие поэтапное ускорение темпа «минус», а на экране выводятся слова песни.
Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. На уроках можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. На своих уроках я использую диски УМК «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («Гипер Метод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д.
Определенный интерес для учителя представляет цифровая база данных ЭОР для создания тематических и итоговых диагностических материалов, создания сценариев уроков музыки с использованием коллекции ЭОР. Коллекция ЭОР может размещаться в сети Интернет, сохраняться на электронном носителе с целью распространения передового педагогического опыта.
Литература:
1.Сергеева, Г.П. Цифровые образовательные ресурсы для уроков музыки. /Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений. В сб.: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. – М., 2010.
2.Г П. Сергеева, Г. П. Освоение технологий преподавания по предмету «Музыка». Монография.-Москва, 2013