СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на школьном методическом объединении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему : " Обогащение словарного запаса слабослышащих обучающихся на уроках в младших классах"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на школьном методическом объединении»

Главная функция речи – коммуникативная. Общение в современной науке рассматривается как фундаментальный элемент культуры, как проявление социальности, свойственной человеку. Уровень сформированности словесных средств общения считается одним из важных показателей психического и личностного развития ребёнка.

Развитие у неслышащих детей разговорной речи является одной из важных и сложных задач обучения и воспитания. Это объясняется тем, что речь играет в жизни людей исключительную роль. Речь необходима при общении, при овладении языком, а  также образует единство с мышлением, связана со знанием в целом.

Формирование речи у слышащих опирается на слуховое восприятие, неслышащие же дети речью могут овладеть лишь в условиях специального обучения. Сурдопедагогу потребуется много сил, терпения и использование различных методов обучения, поиск таких форм организации жизни и деятельности детей. При которых учащиеся будут поставлены в условия, наиболее благоприятные для развития словесного общения с педагогом и между собой. Иногда нужно будет идти такими путями в достижении своей цели, что учение даже не догадается, что учитель хочет ввести новое слово или фразу.

Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, с воспитателем, персоналом школы (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара, и т. д.), со слышащими родителями. Для этого используются плакаты,  таблички на наборных досках, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.

Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи:  чем меньше степень сохранности слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям  речевого общения.  

Как считает Л. В. Нейман: «Обогащение словарного запаса способствует повышения уровня понимание речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятию речи на слух. Чем  большим словарным запасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления»

Система работы по обогащению и уточнению словаря и по формированию грамматического строя речи освещена в работах А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, P.M. Боскис. При ознакомлении ребенка с нарушенным слухом с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Специфика работы с детьми, имеющими нарушения слуха, сводится к учету слуховой недостаточности и обеспечению индивидуального подхода. При работе используются разные приемы и методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе.

Важное место в работе с детьми по развитию лексической стороны речи занимает словарная работа. (Волкова Л.С, Мастюкова Е.М.)

Приемы словарной работы:

натуральные (демонстрация предметов, действий, картинок, ситуации);


- словесные (соотнесение слова с известными словами по сходству,

противоположности). Накапливается словарь разных частей речи.


Виды работы над словарем:

1) подбор предметов к действию;

2) называние частей целого;

3) подбор однокоренных слов;

4) отгадывание предмета по описанию;

5) подбор синонимов;

6) перифраза;

7) показ предмета, картинки;

8) подведение частного понятия под общее.


Параллельно с усвоением словаря по темам, предусмотренным программой, вырабатывается умение употреблять определенную грамматическую форму слов.

Исходным моментом и вместе с тем продолжающимся в течение всего обучения процессом является работа над словом, ибо без словарного состава«немыслим никакой язык». Навыки связной речи складываются прежде всего из владения словом, поэтому каждое занятие, каждая тема, каждый вид работы должны быть подготовлены с точки зрения накопления словаря. (Ф.Ф. Pay)

Учителю-дефектологу необходимо правильно организовать систематические занятия по овладению словарем и грамматическим строем речи. В процессе таких занятий ребенок в определенной системе постоянно усваивает все разнообразие средств высказывания: название предметов, их признаков и действий, а также обозначения, выражающие отношения между предметами (временные, пространственные) и наше отношение к предметам и явлениям действительности (оценка качества, действий).

Педагогическая работа по обучению словарю и формированию понятий может осуществляться разными способами: намеренно созданная ситуация, имитирующая обучение ребенка в жизненных условиях, специально разработанные игры, занятия по труду, предметные уроки и т. д. Все эти формы работы, связанные с развитием речи и словесного мышления, предполагают систематическое обучение. Но наиболее эффективно работа по развитию лексического запаса осуществляется в предметно-практической деятельности.
Известно, что в 1950-е годы в сурдопедагогике характеризовались созданием системы обучения неслышащих детей языку, которые С.А. Зыков определил как обучение по принципу формирования речевого общения. Параллельно исследованиям С.А. Зыкова и его сотрудников разрабатывалась система обучения глухих детей произношению, устной речи Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной. В результате научных поисков была создана новая система обучения языку, которую С.А. Зыков назвал, коммуникативной системой, ведущим выдвигался принцип связи с деятельностью. Благодаря использованию предметно-практической деятельности создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию глухих учащихся. П.Я. Гальперин отмечает: «Одно и то же знание должно пройти ряд форм от начальной, внешней и предметной, до заключительной, умственной понятийной». Можно себе представить ученика, для которого слово существует в отрыве от дела, не служит средством, направляющим действие. Для преодоления такого порока возможен только один путь – это соединение обучения с предметной деятельностью. Таковы причины появления в учебном плане обучения неслышащих детей предметно-практического обучения. Таким образом, предметная деятельность уже на первых подходах к изучению ее роли представляется крайне актуальной, поскольку она является средством, обеспечивающим планомерность развития мышления глухих детей в процессе их обучения и способом формирования житейских понятий.
Зависимость развития речи от деятельности ребенка проходит через все фазы выработки понимание им речи и становления у него собственной речи. В процессе овладения предметной деятельностью складывается пер-цептивный и моторный опыт ребенка, на основе которого формируются другие виды деятельности, в том числе и речевая деятельность. Знакомясь в процессе предметной деятельности с отдельными сторонами предметов и явлений, ребенок познает окружающий мир, открывает для себя связи и отношения между объектами. Благодаря общению и для общения он овладевает элементами языка.
Положительное влияние практической деятельности на формирование словаря глухих детей показано в работах Т.В. Розановой, Л.П. Носковой, В.Б. Сухаревой и др.
В предметно-практической деятельности, легче и доступнее всего запоминаются незнакомые слова, усваиваются новые понятия, появляется желание приобрести новые знания. В процессе предметной деятельности у ребенка создается некоторое наглядное представление о действительности. Он познает не только предметы, но и связи, отношения между ними. Изменения реального бытия отражается в представлениях. Эти изменения могут быть вызваны действием предмета, касаться его признаков, отношений между ними. В ходе взаимодействия с окружающим появляется потребность в выражении изменению относительно предметной деятельности. Ребенок устанавливает, какую перемену вносит изменение звукового облика слова, и соотносит ее с изменениями в предметной деятельности. Деятельность развивает речевые способности неслышащих детей, сообразительность, находчивость, вырабатывает быстроту реакций, заставляет вспомнить пройденное, познать новое, пополнить словарь новыми словами.

Названия действий ребенок усваивает сначала в повелительной форме: надень, сними, ешь, открой, закрой, рисуй. Эти инструкции ребенок реализует в действии таким образом научается понимать слова, обозначающие действия.

Далее учим ребенка самостоятельно называть наблюдаемые им действия, для чего использую картинки или реальные действия окружающих. При объяснении слов-действий показываю ребенку два или три действия, которые производятся разными людьми или животными: мальчик бежит, девочка бежит, кошка бежит; птица летит, самолет летит, шарик летит. Ребенок учится описывать эти картинки, усваивая первые двусловные предложения.

Накопив некоторый запас таких предложений, учимся отвечать на вопросы: Кто это? Что делает? Чтобы ребенок понимал вопрос «что делает?», показываю ряд картинок, на которых одно и то же лицо выполняет разные действия: прыгает, рисует, бежит.

Затем предлагаю ребенку картинки, на которых разные лица выполняют одно и то же действие: мальчик идет, мама идет, дедушка идет. Учимся отвечать на вопрос: Кто идет?

Далее задаю ребенку вопросы: Кто идет? Кто пишет? Кто читает? Что делает? и т.п. Этим способом я учу детей понимать разницу значений слов-действий и названия предметов. Обучая ребенка названиям действий, сначала желательно употреблять глаголы только в настоящем времени, в единственном числе.

Одновременно учим ребенка пользоваться словами, обозначающими признаки предметов. Сначала показываем ребенку предметы разной величины: большой — маленький мяч, большой и маленький дом, большой и маленький шар. Рассматривая пары больших и маленьких предметов, ребенок усваивает понятия большой - маленький. Сразу учим ребенка правильно употреблять эти слова при обозначении предметов женского и мужского рода: маленькая сумка, большой дом. Далее обучаем ребенка названиям цвета. Чтобы научить ребенка понимать названия цвета, можно говорить ему: Покажи красный карандаш. Дай красный карандаш. Положи красный карандаш. Покажи зеленый карандаш. Дай зеленый карандаш. Положи зеленый карандаш. Для закрепления названий цветов, на занятиях мы с ребятами использовали цветное лото, группировали предметы по цвету . Таким образом ребенок научится понимать слова, обозначающие названия признаков предметов.

Неслышащие дети с трудом усваивают признаки предметов. Признак предмета очень тесно связан с предметом, и ребенку с маленьким речевым опытом трудно усвоить, что признаки предметов имеют свои названия, отличные от названий предметов.

Работая с ребенком над названиями признаков предметов, необходимо обучать его и обозначениям длины (длинный - короткий), ширины (широкий - узкий), толщины ( толстый - тонкий), глубины (глубокий - мелкий), веса(тяжелый — легкий). Все эти названия могут быть усвоены ребенком в условиях описанного выше наглядного сопоставления предметов. На более позднем этапе усваиваем с детьми признаки предметов по их материалу: деревянный, стеклянный. В данном случае указываем детям на связь между названием материала и соответствующим материалом: дерево - деревянный, стекло — стеклянный.

Признаки предметов ребенок усваивает постепенно, по мере накопления других слов. В дальнейшем отрабатываются такие признаки предметов, которые не могут быть наглядно продемонстрированы, так как они носят более отвлеченный характер, например, имена прилагательные злой, веселый, печальный, интересный усваиваются в процессе беседы или чтения рассказов.

И в этом случае необходимо создавать специальные условия, подбирая несколько разных словосочетаний для каждого из этих слов (интересная книга, интересный фильм, интересный рассказ).

Таким образом, педагог помогает ребенку накопить запас слов в пределах трех основных категорий. По мере накопления словарного запаса у ребенка происходит развитие понятий и уточнение значений слова. Например, ребенок, который вместо слова писать употребил слово карандаш , не станет так делать, как только он узнает, что для обозначения упомянутого действия существует слово писать. С этого времени не только увеличивается число известных ребенку слов, но и уточнится его понимание значения слова карандаш.

Важным источником пополнения лексического запаса учащихся являются уроки чтения, самостоятельное внеклассное чтение учащихся. Что касается уроков грамматики, произношения, формирования грамматического строя, то они проводятся в основном на подготовленном в семантическом отношении материале. Однако на них не исключено и некоторое пополнение лексического запаса.

Математика, природоведение и в дальнейшем другие предметы несут учащимся новый значительный по объему словарь. Самостоятельно приобретаемая лексика на всех уроках уточняется, коррегируется, активизируется в речи детей .

Задача расширения лексического запаса многогранна. В методическом плане ее надо рассматривать как состоящую из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, первичное пользование ею (сначала на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику : «Усвоить новое слово - это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь.

Для закрепления и активизации словарного запаса используются формы работы - устные и письменные задания репродуктивного, эвристического и творческого характера:

- нахождение слов в тексте;

-ответы на вопросы с использованием нового слова;

- составление учениками вопросов с новыми словами;

-дописывание словосочетаний;

- дописывание предложений;

- составление предложений с новыми словами;

- распространение предложений.

КАК РАЗВИВАТЬ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ.

Для того чтобы научить ребенка точнее пользоваться словом, необходимо группировать слова по смыслу так, чтобы можно было сопоставлять одни с другими. Неслышащие дети часто смешивают название предмета с названиями действий. Чтобы избегать таких ошибок, необходимо давать ребенку названия предмета и соответствующего действия одновременно. Например, предлагаем слова карандаш, ручка, пишет и составляет с ними

предложения: Девочка пишет. У Вовы карандаш, у мамы ручка. То же самое делаем со словами: пила - пилит, топор -рубит, лопата - копает, иголка -шьет, книга — читает, каша — ест, нож —режет, стул — сидит.

При объяснении значений слов используем наглядные средства. При объяснении действий предлагаем ребенку рассмотреть картинку или сами демонстрируем действие. Однако надо помнить, что наглядный показ одного предмета или одного действия не делает ребенку достаточно понятными наши объяснения. Например, если мы объясняем ребенку слово яблоко, то показываем ребенку яблоко. После показа ребенок может назвать словом яблоко и грушу, и арбуз, и другие фрукты, внешне сходные с яблоком. Значит, объясняя слово яблоко, необходимо показать ребенку и другие фрукты и дать их названия (груша, арбуз, слива). Это поможет ему не только узнать названия других фруктов, но и правильно понять слово яблоко.

Дети с нарушениями слуха часто вместо названия предмета называют один его признак: вместо лимон - кислый, вместо сахар — сладкий. Поэтому одновременно нужно учить ребенка понятию названию предмета и его признака. Однако не следует давать эти слова в одном словосочетании. Если, например, дать ребенку словосочетание лимон кислый, то он может не понять, к чему относится каждое из этих слов. Поэтому, на занятии приводим примеры, в которых упоминаются вкусовые признаки: У Вовы компот кислый. Вова добавил сахару. Теперь компот сладкий. Чай сладкий. Мама положили лимон в чай. Теперь лимон кислый.

Таким образом, на занятиях создаются условия для сопоставления одних слов с другими, тем самым уточняются значения слов и вырабатывается правильное употребление названий их качеств.

Широко используем сюжетные картинки, которые можно описывать не только целиком (давать название картине), но и находить на ней отдельные предметы и действия, названия которых особенно необходимы ребенку в общении.

Для выбора тем по развитию речи используется «Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 1 вида». Учитель-дефектолог разрабатывает календарно-тематическое планирование, подбирает лексические темы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

КАК НАУЧИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ДЕЙСТВИЙ.


Обучая неслышащего ребенка речи, важно объяснить ему и помочь запомнить слова, которые определяют качества действия, например: громко -тихо, быстро - медленно. Педагог показывает все в реальном действии: Маша говорит громко. Саша говорит тихо. Вова пишет быстро, а Нина пишет медленно. Педагог предлагает и другие слова: хорошо - плохо, тепло - холодно, чисто - грязно. На вопрос учителя «Как ты слышишь!», ученик отвечает «Я слышу хорошо (плохо)».


КАК НАУЧИТЬ ОБОЗНАЧЕНИЮ ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИИ.


Ребенку необходимо овладеть словами, при помощи которых обозначаются понятия времени: сегодня, завтра, вчера, раньше, теперь, потом, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Необходимо дать названия месяцев. Словарь, обозначающий время, лучше всего изучать при помощи календаря. Ребенок запомнит и день, и месяц, и число.

С усвоением временных понятий связано овладение вопросом когда? Сначала ребенок пользуется таким ответом на этот вопрос: вчера, сегодня, завтра, а затем в понедельник, во вторник и п.т., а еще позже через два дня, через неделю, через месяц.


ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Кроме временных понятий необходимо усвоить хотя бы элементарные способы пространственных отношений, которые выражаются служебными словами в виде предлогов (в, на, под) и наречиями.

Предлоги усваиваются неслышащими детьми позднее других слов. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, при недостаточном слухе предлоги обычно сливаются с тем словом, перед которым они стоят. Во-вторых, предлоги - это слова с очень абстрактным значением, и при малом речевом опыте ребенка они остаются для него непонятными. Слабослышащие дети могут совсем обходиться без предлогов и пропускают их: Мальчик иди школу. Волк сидит снег. Впоследствии отмечается неправильное, неуместное употребление предлогов: Миша читал на книгу. Около у березы растут грибы. Подобные ошибки употребления предлогов свидетельствуют об их непонимании. Специально подобранные задания помогают ребенку понять предлоги. Например: Положи карандаш на стол. Положи карандаш в ящик. Положи карандаш в коробку. Положи карандаш на коробку. Положи карандаш около коробки. Положи карандаш на стол. Положи карандаш на тетрадь. Положи карандаш около тетради. Положи карандаш в книгу. Положи карандаш на пол.

Для более точного осмысления предлогов их связывают с вопросами куда? и где? Необходимо провести серию упражнений. Вопрос где? Относится к неподвижному состоянию предмета: Карандаш лежит на столе. Карандаш лежит под столом. Стакан стоит на столе. Стакан стоит в шкафу. Картина висит на стене.

С вопросом куда? связано передвижение предметов из одного в какое-либо другое место, изменение местоположения предмета: Куда положил? Куда повесил? Куда ушел? Куда поставил? Куда прыгнул? Куда принес?

Умение различать значение двух пространственных вопросов где? и куда? очень важно для овладения изменениями окончаний названий предметов. Пространственные отношения выражаются не только предложными формами, но и наречиями: Куда? домой, направо, налево, вперед; Где? справа, слева, далеко, близко.

Чтобы усовершенствовать восприятие речи, ускорить процесс накопления словарного запаса, а также развить навыки грамматического строя речи, неслышащего ребенка необходимо как можно раньше научить читать и писать.

Овладение языком, усвоение значений слов в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления неслышащих детей, а это означает постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающих явлений к более обобщенному осознанию действительности на основе языковых значений. Эффективное развитие в этом направлении неслышащих детей возможно лишь при условии соответствующего подбора и преподнесения речевого

материала на основе постепенного нарастания отвлечения в значениях слов и грамматических форм.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат №65 »







Доклад на тему:

Обогащение словарного запаса на уроках в младших классах.






Выполнила: учитель Рыжова А.В.








Нижний Новгород

январь 2020 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!