СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на РМО учителей физики «Мотивация учения – основная задача современной школы»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на РМО  учителей физики

 «Мотивация учения – основная задача современной школы»

Просмотр содержимого документа
«Доклад на РМО учителей физики «Мотивация учения – основная задача современной школы»»

Доклад на РМО учителей физики

«Мотивация учения – основная задача современной школы»

Все наши замыслы, все поиски 
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский 

Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения . Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в целом.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

Каждый учитель желает , чтобы его учащиеся хорошо учились ,с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Актуальность ее рассмотрения обусловлена:

1. Переход на новые стандарты обучения.
2. Обучение школьников приемам самостоятельного обучения.
3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.

Ученика нельзя заставить учиться если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость учащихся.
Последние исследования психологов говорят о том , что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам , ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказалось , что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта , а по силе мотивации учебной деятельности.
Таким образом каким бы не был школьник без желания и мотивации к учебе успехов он не добьется.

Возрастные особенности развития мотивации школьников по мнению психологов.

Подростковый возраст.
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье.
• Мотив избегания неудачи .
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
• Познавательный интерес.
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа.
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивация учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности , связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:

1. Познавательные мотивы , связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.
2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Познавательные мотивы включают в себя :

1. Овладение новыми знаниями.
2. Ориентация на усвоение способов добывания знаний.
3. Самообразование.

Социальные мотивы включают в себя :

1. Стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности .
2. Заслужить авторитет.
3. Стремление взаимодействовать с другими людьми, анализировать способы и формы сотрудничества.

Я работаю учителем физики, меня как педагога волнует проблема формирования и развития мотивации учения у обучающихся на уроках. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого?

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что учащиеся должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единицы измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках физики. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Например, при закреплении нового материала по механической работе можно рассмотреть такую задачу.

Задача на отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

«Мальчик поднялся за дразнящей его обезьяной на перекладину верхушки мачты. Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет… В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидел сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: - В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Мальчик шатался, но не понимал. – Прыгай или застрелю!.. Раз, два… - и как только отец крикнул: «Три» - мальчик размахнулся и прыгнул вниз. Точно пушечное ядро шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать матросов спрыгнули с корабля в море.» Вопросы:

  1. Какая сила совершила работу и заставила мальчика падать вниз?

  2. Какая сила не совершала работы?

  3. Какая сила совершила работу и заставила мальчика всплыть вверх из воды?

  4. Как рассчитать работу этих сил, зная, что масса мальчика 40 кг, а объем его тела 0,14 м3?

Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы.

Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке – пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе. Конечно, пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополнительная, иллюстрированная часть урока – однако чрезвычайно яркая и полезная.

Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:

  • быть связано с конкретными вопросами курса физики,

  • отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,

  • иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,

  • быть кратким, лаконичным,

  • способствовать положительной мотивации к изучению физики.

Физика невозможна без эксперимента. Демонстрация, хорошо подготовленная и эстетически оформленная, всегда вызывает интерес учащихся. Я стараюсь на каждом уроке показывать: обучающий эксперимент или опыт по рисунку учебника, занимательный опыт, решать экспериментальную задачу, проводить фронтальный эксперимент.
Демонстрационный эксперимент вызывает включение факторов внимания: сильным раздражителем, сравнительной новизной и эффектностью. Новизна, непосредственный интерес и эмоциональная привлекательность, вызывает непроизвольное внимание. Опыт запечатлевается памятью учащихся лучше, чем рассказ учителя о физических опытах. Однако ученики, вспоминая, выделяют детали опытов, которые представляются им наиболее значимыми и интересными. Это свидетельствует о том, что припоминание является не простым воспроизведением, а конструктивным процессом. Таким образом, демонстрация опытов развивает внимание и память учащихся на стадии эмпирического познания изучаемых явлений и закономерностей. Использую при домашних заданиях домашние эксперименты.

Познавательный интерес только тогда будет иметь прочную основу для своего развития, когда связь существует связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни. Большое впечатление на учащихся производят ответы на вопросы из повседневной жизни. Например :
Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло в штаны. Можно ли назвать случившееся физическим явлением.

Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли считать явление феи с рогаткой физическим явлением?

В современном уроке учитель очень часто использует презентацию , но и ученик может проявить свои знания по физике и информатики подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.

Ученик учится потому что ему это надо. Это осознанная мотивация присуща старшеклассникам , которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Эти занятия включают в себя материал подготовки к ЕГЭ.

Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, составление физических сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию мотивации к учению учащихся.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.


Подводя итог, следует ещё раз подчеркнуть - расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения любым предметом, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!