СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на региональном МО: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью игровых приёмов на уроках ИЗО"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о развитии творческих способностей детей с ОВЗ с помощью игровых приёмов на уроках ИЗО. Игровые ситуации на уроках ИЗО выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Приводится несколько примеров игровой практики на ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Доклад на региональном МО: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью игровых приёмов на уроках ИЗО"»

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью игровых приёмов на уроках ИЗО.

Статистика свидетельствует, что дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности.

«А кто умеет рисовать?»

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось…

Куда всё это подевалось?

В. Берестов.

Почему же у ребят пропало желание рисовать? Причин, наверное, очень много… Учитель ИЗО, МХК показывая детям на своих шикарных по информативности уроках произведения мастеров не учит самих ничего делать! Так, вкус и понимание искусства учащимися опережают их собственные возможности. Ученики теряют веру в свои силы и способности, зачастую зарывают свой талант. «Я не смогу нарисовать лес так, как его нарисовал Шишкин! Куда мне до Айвазовского! Я не смогу, поэтому не хочу!!!»

Принуждая своих учеников много слушать и смотреть, и не давая им самостоятельной деятельностью закреплять полученные впечатления, мы лишаем воспитанников радости творчества, отбиваем желание совершенствовать себя в рисовании.

И в первую очередь это касается детей с ОВЗ. Им и так бедным от жизни достаётся! И писать они не могут и считать, как все. Кругом всё у них плохо, а тут ещё учитель рисования говорит, что и рисовать-то не могут. В моих двух группах таких детей почти половина. Пять из тринадцати. Все из начальной школы. И они требуют особого внимания. Но при этом важно не выставлять их, перед остальными ребятами, неумёхами и белыми воронами.

Часто даже небольшая критика, детьми с ОВЗ, воспринимается через чур болезненно. «Я не пойду больше на «рисовалку», меня там ругают!» Такое и мне приходилось слышать от своих учеников, после не удачных попыток угнаться за своими более успешными в рисовании товарищами. Что бы замечания, воспринимались более адекватно, нужно делать это максимально корректно, ненавязчиво и не в коем случае не прилюдно, чтобы над ним не посмеялись одноклассники. «В целом, рисунок хороший, но нет предела совершенству! Давай вместе подумаем, что нужно доработать, исправить, чтобы в следующий раз он был ещё лучше!»

Как организовать урок, когда в классе есть дети слабослышащие, почти не разговаривающие или с дефектами речи, дети имеющие проблемы со зрением? У меня один ученик со слабым зрением, двое отстают в общем развитии, один не выговариваем слова, одна плохо говорит и слышит (сажаю за первую парту).

Во-первых, составление плана урока – отдельно для всего класса и продумываю оказание помощи для детей с особыми образовательными потребностями.  

Во-вторых, применяю различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, целей и задач урока. Учу детей сравнивать, наблюдать и сопоставлять. Использую дискуссии, в которые включаются игровые моменты, элементы драматизации и т. д.

 Для формирования навыков и умений использую репродуктивный метод, суть которого в многократном воспроизведении действий. Это графические и живописные упражнения; повторы элементов росписи, узоров; повторный рассказ о событии по заранее заданному плану.

В-третьих, усложнение учебного материала необходимо, но формирование ЗУН должно бать плавным, с учетом возможностей учеников с ограниченным здоровьем.       

В 21 век никуда без техники. На уроках использую компьютер и мультимедийный проектор. Виртуальное путешествие по знаменитым музеям увлекательное зрелище.

С целью популяризации ИЗО, развития интереса к искусству и творчеству у детей, взаимосвязи с родителями я открыл виртуальный кружок «Изобразительное искусство» в ВКонтакте и группу «Вернисаж», группу для родителей «ИЗО ДШИ» в Viber.

Здесь родители и ученики могут посмотреть работы выполненные на занятиях ДШИ, присылают мне домашние задания. Для закрепления пройденного материала или для учеников, пропустивших занятия выкладываю презентации, обучающие видеоролики. Провожу конкурсы рисунков, викторины. Делюсь полезными ссылками, а также успехами детей, выставляя их конкурсные рисунки и грамоты.

Урок ИЗО должен доставлять удовольствие, радость, добавлять ученику с ОВЗ уверенности в своих способностях и возможностях. Детское творчество помогает ребенку овладеть разнообразными средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, пастель, краски, цветные мелки) и нетрадиционные (ватными палочками, трубочками для коктейля, вилкой, кляксовое рисование, в технике граттаж и т.д, ).

Все необычное всегда привлекает внимание детей, заставляет их искренне удивляться. У ребят появляется вкус к исследованиям.

Под час, трудно завладеть детским вниманием. Особенно на «Беседах об искусстве»: «Опять рассказывать будут!», «А, когда уже, рисовать будем?», «А делать, что будем?» Учитель обязан вложить в своих учеников знания по положенной программе, а ученики хотят рисовать, им нужна деятельность. На школьных уроках надоело учителей слушать. Как быть?

Внимание и память бывают непроизвольными (когда человека никто не заставляет) и произвольными (по необходимости, из-под палки). Ребята начальных классов хорошо, непроизвольно, воспринимают и запоминают новый теоретический материал, когда им интересно. А что дети любят больше всего? ИГРАТЬ.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных и любимых видов деятельности ребенка.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, в игре происходит коррекция, социализация и самореализация ребёнка.

Понятие «игровые педагогические технологии» содержит разнообразные методы и приемы организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и учебно-познавательной направленностью.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Вот несколько примеров игровой практики на ИЗО:









Игровая переменка:




Картина Решетникова «Опять двойка!» Задание «Ожившая картина».

1. Команда учащихся пытается воссоздать действие на картине вживую, повторяя эмоции, мимику и жесты персонажей. Замерли.

2. Оживить картину. Продолжить действие персонажей.

3. Вопрос, а как вы думаете, что произошло с мальчиком в дальнейшем?

4. А художник то же подумал о судьбе своего героя! Демонстрация картины «Переэкзаменовка»

Даже инструктаж по технике безопасности (вот ведь нужная, но нудная штука) запомнится учениками лучше, если он будет не обычным перечислением правил.



Настольная игра «Художники и их картины».

В игру играет 2-5 человек. По очереди бросая кубик с цифрами они передвигают свою фишку. Если фишка выпала на картину нужно назвать её и автора. Не назвал автора и картину – 2 хода назад. Только автора – 1 ход назад. И т. д. Успешно справился с заданием – ход вне очереди. Правила можно иногда менять. Эту игру я часто применяю на «Беседах об искусстве».

Все дети радуются наступлению зимы и первому снегу. Рисование на снегу, вот еще одна ИЗОзабава. Перемена пройдёт весело и для здоровья полезно.

Кроссворды, викторины, педагогические игры, мини-конкурсы по ИЗО оживят любой урок.

Выводы:

Важно научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья уметь организовать свою деятельность самостоятельно, лишний раз похвалить за успехи и деликатно поправлять его. Хвалить учеников данной категории надо даже, если он успешно справился с небольшим заданием.

Регулярно устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением (физминутки под музыку и т.д.);

В процессе обучения должны применяться занимательные приемы, элементы соревнования, дидактические игры, миниконкурсы и т.д.;

Использовать активные методы рефлексии.

Нужно в полной мере использовать обучающие игры.

Нетрадиционные техники и игра на уроках начального уровня – это толчок к развитию внимания и воображения, творчества, самостоятельности, инициативы и индивидуальности учеников. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!