Просмотр содержимого документа
«Доклад на районном семинаре "Диалоговое обучение - как одна из форм эффективных педагогических технологий"»
ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭФФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая игра» и т.п. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Мы, учителя обладаем широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов, в своей деятельности, но не всегда используем стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении. Мы не всегда задаемся целью - развивать мышление ученика и улучшать его речевые навыки. Хотя еще Мерсер доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для участника важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют «равноправно».
ПОКАЗ СЛАЙДОВ
Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
Немецкий педагог 19 века А. Дистервег утверждал, что плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить. Поэтому в диалоговом обучении роль учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, его задача сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Согласно исследованию Мерсера, диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению. Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:
• Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
• Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;
• Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.
Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Диалоговое обучение позволяет учащимся освоить и осмыслить изучаемый материал и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
• Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
• Помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
• Содействует аргументированию учениками своих идей;
• Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
• Улучшение речи в диалоге и монологе
• Умение спокойно вступать в диалог и со взрослыми, не боясь задавать вопросы из других областей знаний.
Уроки, проводимые с использование новых подходов в обучении, повышают интерес школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать ее. Ученики с большим интересом работают на уроках, потому что для них создаются условия для саморазвития, самообразования.
На нас, современных учителей- учителей новой формации, возложена миссия- надо сделать так, чтобы школа из настоящего состояния «переместилась» в будущее. Я хочу процитировать слова писателя Ю.М. Лотмана, которые полностью отражают картину моей школы в будущем: « Здесь нет уже верха и низа- учителей и учеников- здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе, когда одни хотят учиться, а другие помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования».