СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет по теме: "Гражданско - патриотическое воспитание школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал доклада определяет роль гражданско - патриотического воспитания в становлении ученика как личности, будущего гражданина и патриота своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет по теме: "Гражданско - патриотическое воспитание школьника"»


Доклад на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание школьника»

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи. А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии с событиями сегодняшнего дня для молодой республики очень актуальна. Это потому, что по словам президента России В.В. Путина мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Потому, что это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества формируются в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание находится в центре внимания любого педагога, для которого не безразлична судьба Родины.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы являются:

1. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

2. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся.

3. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

4. Координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

5. Опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия.

6. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации.

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. Воплощать в жизнь патриотическое воспитание в учебно – воспитательном процессе нам помогает Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ МОН ДНР №94 от 22.06.2015 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики») и Концепции исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»). Через уроки УГДД, истории Отечества проведение подобных мероприятий, не могут оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам. Так я привлекаю наших детей к участию в конкурсах и мероприятиях, имеющих патриотическую направленность.

  • Международная образовательная акция – тест по истории Отечества.(33 человека 10 – 11 классы)

  • Мероприятия с библиотекарем школы и сельской библиотеки:

Из цикла истории родного края: «Я знаю историю родного края» (9 - 11 классы)

  • Цикл мероприятий по правоведению «Знать и строго соблюдать» (8 – 9 классы)

  • Беседа «Я осуждаю фашизм, расизм и антисемизм» (9 – 11классы)

  • Краеведческое путешествие «Наши земляки – герои!» (5 – 9 классы)

  • Патриотический час «День Государственного флага ДНР» (9 - 10 классы)

  • Краеведческие чтения. Направление работы «Гордость школы», по теме: «Патриоты из «Мастерской будущего», с победою вернувшиеся домой»» Остапенко А. (из 110б – набрано 104б)

  • Республиканская историко-патриотическая акция учащейся молодежи «Вахта памяти» в 2019-2020 учебном году». Поисковая операция «Я – правнук великой Победы». Тема «Спасибо деду за Победу» Ткаченко Е. (муниципальный этап - 1 место)

  • Республиканский конкурс детского художественного творчества, сочинений, научных работ «Безопасность Республики – забота общая!» Тема: «Труд во благо Республики». Направление «Скажем терроризму – НЕТ!». Романенко Е. (муниципальный этап - 1 место)

  • Открытый республиканский конкурс поисково-краеведческих работ учащейся молодежи: «Донбасс – мой родной край». Направление:«Заветы доброй старины». Тема работы: «Святыня земли Благодатновской». (Остапенко А.)

  • Открытый республиканский исторический фестиваль «Дыхание прошлого»

Направление творческой площадки: историческая реконструкция: «Макет жилища и других зданий». Тема: «Подворье славян VІ века». (Бродяная Д., Шелудченко А.)

Предстоящие мероприятия: Круглый стол «Дорога жизни» блокадного Ленинграда»-24.01., «Вечер памяти жертв холокоста»-27.01.…

Сегодня мы часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны. В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы. Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся. Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях нашего народа и его вооруженных сил, проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости. Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами.

Обеспечение патриотического воспитания:

 Нормативно-правовое обеспечение: совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации; создание базы патриотического воспитания в системе образования.

 Педагогическое и методическое обеспечение: разработка учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания; развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок и информирование о новациях; издание литературы с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

 Информационное обеспечение: активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации.

 Научно-теоретическое обеспечение: организация исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина.

 Кадровое обеспечение: подготовка специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан.

 Финансово-экономическое обеспечение: оказание финансовой поддержки в реализации программ патриотического воспитания.

 Государство осуществляет управление системой патриотического воспитания, при этом оно широко использует общественные институты.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности.

Факторы, влияющие на формирование патриотизма

Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы патриотического воспитания на:

- объективные и субъективные;

- внешние и внутренние;

- управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро, мезо - и микроуровням.

В работах А.В. Мудрика предложена классификация этих факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:

1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации.

2. Мезофакторы - условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.

3. Микрофакторы – малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.

Важнейшим фактором является возникновение условий для непосредственного включения учащейся молодежи в жизнь общества через развитие у них патриотических чувств. В первую очередь утверждается необходимость нового подхода к структуре и содержанию воспитательного процесса, к формированию системы ценностей, составляющих основу гуманного, демократического общества, к оценке соотношения нравственности и патриотизма в воспитании, к определению характера педагогических отношений в условиях свободы, многообразия форм педагогической деятельности. Результаты реализации новых подходов зависят от целенаправленности усилий в повышении качества интеграции знаний, составляющих содержание патриотического воспитания. При этом очень важно опираться на принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, свободе выбора видов деятельности, учета особенностей самой школы.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы необходимости воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Список использованных источников

1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. (Приказ МОН ДНР №94 от 22.06.2015 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»).

2. Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»).

3. Буткевич, В.В., Бесова, М. А., Старовойтова, Т.А. Люби и знай родной край./В.В. Буткевич, М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мн.: Пачатковая школа, 2009

4. Воспитание гражданина в Советской школе // Под. ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./В.И. Даль – В 4-х т. – М.,1978

6. Мазыкина, Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. / Н. Мазыкина// Воспитание школьников. - 2002. - № 6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!