СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете из опыта работы по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей подготовительной к школе группы 6-7 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от телефона и компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете из опыта работы по теме: «Использование мнемотехники в речевом развитии детей подготовительной к школе группы 6-7 лет»»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
Электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru




Доклад на педагогическом совете

из опыта работы

по теме:


«Использование мнемотехники в речевом развитии детей подготовительной к школе группы 6-7 лет»





Выполнил:

воспитатель

Пантелеева Е.А.

высшая кв. категория






Городской округ г. Выкса

2022г.


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в диалоге.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от телефона и компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа по речевому развитию посредством мнемотехники велась поэтапно. На первом этапе применялись простейшие мнемоквадраты, затем последовательно переходили к мнемодорожкам, и на заключительном этапе использовались мнемотаблицы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное условие в составлении мнемотаблицы – передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы служат эффективным дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов и психолого-педагогическую литературу, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам, пересказа сказок и рассказов, заучивания стихотворений, составлению повествовательных рассказов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, явлений природы, установить последовательность изложения, обогащают словарный запас детей, развивают все высшие психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной теме.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы с конкретным изображением, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. В старшем возрасте следует усложнять или заменять символом – схематически изображая выбранный образ. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. При этом отдельно взятый элемент мнемосхемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символических изображений.

Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях существуют авторские модельные схемы, предложенные Т.М. Бондаренко, В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко и др. Но не всегда готовые мнемосхемы подходят по содержанию для применения, поэтому мы вместе с детьми дополняли и уточняли отдельные элементы схемы. Совместно составили мнемотаблицы по временам года, отдельным хорошо знакомым сказкам («Рукавичка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси лебеди» и др.)

Данные мнемосхемы служат своеобразным зрительным планом для создания монолога, запоминания признаков времен года, а также помогают детям выстраивать последовательность рассказа, сказки, стихотворения.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении детей составлению рассказов мы вместе беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной мнемосхемы к данному произведению. На заключительном этапе работы по использованию мнемосхем дети под моим руководством учились подбирать нужные элементы схемы, последовательно их располагать в единую цепь, которая необходима для пересказа. Таким образом, постепенно осуществлялся переход от моего руководства к совместному творчеству. Если на начальном этапе работы предлагались готовые схемы, то на следующем дети начали самостоятельно выдвигать различные версии схем. После совместного обсуждения отбирались наиболее удачные варианты. На данном этапе, я как педагог, выступала в роли равноправного партнера, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно дети стали проявлять творческую самостоятельность в создании мнемотаблиц.

При этом важно отметить, что отдельные воспитанники все еще испытывают некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану мнемотаблицы. Очень часто первые рассказы по моделям получались очень односложными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, потребовалось в содержание каждой мнемотаблицы вводить отдельные элементы, которые решали задачи по активизации и обогащению словаря.

После проведенной работы по развитию речи с использованием мнемотаблиц, дети стали самостоятельно составлять сказки и рассказы используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих сказках дети отражали собственные переживания и понимание окружающей жизни.

Хотелось так же поделиться опытом применения мнемосхем при заучивании стихотворений с воспитанниками. Использование их в работе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы развития памяти. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку-схему, а потом припоминают текст.

Важно понимать, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по речевому развитию детей. Это прежде всего начальная, «пусковая» и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с использованием мнемотехники, применялись различные настольно-печатные и речевые игры («Скажи наоборот», «живое-неживое», «отгадай по описанию»), которые помогли детям научиться классифицировать предметы, развить связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, творческое воображение.

Приемы мнемотехники эффективны также и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать различные дидактические игры. Продумывая разнообразные мнемосхемы с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

  • мнемосхема должна отображать обобщённый образ;

  • раскрывать существенные признаки;

  • замысел по созданию мнемосхемы следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

По итогам проделанной работы отмечается положительная динамика:

Произошло улучшение речи детей (связность), основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, воображения.

Дети каждой возрастной группы овладевают умениями фразовой и

монологической речи. Они умеют использовать свой словарный запас

(соответственно возрасту), простые и сложные предложения, правильно

связывать слова в предложениях, пересказывать хорошо знакомые сказки,

составлять рассказ по сюжетным картинкам, сочинять рассказы из личного

опыта и рассказы-описания предметов. У большинства детей рассказы

получаются объемными (7-11 предложений), логически связанными,

последовательными, осмысленными, интересными для слушателя. Детям

нравиться общаться, придумывать рассказы, сочинять истории.

Положительная динамика в развитии связной речи детей – это

результат педагогической работы педагога по развитию речи дошкольников

средствами мнемотехники.

Увеличился словарный запас. Воспитанники научились строить распространенные простые и сложные предложения, правильно связывать слова в предложениях, пересказывать хорошо знакомые сказки, заучивать стихи, составлять и сочинять рассказы из личного опыта и рассказы-описания предметов.

Мною было замечено, что детям нравится работа с мнемотаблицами, придумывать рассказы, сочинять истории, зарисовывать, придумывать символы, общаться в процессе обсуждения.

Таким образом, можно утверждать, что использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволило повысить уровень речевого развития детей группы.

В перспективе я планирую продолжать использовать мнемотехнику в своей работе, повышать компетентность по данному направлению, транслировать положительный опыт в педагогических сообществах.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!