СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогический совет «Создание школьной образовательной среды, обеспечивающей оптимальные условия самореализации учащихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуально-личностного потенциала».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная среда -это  совокупность   условий и средств, соответствующая особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогический совет «Создание школьной образовательной среды, обеспечивающей оптимальные условия самореализации учащихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуально-личностного потенциала».»

ДОКЛАД

на педагогический совет

«Создание школьной образовательной среды, обеспечивающей оптимальные условия самореализации учащихся с учетом их возрастных особенностей и индивидуально-личностного потенциала».

Для обеспечения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание специальной образовательной коррекционно-развивающей среды. При этом в данной среде должны быть созданы такие условия, которые позволили бы детям иметь аналогичные условия для получения образования, что и в стандартных общеобразовательных учреждениях. Также необходимо предусмотреть, создание адекватных условий по лечению, оздоровлению, воспитанию и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная среда -это совокупность условий и средств, соответствующая особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям.

Именно получение полноценного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов является одним из ключевых условий для их успешной социализации и самореализации в социальной и профессиональной деятельности. По этой причине в государственной политике в области образования одной из приоритетных задач является реализация прав детей на получение полноценного образования. В частности, в Конституции и Законе «Об образовании» прописано, что дети, имеющие проблемы в развитии, имеют равные права со всеми на образование.

Приоритетной задачей модернизации является создание специальных условий, в которых бы дети с ОВЗ могли получать качественное образование, а также решение задач по индивидуализации, дифференциации образования.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и образовательное пространство-создание универсальной без барьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей  в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

 Перечислим далее основные группы условий:

  1. Материально-техническая база.

      В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы,  специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  1. Организационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Созданию в школе развивающей среды адаптивного характера способствуют самые различные условия и факторы, включающие в себя использование:

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

  • предоставление услуг ассистента (тъютора, помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

Деятельность учителя на учебном занятии должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. Педагогу в процессе обучения необходимо:

  • поэтапно объяснять новые задания детям с ОВЗ и учить последовательно их выполнять;

  • применять только четкие указания;

  • регулярно повторять инструкции по выполнению определенных задач;

  • демонстрировать обучающимся примеры уже выполненных заданий.

При организации учебного процесса целесообразно применять разнообразные виды деятельности:

  • при необходимости предоставлять детям дополнительное время для завершения классных и домашних заданий;

  • включать в занятия физкультурные паузы;

  • использовать листы с заданиями, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, различные коррекционно-развивающие упражнения.

Также необходимо использовать гибкую систему оценки:

  • применять индивидуальную шкалу оценок, которая предполагает оценивание знаний в соответствии с успехами ребенка и затраченными усилиями на выполнение задания;

  • делать акцент на получение хороших оценок;

  • допускать возможность переделывания заданий, с которыми не справился обучающийся, с дальнейшей их оценкой;

При организации учебного процесса педагогу также рекомендуется:

  • применять разнообразные вербальные поощрения;

  • составлять позитивно ориентированные планы, которые бы учитывали умения и навыки обучающихся с ОВЗ;

  • не замечать незначительные поведенческие нарушения;

  • разработать вместе с обучающимся определенную систему общения (это могут быть жесты, слова), задействование которой даст понять ребенку, что его поведение в данный момент является недопустимым.

Г лавные требования к уроку с детьми ОВЗ:

  1. воздействие на все органы чувств;

  2. разнообразные виды деятельности;

  3. обращение к опыту ребенка;

  4. комфортные условия на уроке;

  5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

  6. содружество учителя;

  7. задания малыми дозами;

  8. игра;

  9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Задача воспитательной работы во внеурочное время- дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется  трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.
Главное условие успеха-участие детей в ежедневной разнообразной  практической  деятельности. Эффективность подготовки школьников к жизни через  систему  внеклассной  и урочной работы зависит от согласованности действий  учителя и воспитателя, их контакта, информированности  о  работе  друг  друга.

Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений-познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми навыками. Например, проводятся различные мероприятия и конкурсы.

  1. Кадровое обеспечение.Необходимаспециальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами). Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы. Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Чтобы психолого-педагогическое сопровождение обучающихся было эффективным, в школе созданы необходимые условия, для эффективной коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей в психическом и личностном развитии.

Психолого-педагогическоесопровождение - этосложный(многоэтапный)процесс,включающийвсебякомплекс различныхнаправленийиформработы.Этоцелаясистема,котораяобращенанарешение социальных и психологических проблем в жизни ребенка, а так же насозданиеусловийдляегополноценногообученияиразвития.

Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с умственной отсталостью имеют возможности для развития. Хотя, возможности ребенка ограничены, но при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов школы, специалистов, родителей, положительная динамика реальна. Некоторые дети не осваивают азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они освоили другие виды продуктивной деятельности, что также важно для социальной адаптации.

Целью психологического сопровождения является создание условий для коррекции интеллектуальных нарушений обучающихся, обеспечение полноценного социального развития ребенка и сохранение его психологического здоровья.

Основными направлениямивработепедагога-психологапопсихолого-педагогическомусопровождениюшкольниковс легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)вшколе -интернате являются:

  1. Диагностика в соответствии с планом работы и коррекционно-развивающих программ.

  2. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающаяработа.

  3. Консультационнаяработасучащимися,ихродителями, педагогами школы.

  4. Просветительская и профилактическая работа:выступлениянаклассныхчасах, методическихобъединениях школы, выступлениянасеминарах, народительскихсобраниях, работа по профилактике отклоняющегося поведения у учащихся.

  5. Организационно-методическая работа:планирование работы;анализдеятельности;анализнаучнойипрактическойлитературыдляподбораинструментария;разработкиразвивающихикоррекционныхпрограмм;участие в конференцияхисеминарах;посещениесовещаний,методическихобъединений,знакомствосметодическойлитературой и новинкамивобласти психологиии педагогики,подготовкабланков,наглядногоматериала;создание картотекитестов.

Не мало важным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии является работа с родителями, их психологическое просвещение, в ходе которой родители информируются о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка. Родители в свою очередь, предоставляют информацию об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями, вырабатывается и обсуждается с родителями оптимальная тактика взаимодействия и общения с ребёнком в семье.

Для реализации коррекционно-развивающего направления работы педагога-психолога и создания современных условий для преодоления трудностей в психическом и личностном развитии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), кабинеты оснащены коррекционно-развивающими и дидактическими средствами обучения, поступивших в рамках Национальных федеральных проектов «Доступная среда», «Современная школа», «Реабилитация и абилитация инвалидов»:

- комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ»;

- интерактивный пол;

- панно «Звездное небо» со световым проектором и шаром;

- пузырьковая колонка;

- фибероптический душ «Солнышко»;

- сухой бассейн с шариками;

- программно-методический комплекс МОБИ «Знайка» и МОБИ «Дуэт»;

Подробно остановимся на каждом оборудовании:

1. Сенсорная комната– это помещение, наполненное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., направленными на развитие высших психических функций (речи, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.Оснащение сенсорной комнаты  включает в себя оборудование, использующее при звуко и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, аудиопроигрыватель, наборы с музыкальными произведениями. Основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей с проблемами в развитии. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

2. Развивающие и реабилитационные элементы – (комплекты «СТИМУЛЯЦИЯ» и «ДЦП-ЭКОНОМ») направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижения психологического равновесия ребенка. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность... А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей.

3. Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции. В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передает на проектор измененную картинку.

Преимуществом такого оборудования является возможность свободного движения ребенка в зоне проекции. Именно реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребенка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции.

Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребенка. И для каждого воспитанника это особая направленность:

- яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;

- регулирование процесса возбуждения и расслабления;

- реализация потребности взаимодействия и общения;

- развитие познавательных навыков и творческих способностей.

Во-вторых, это стимулирование двигательной активности. Но несомненным преимуществом использования интерактивного пола, особенно в работе с детьми с ОВЗ является эмоциональный фон, создаваемый реальным изображением, стимулирующий детей к действиям и движениям. А так же живые картинки побуждают детей воспроизводить движения не по схеме, а по личной мотивации, что делает их спонтанными. Достигая цели, ребенок принимает необычные позы, пользуется всеми возможностями своего тела, что в другой ситуации было бы невозможно.

4. Панно «Звездное небо» предназначено для стимуляции и развития зрительной памяти, концентрации внимания, активации творческой и познавательной деятельности. Яркая картинка позволяет при занятиях с детьми развить их воображение, успокаивает их и настраивает на волну расслабления, помогает в развитии творческого мышления и, как ни странно, придают уверенность в своих действиях и позволяют не стесняться при выражении мыслей.

Как итог — после занятий с использованием панно уровень тревожности минимизируется, эмоциональный фон стимулируется, у детей поднимается настроение.

5.Воздушно-пузырьковая колонна с водой – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой с разноцветной подсветкой. Используется для:

• Развития зрительного восприятия

• Формирования фиксации взора

• Концентрации внимания

•Эмоционального расслабления. Вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.

6. Фибероптический душ «Солнышко» не только помогает расслабиться и снять напряжение, но и мотивирует к учебе, снижает агрессию и тревожные расстройства.

7. Сухой бассейн помогает решать задачу соматического оздоровления детей. Сухие бассейны располагают широким спектром возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями. В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние.

8. Развивающие - коррекционные комплексы МОБИ «Знайка», МОБИ «Дуэт» с биоуправлением на основе технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном компьютере с помощью видеокамеры. Комплексы предназначены для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков.

Комплексный подход и совместная деятельность педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!