СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на муниципальном семинаре "Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на муниципальном семинаре "Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС"»

8


Уважаемые коллеги, для семинара мы выбрали тему «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС».


Эту тему мы считаем актуальной, потому что:

- эта технология является универсальной, т.е. подходит для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.

- технология проблемного обучения является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.

- позволяет развить творческие способности,

- способствует формированию самостоятельного мышления,

- и в итоге - успешному освоению знаний учениками.


В своем докладе я хотела бы предложить вам немного теории, затем показать, как реализуется технология проблемного обучения на практике.


Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами Л.Н.Толстого:

Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Это метод активного обучения, отошедшего от простого заучивания.


Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Он используется еще со времен Сократа. Для учителей, которые выберут в качестве темы самообразования проблемное обучение, будут интересны работы ученых по тематике проблемного обучения.

Слайд: Представителями активного метода обучения являются: Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци, чешский педагог Я. Коменский отечественные учёные: Лернер И.Я. и Скаткин М.К. Матюшкин А.Н., Махмутов М.И. Н. А Мечинская.


Педагоги всегда стремились разработать методы обучения более эффективные, чем простое заучивание. Таким образом, в начале ΧΧ вв. в практику обучения внедрились активные методы обучения:

-эвристический, опытно-эвристический, лабораторно-эвристический методы, метод лабораторных уроков и естественнонаучное обучение.

Эти методы были названы Б.Е. Райковым исследовательским методом. Результаты применения данного метода в школьной практике были явными. Отмечалась познавательная и творческая активность учеников. Однако в 30-х годах этот метод был признан ошибочным.


В настоящее время вновь встал вопрос об активизации учебного процесса, ведь традиционное заучивание материала не привело к развитию школьного обучения.


Что же такое проблемное обучение? Вот основные черты, которые выделяют ученые:

- это обучение развивающее, способствует развитию творческих способностей учащихся.

- в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.

- Организация урока должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.

- Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний.

Урок организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.

Познавательная деятельность выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.


Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.

Достоинства проблемного метода обучения: (в сравнении с традиционными методами)

- формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.

- традиционные методы обучения (когда знания ученики приобретают в готовом виде). ориентирован в основном на память учащихся. Мыслительная деятельность при таком подходе к обучению развивается слабо.

- А.А. Вербицкий отмечал при традиционной форме обучения отсутствие мотивации для ученика перспективы применения знаний.

Недостатки (зачеркнуть): Трудности

-применение данного метода требует больших затрат времени, чем традиционные методы обучения, которые являются более распространенными в школьной практике.

- проблемное обучение требует дифференцированного подхода.

- Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Мастерство учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию.

Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.

  1. Для традиционного обучения характерны наглядно-иллюстративные методы, когда сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры. Деятельность учителя при проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности, самостоятельной работы.

  2. При традиционном способе обучения учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Деятельность учащихся является репродуктивной. При проблемном обучении знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.

  3. При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.

Слайд: Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения

Критерии

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративные

Активные исследовательские методы.

Результаты обучения

Готовые знания

Получение знаний через развитие творческих способностей, мышления.

Деятельность учителя

Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся готовые примеры.

Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. Управление учебными действиями учеников.

Деятельность

учащихся

Носит репродуктивный характер:

заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.

Формулирование проблемы и поиск путей решения проблемы.

Самоконтроль и самооценка деятельности.

Мотивация

Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. Например, интересное изложение учебного материала.

Интеллектуальные мотивы.

Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда.

Подробней с теоретической частью доклада можно будет каждому ознакомиться самостоятельно. Материалы семинара записаны на диск.


Виды и уровни проблемного обучения, реализуемые

в МКОУ «Верхнемамонская ООШ»

Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет три вида проблемного обучения:

- научное творчество;

- практическое творчество;

- художественное творчество.

Научное творчество связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование. (Фото кристаллы)

Практическое творчество – это поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем. (уроки химии, метеостанция)

Художественное творчество представляет собой художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование. (Инсценировки) (информатика, англ. яз)

Научное творчество применяется на теоретических занятиях, а практическое творчество целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.

Художественное творчество применимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности. (фото!!!)

4 уровня

Организуя урок, следует обращать внимание на уровни активности, на которых находятся ученики класса. Не все учащиеся класса могут справиться с заданиями, без помощи учителя. С учетом этого можно использовать дифференцированные задания для учащихся.

М.Н. Скаткин выделяет следующие три вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод.

1. Проблемное изложение материала, содержащего историю, происхождение научного открытия, эксперимента; - подходит для средней и старшей школы, а в начальной школе не применим в связи с недостатком знаний и возрастными особенностями.

2. Проблемное изложение на основе современных научных знаний.

В процессе проблемного изложения учитель ставит задачи (проблемы, преобразованные в задачи – что нужно выяснить). Излагается фрагмент учебного материала и к нему ставится проблема – задача. Таких задач несколько по ходу объяснения учителя. Каждая задача решается учениками.

После каждого этапа объяснения перед учениками ставится задача для решения. В конце проблемного изложения материала делается вывод.( Воронина )


  1. При использовании другого вида проблемного обучения -исследовательского ученикам даётся большая самостоятельность. Эта самостоятельность проявляется в построении плана поиска, выдвижении гипотезы, её проверке, проведении опытов, наблюдений, фиксации фактов, классификации и выводах. В процессе этой работы ученик познаёт этапы и принципы научного исследования. (Исследовательские проекты фото)

Учитель, опираясь на свой опыт и особенности учащихся класса, подбирает тот вид проблемного обучения, который будет наиболее эффективным.


Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

Слайд: Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения. Такие задания заставляют учеников мыслить, искать пути решения проблемы, анализировать и обобщать.

Процесс приобретения знаний благодаря внедрению технологии проблемного обучения становится увлекательным для школьников. Дети с удовольствием выполняют лабораторные работы на уроках естественнонаучного цикла.

Лабораторные работы, например, по биологии, с использованием лабораторного оборудования – электронного микроскопа - вызывают массу положительных эмоций и желание ещё что-то новое открыть и увидеть. Удивление способствует возникновению интереса к объекту изучения.


Часть 3.

Создание проблемных ситуаций в процессе организации учебного занятия

Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение ...

А. Эйнштейн

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Ведь такие ситуации предполагают обдумывание и высказывание своих предположений. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.

Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся задание, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.

Другой тип проблемных ситуаций на уроке - это противоречия, возникающие с удивлением. Такие противоречия бывают двух типов:

- между несколькими положениями; (об Илье Муромце)

- между житейским представлением учеников и научным фактом.

В первом случае для создания проблемной ситуации можно учащимся представить одновременно противоречивые факты, точки зрения, столкнуть разные мнения учеников.

В случае создания проблемной ситуации, возникающей как противоречие между житейским представлением и научным фактом, можно сообщить научный факт или показать эксперимент как научный факт или использовать другой наглядный пример. Можно также дать практическое задание или задать вопрос, чтобы выявить ошибочное житейское представление.


Приведём примеры создания проблемной ситуации, возникающей с удивлением.

На уроке русского языка в 3 классе по заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

Вопросами: «Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили?» - учитель побуждает к осознанию противоречия. Вопросом: «Какой возникает вопрос?» - побуждение к формулированию проблемы и темы урока:

- проблема: почему в некоторых словах "т" не произносится?

- тема урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" (Фото)


Часть 5.

Структура проблемного урока

Традиционный и проблемный урок имеют общую цель – получение знаний учащимися. Однако проблемный урок отличается от традиционного, прежде всего, этапами введения и воспроизведения знаний.

Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать вопросы и участвовать в диалоге, выдвигать гипотезы, умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Следует учитывать уровень знаний учеников, психологические особенности и интеллектуальные возможности. В противном случае, учащиеся могут потерять интерес к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам.

Проблемный урок имеет следующую структуру:

I. Постановка учебной проблемы

II. Постановка учебной задачи

III. Поиск решения

IV. Выражение решения

V. Реализация продукта

Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока.

На этапе создания учебной проблемы у учащихся возникает вопрос: «Почему не получается?». При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи.

На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский.

Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задаёт логически связанные вопросы, а ученики – отвечают.

Результатом эвристической беседы является решение проблемы. Вопросы, которые задаёт учитель в ходе беседы, являются этапами решения проблемы.

При использовании проблемного метода изложения учитель показывает пути, образец решения проблемы, раскрывает логику решения, как можно действовать, чтобы решить проблему. Данный метод исключает готовое изложение научных знаний. Например, при изучении состава воздуха учитель не сообщает сразу состав воздуха, а просит учеников высказать предположения о его составе и о том, как это можно проверить. Гипотезы, выдвинутые учениками, проверяются демонстрацией опыта.

Использование исследовательского метода требует достаточной теоретической базы знаний учащихся. Этот метод характеризуется высоким уровнем познавательной активности учеников. Данный метод отлично подходит для лабораторных и практических уроков среднего и старшего звена.

Этап проблемного урока «Поиск решения» направлен на открытие учениками нового знания. Эти знания можно получить через гипотезы. Сначала гипотеза, т.е. предположение, выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы. На этом этапе урока лучше использовать побуждающий диалог.

Учитель побуждает учеников к выдвижению гипотезы с помощью интересных фактов или наводящих вопросов.

На этапе реализации продукта или творческого применения открытых знаний можно использовать составление учениками опорного сигнала или художественного образа. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Опорный сигнал представляет собой таблицу, опорные слова, схему и т.д. (Презентация «Числительное»)

Создание художественного образа передаёт содержание учебного материала. Для его создания используют формы: написание сценария, стихотворение, загадки и т.д. Создание художественного образа не является обязательным для всех учащихся класса.

Внедрение этапа творческого воспроизведения знаний способствует развитию памяти, внимания, коммуникативных качеств учащихся.

Технология организации групповых проблемных дискуссий

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия.

Можно выделить различные виды дискуссий:

«Круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью класса.

«Заседание экспертной группы» - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.

«Форум» — обсуждение, похожее на «заседание экспертной группы», в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.

«Дебаты» - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев.


Структура проблемного урока - универсальна и подходит для внедрения в педагогическую практику учителя любого предмета.


Федеральные государственные образовательные стандарты ставят на первое место не предметный, а личностный результат.

Для учителя работа по ФГОС - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.

Для учеников это - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, осмыслению, использованию на практике.

В школу поступают дети разного уровня обученности и из разных социальных слоёв населения. Возникают противоречия между необходимостью формирования у них универсальных учебных действий и низкой учебной мотивацией обучающихся.

Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся позволяет технология проблемного обучения. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения.

Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!