Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nskoshi@govrb.ru
Конспект доклада на МО воспитателей
«Воспитание сплочённого коллектива
и развитие самостоятельности»
Воспитатель: Селифонкин Денис Николаевич
2023
Работа воспитателя сложна и многогранна. Воспитатель должен не покладая рук трудиться над созданием дружного коллектива, формированием основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и с окружающими. Это важно потому, что атмосфера особого доверия между детьми положительно влияет на успеваемость.
Исходя из этого, целью своей воспитательной работы ставил воспитание дружного детского коллектива.
Задачи:
- развивать познавательную активность;
- укреплять здоровье воспитанников;
- формировать культуру межличностных отношений.
В основе моей работы по воспитанию дружного коллектива лежит КТД. Почему именно коллективные творческие дела? В основе КТД три основные идеи :
1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).
3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения – театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
5. Проведение самого дела.
6. Этап подведения итогов. Сначала- среди всех участников (по кругу или избранно все высказывают свое мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было делать). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
Трудовые дела
Атака трудовая
Десант трудовой
Подарок далёким друзьям
Почта трудовая
Рейд трудовой
«Снежная сказка»
Сюрприз трудовой
Фабрика трудовая
В трудовых КТД дети осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателя — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, социалистической собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.
Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.
Познавательные дела
Вечер весёлых задач
Вечер-путешествие
Вечер разгаданных и неразгаданных тайн
Город веселых мастеров
Защита фантастических проектов
Пресс-конференция
Рассказ-эстафета
Турнир-викторина
Турнир знатоков
Устный журнал (альманах)
Суть познавательных КТД — открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Здесь на первый план выступает развитие у школьников гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Еще одна важная роль познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию, непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Осознавая и воплощая замысел экспедиций в мир разгаданных и неразгаданных тайн, школьники вместе со взрослыми и под их руководством применяют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими в учебной работе по всем предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, а также приобретенные с помощью самостоятельного чтения, полученные из передач радио и телевидения, в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Ребята начинают интересоваться событиями общественно-политической жизни, увлекаются искусством, примеряют на себя различные профессии, стремятся проникнуть в «тайны» здоровья и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуальное развитие.
Художественные дела
Кольцовка песен
Концерт-«молния»
Литературно-художественные конкурсы
Турнир знатоков поэзии
Эстафета любимых занятий
Эстафета-«ромашка»
Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждают желание испробовать себя в творчестве; воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души; обогащают внутренний мир человека.
Создавая и воплощая замысел своих художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, школьники применяют (и закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения и навыки, полученные на уроках чтения, литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных занятиях — коллективных и индивидуальных. И применяют тем успешнее, чем полнее и глубже подкрепляют художественный опыт идейно-нравственным (содержание художественных обозрений), трудовым (предметно-художественное творчество), познавательным, творческим.
Спортивные дела
«Бой не уловимых»
Весёлая спартакиада
Весёлая зимняя спартакиада
«Десант — ракеты»
«Космонавты и метеоры»
Спартакиада народных игр
Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием.
Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном педагогическом общении.
На стадии младшего школьного возраста воспитатель является старшим помощником, наставником и другом. Воспитатель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для успешного взаимодействия воспитателя и учащихся необходимо наличие у воспитателя следующих педагогических качеств и способностей:
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества;
способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;
гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;
способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний воспитателя и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).
«Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть!»
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
7 КЛАСС
8 КЛАСС