СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО учителей на тему: «Формирование у обучающихся осознания своей принадлежности к российскому гражданскому обществу» (гражданская идентичность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема посвящена проблеме формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям страны, Родины, воспитания гражданской ответственности.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять «загадочную русскую душу».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО учителей на тему: «Формирование у обучающихся осознания своей принадлежности к российскому гражданскому обществу» (гражданская идентичность)»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

















Доклад на МО учителей

на тему: «Формирование у обучающихся осознания своей принадлежности к российскому гражданскому обществу» (гражданская идентичность)

Подготовила и выступила Шелестенко И.А.

учитель истории и обществознания



Неман 2020 г

Аннотация

Тема посвящена проблеме формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям страны, Родины, воспитания гражданской ответственности.

Введение

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности обучающегося.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

  1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

  2. Политико-правовое воспитание – осведомленность и ориентация школьников в Конституции РФ, привлечение к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

  3. Патриотическое воспитание – организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

  • когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественных политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

  • коннотативный (эмоционально-оценочный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественным политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

  • аксиологический (ценностно-ориентировочный)– уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

  • деятельностный(поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Требования к результатам формирования гражданской идентичности обучающихся, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:

В рамках когнитивного компонента:



  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

  • формирование образа социально-политического устройства –представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственных и общественных отношений;

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах

России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и характера морали;

  • сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,

  • уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

-сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и

обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий

– театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальных исторических, политических и экономических условий.



Основные термины и понятия:


Гражданин  - человек,  служащий народу,   Родине,  обществу,  заботящийся об общественном благе.


Гражданская идентичность – комплекс представлений, норм и моделей поведения, основой которых выступает чувство принадлежности к конкретному государству, которое проявляется через осознание единства с гражданами своей страны, чувство патриотизма, гордости и любви к Родине.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.



Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять «загадочную русскую душу».

Вопросы для обсуждения в классе:

  • Как вы считаете, важно ли человеку знать историю своей страны, гордится ею? Почему?

  • Какими событиями из истории нашей страны вы гордитесь?

  • Считаете ли вы себя патриотами страны? В чем это выражается?

  • Насколько важно, чтобы человек осознавал свою принадлежность к государству?

«Изобретать велосипед» нет необходимости. Формирование гражданской идентичности неразрывно связано с традиционными направлениями воспитания:

  • Кружки

  • Факультативные, индивидуально-групповые занятия

  • Беседы, игры нравственного и духовного содержания

  • Творческая художественная деятельность

  • Проведение праздников и мероприятий

  • Использование мультимедийных технологий

  • Исследовательская деятельность учащихся

  • Экскурсии

  • Организация выставок

  • Тематические и творческие вечера

  • Информационный материал на стендах

Цель одна – чтобы наш выпускник не был «Иваном, не помнящим родства», не проявлял потребительского отношения к Родине, воспитавшей его, а был достойным гражданином, крепко и уверенно стоял на своем корабле – Корабле Жизни.





На уроках:

Изучая курс истории и обществознания

  • Показываю, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны; зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма; На примерах деятельности исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.

  • Раскрывая историю Единой России, Правление Петра I и Екатерины II, рассказываю о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г.был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе  дошла до нас, и не может быть предана забвению.

  • Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.

  • Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

  • Так же по всему курсу истории и обществознания были включены вопросы изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

  • Хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая сво­их учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.

  • Использую:

  1. визуальные источники–фото, рисунки, картинки, слайды (цель-создание зрительного образа)

  2. документы (военный билет и паспорт в том числе)

  3. кинофрагменты, видеоролики, фильмы учебные и художественные

  4. игровые формы работы

  5. анкетирование

  6. модель личности







ИСТОЧНИКИ:

  1. https://infourok.ru/formirovanie-grazhdanskopatrioticheskogo-soznaniya-obuchayuschihsya-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-cherez-uroki-istor-1460215.html

  2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_vozmozhnostej_muzeev_kak_sredstva_pa_174937.html

  3. https://kubstu.ru/data/struct/0563/formirovanie_grazhd_ident.pdf

  4. https://infourok.ru/moyo-otechestvo-formirovanie-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-uchaschihsya-na-osnove-fgos-509234.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей