Доклад на методическом объединении предметов естественно-математического цикла: «Роль центра в профилактике социально-значимых заболеваний»
Подготовила
учитель биологии и химии:
Максакова Н.В.
2019 год
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации.
Заболевания социально значимые - это заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.
Социальные болезни - болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. К таким болезням относят: туберкулёз, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании, рахит, авитаминозы, сахарный диабет; болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), психические расстройства и др.
Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Для школьного учителя — это в первую очередь выполнение всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.
Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося заболевания, на раннее выявление доклинических признаков заболеваний. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.
Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.
Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация и т. д. Одними из главных являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике. Приоритетными из них должны стать программы формирования здорового образа жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники образовательных учреждений учреждений, сотрудники средств массовой информации (СМИ). Именно с ними должны контактировать социальные работники в плане профилактики заболеваний.
В нашем центре профилактическая деятельность осуществляется на основании Программы по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ) и развитию здорового образа жизни (ЗОЖ).
Я расскажу о более распространенных социально – значимых заболеваниях .
1. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Эффективные методы лечения инфекции ВИЧ еще не найдены. Основу современной борьбы с инфекцией ВИЧ должно составлять предупреждение ее распространения. На уроках биологии в старших классах запланированы часы по темам: «СПИД» и венерические заболевания. Здесь особое внимание следует направить на санитарное просвещение с целью изменения поведенческих и гигиенических навыков. В санитарно-просветительной работе следует раскрыть пути передачи заболевания, особо подчеркнув, что основной из них половой; показать пагубность беспорядочной половой жизни.
2. В настоящее время в России наблюдается отчетливая тенденция к росту употребления психоактивных веществ среди молодежи, подростков и детей. Несомненно, обращение к ПАВ – это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственной предрасположенности, психологии подростка, его взаимодействия с ближайшим окружением в семье, школе, а также общественных условий, в которых он живет. В связи с этим, стоит необходимость в систематической, целенаправленной работе с подрастающим поколением с ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
3. Туберкулез
В настоящее время уровень заболеваемости туберкулезом в развивающихся странах намного выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на огромные достижения медицины в лечении больных туберкулезом, эта проблема продолжает оставаться во многих странах весьма актуальной.
Заболеваемость. Как уже отмечалось выше, число впервые выявленных активным туберкулезом больных в последние годы имеет тенденцию к росту.
Болезненность. Показатели болезненности, в связи с успехами лечения заболевших туберкулезом, и в тот период, когда наблюдалось снижение заболеваемости в 5 раз, снижались только в 2 раза. То есть этот показатель при успешной работе по снижению туберкулеза изменяется более медленными темпами, чем заболеваемость.
В нашей стране проводится профилактика туберкулеза в двух направлениях:
1. Санитарная профилактика.
2. Специфическая профилактика.
К средствам санитарной профилактики относятся меры, направленные на предупреждение заражения туберкулезом здоровых, на улучшение эпидемиологической обстановки (в том числе текущая и заключительная дезинфекция, воспитание гигиенических навыков туберкулезных больных).
4. Вирусные гепатиты
Вирусные гепатиты - это группа различных по этиологической, эпидемиологической и клинической сущности нозологических форм заболеваний, протекающих с преимущественным поражением печени. По своим медицинским и социально-экономическим характеристикам они входят в десятку наиболее распространенных инфекционных болезней населения современной России.
И в данном случае, система дополнительного образования детей, как уникальная образовательная сфера, решает широкий спектр задач социального плана.
Наша работа направлена на пропаганду здорового образа жизни и раскрытие личностного потенциала подростков и молодежи, через организацию досуговой и общественно-полезной деятельности.
Безусловно, организация части свободного времени подростка не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это – один из наиболее действенных путей профилактики.
Основные направления деятельности:
- совершенствование учебного процесса через содержание предметов (биологию, химию, историю) посредством введения в них антинаркотической информации;
- развитие субъект-субъектных отношений (ученик-родитель-учитель), навыков бесконфликтного общения, конструктивного решения проблемных вопросов (диалоговая культура, этикет, вежливость);
- включение учащихся в значимую интересную для них деятельность (досуговое время, организация занятости);
- профилактика через систему тематических классных часов;
- организация тренингов: «Тренинг уверенности в себе», тренинг личностного роста;
- работа с родителями: родительские собрания, родительские конференции, родительские встречи (индивидуальные, групповые консультации), тренинги;
- проведение Всемирного Дня борьбы с туберкулезом.
Педагогами нашего МО регулярно проводятся тематические классные часы по профилактике СЗЗ и развитию ЗОЖ по темам: «Личная гигиена и профилактика туберкулёза», «О вреде наркомании»; классные часы с приглашением медицинских работников: «Здоровое питание», «Что такое туберкулез», «Все о гриппе». Учащиеся, достигшие 14 – летнего возраста ежегодно проходят флюорографическое обследование. Изготовление и размещение на информационных стендах в памяток «Туберкулёз – опасная болезнь», буклетов для родителей и учащихся по профилактике ГРИППа , туберкулеза и сахарного диабета.
В реализации деятельности по профилактике СЗЗ и развитию ЗОЖ используются различные активные формы:
- акции:
«Я голосую за жизнь», «Курению – нет!», «Хочу быть здоровым и счастливым!», «Вредным привычкам – нет!», «Здоровое питание»
Создание благоприятной психологической среды через профилактику, диагностику, корреционно-реабилитационную работу, консультационную практику»;
- родительская конференции и собрания о ЗОЖ.
- Дни здоровья
· беседы;
· родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;
· занятия по психологическому просвещению педагогов;
· формирование семейных ценностей;
· занятия с учащимися с использованием наглядности;
· групповые дискуссии;
· ситуационные задачи;
· работа в больших и малых группах;
· индивидуальные и групповые консультации;
· ролевые игры и др.