СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на метод объединение. «Особенности работы по профориентации воспитанников среднего и старшего школьного возраста в школе-интернат»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель профориентационной работы:

  • оказывать профориентационную поддержку обучающихся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;
  • создать условия для формирования сознательного отношения к труду обучающихся;
  • создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • подготовить выпускников к продолжению профессионального образования в учреждениях

Просмотр содержимого документа
«Доклад на метод объединение. «Особенности работы по профориентации воспитанников среднего и старшего школьного возраста в школе-интернат»»

ГКОУ РО Колушкинская специальная школа-интернат











«Особенности работы по профориентации воспитанников среднего и старшего школьного возраста в школе-интернат»















Подготовила воспитатель:

Панченко Л.С.

2024 год



«Правильный выбор профессии – залог успешной подготовки детей к жизни»

(Я.Я. Кравалис)

Одной из важнейших составляющих в процессе создания условий для успешной профессиональной самоидентификации обучающихся является профориетнационная работа, под которой понимают «целенаправленную деятельность, связанную с формированием у обучающихся профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностями общества ,а также пригодностью их к той или иной профессии».

Профориентация – это система научно обоснованных мер по оказанию молодёжи помощи в профессиональном самоопределении, выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов, а также формирование потребности и готовности к труду с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда. учащимися.

Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Выбор профессии – социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь.

Цель профориентационной работы:

  • оказывать профориентационную поддержку обучающихся при выборе профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности;

  • создать условия для формирования сознательного отношения к труду обучающихся;

  • создать условия для профессионального самоопределения, с учётом условий свободы выбора сферы деятельности, а также в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

  • подготовить выпускников к продолжению профессионального образования в учреждениях

Цель моей профессионально-ориентационной работы не определить, кем быть обучающимся в дальнейшем, а привить любовь к труду, так же учитываю индивидуальные особенности обучающихся, передавая им необходимые для данной профессии знания и умения.

Значительная часть детей с интеллектуальными нарушениями, оканчивающие специальные школы не готовы к полноценной, самостоятельной жизни в обществе. Дети с умственной отсталостью не востребованы, они испытывают сложности в процессе профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением подразумевается некий процесс, который оказывает влияние на весь жизненный путь человека. Именно поэтому важно правильно организовать этот процесс, чтобы выбирая будущую профессию не допустить ошибки. В силу своих особенностей, у обучающихся, имеющих умственную отсталость, профессиональное самоопределение затруднено. Это может быть следствием бедности жизненного опыта, ограниченности знаний, неточности понятий, представлений, незрелости чувств и интересов. Также огромную роль играет отсутствие адекватной самооценки. Окончив школу, лишь немногие ребята правильно могут определиться с выбором профессии. Они не готовы к профессиональному труду, неадекватно оценивают свои возможности и способности при определении профиля деятельности, а также содержания профессии. Зачастую, это связано с тем, что обучающиеся специальных коррекционных школ воспитываются в асоциальных семьях. Своим образом жизни родители не могут подать положительный пример детям. Как правило, в таких семьях родители отстраняются от профессиональной деятельности. Более того, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию своей жизни, так и жизни своих детей. Таким образом, у обучающихся специальных коррекционных школ наблюдается низкий уровень мотивации к учебной деятельности, что ведёт к низкой успеваемости. Это, как следствие, является одной из основных причин, ограничивающих профессиональный выбор. 

Поэтому, необходимо помочь обучающимся с умственной отсталостью выбрать именно такую профессию, овладение которой будет им по силам, а требования, которые предъявляет данная профессия к работающему, будут совпадать с его личностными качествами, а главное с его возможностями.

 В работе по различным направлениям определён круг методов и форм профориентационной деятельности.

Работа в школе построена так, чтобы обучающиеся готовились к обоснованному выбору профессии, адекватно оценивали свои способности, не завышая их при выборе будущей профессии.

В нашем образовательном учреждении для обучающихся, которые имеют ограниченные возможности здоровья, в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ реализуются программы профессионально-трудовой подготовки различной направленности. Среди них представлены: «Столярное дело», «Швейное дело», «СБО» (Социально-бытовая ориентировка) В рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусмотрена реализация программы по профильному труду, которая определяет примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело», «Швейное дело» «СБО».

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с умственной отсталостью оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые могут обучить основам будущей профессии, развить и скорректировать трудовые навыки учащихся, развить их творческие способности.

 Важную роль в профориентации играют экскурсии. Экскурсия – это форма наглядного ознакомления учащихся профессионального образования. СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания. Например экскурсия в школьную столовую и кухню. Здесь обучающиеся могут увидеть значимость профессии повара. А на уроках СБО через практическую деятельность закрепляют знания о предметах и инструментах, которые необходимы людям данной профессии.

На уроках швейного дела прививают специальные навыки, знакомят с профессиями швейного производства. Специальность швея приемлема для воспитанников, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме. Особое значение для профессионально ориентационной работы имеет приобретение трудовых навыков и умений

На уроках «Столярного дела» в процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, соединение деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Так же изучают правило безопасности при работе и инструментом.





Встреча со специалистами профессий «Почтальон» и «Продавец»

15 марта С ребятами 7,9,10,11 кл посетили Почту. Ребятам рассказали о профессии кто такой «Почтальон». Узнали что такое почтовые отправления,  для чего нужна почтовая служба, расширяли представление детей о профессии  «почтальон» и  о почтовой службе, о необходимости и пользе труда почтальона. Узнали какими качествами должен обладать почтальон:

— Хорошая память, в том числе зрительная.
— Способность ориентироваться на местности.
— Внимательность.
— Умение концентрировать и распределять внимание.
— Вежливость.
— Опрятный внешний вид.

7 класс

9 класс





10,11 класс

16 марта Так же посетили магазин. Там рассказали о профессии «Продавец».

Познакомили ребят с профессией продавца, познакомили с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показали важность данной профессии. Узнали что профессия продавца подразделяется на несколько специальностей:

продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров);

продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров). Узнали какими качествами должен обладать продавец. Главное для продавца — доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.



7 класс

9 класс

10 класс



 18 марта обучающиеся воспитанники 9-11 классов приняли участие в профориентационном занятии «Интересы и выбор профессии». Занятие проведено с целью способствовать формированию у обучающихся профессионального и жизненного самоопределения. Посредством выполнения различных заданий ребята сделали вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»). Мероприятие проведено в рамках месячника трудового воспитания и профориентации «Труд основа жизни человека».

Проведана викторина по профориентации «Экскурсия в мир профессий».

 Цель: актуализация знаний о профессиях.

   Задачи:

1.        Развитие навыка взаимодействия в команде;

2.        Развитие навыков сотрудничества;

3.        Актуализация имеющихся знаний о профессиях;

4.        Повышение уровня ориентации в мире профессии;

5.        Осознание особенностей профессий;

6.        Помощь в развитии субъективности, в осознании себя как формирующейся личности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформировать у ребят личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации.

Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.
Роль профориентации в социальной адаптации ребенка с овз занимает одно из первых мест.

Именно школа должна помочь ребенку сориентироваться в мире различных профессий и специальностей, помочь в выборе будущей деятельности, применительно к способностям, характеру, темпераменту каждого учащегося.

Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

Таким образом,  профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива, служб сопровождения, внешкольной и внеклассной работы.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
Одно из главнейших качеств, которое мы воспитываем в наших детях, – это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!