СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на августовскую конференцию «Формирование ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успен ауданыны? «Таволжан жалпы орта білім беру мектебі» ММ

ГУ «Таволжанская средняя общеобразовательная школа» Успенского района

 

«Орыс тілі п?нінен ?БТ-?а дайындау кезіндегі

?здік ж?мысы ?дерісінде жо?ары сынып о?ушыларыны?

кілтті ??зыреттіліктерін ?алыптастыру»

 

«Формирование ключевых компетенций старшеклассников

в процессе самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ

по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

?зірлеген: Темербулатова Светлана Дмитриевна, бірінші біліктілік санатта?ы орыс тілі ж?не ?дебиеті п?ндеріні? м??алімі

Подготовил (-а):Темербулатова Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

 

 

Таволжан ауылы, 2015 жыл

село Таволжан, 2015 год

 

 

 

Актуальность: Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества. Цели образования в школе законодательно определены Законом РК "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

Язык изучают, во-первых, потому, что интересно, во-вторых, потому, что знание языка наполняет жизнь человека новым смыслом, и, наконец, это просто развитие человека, его культуры. Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к учебе, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.

Цель: Формирование ключевых компетенций старшеклассников  в процессе самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ по русскому языку.

Задачи:

1. Выявить роль компетентностного подхода в изучении русского языка.

2. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика.

3. Применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.

4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы.

Новизна: впервые обобщён опыт в рамках компетентностного подхода в обучении языку  при подготовке учащихся к ЕНТ с самостоятельных форм работы.

Гипотеза: выдвинем предположение о том, что применение инновационных технологий на уроках  русского языка способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.

Практическая значимость: возможность индивидуализации процесса обучения через самостоятельную деятельность учащихся; возможность использования и внедрения в образовательный процесс Интернет ресурсов; выполнение социального заказа общества, ведь именно использование компьютера на современных уроках позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.

Концепция модернизации казахстанского образования была ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата. Таким образом, компетентностный подход является  усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у  учащихся  научно-лингвистического мировоззрения, вооружения  их  основами знаний об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи  учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.

Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.

Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся 9-11-х классов по предмету.

Определив недостаточную мотивацию школьника по русскому языку, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕНТ (а это обязательный из всех выборных предметов), я увидела, что у большинства учащихся не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования. Мне, как учителю русского языка, было интересно разработать методику, позволяющую повысить мотивацию школьника.

Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили  добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков.

Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий для оценки учебных достижений учащихся. На уроках русского языка и литературы я работаю над формированием ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной работы при подготовке к итоговой аттестации.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.

Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и групповой учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач.

Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная уже с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложению, ЕНТ, обеспечивая повторение, обобщение и систематизацию всего изученного, что оказывает влияние на речевую подготовку учащихся, необходимую как для анализа текста, так и для его создания.

Учащиеся самостоятельно с учётом дифференциации в классе и дома выполняют задания на основе небольших текстов. В случае затруднения они используют алгоритм.

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.

2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

Также составляют текст из «перепутанных» предложений. Это развивает логическое мышление. И не только. Обучающиеся понимают, как может в тексте осуществляться связь между предложениями, какие могут быть варианты начала текста. (А ведь удачно начать текст – это самое трудное). Далее выполняется ряд заданий (с выбором ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике, грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Это не столько способ контроля, проверки, самопроверки, сколько метод обучения, развития речевых способностей. Одновременно это путь, который ведёт к успеху на экзаменах. Внимательно анализируя тексты, учащиеся учатся их составлять (писать сочинения, изложения, доклады). В этом им помогают хорошие образцы и понимание того, что такое текст, каковы законы его построения.

С целью управления познавательным процессом, обеспечения самостоятельной деятельности учащихся применяется приём «бортовой журнал», фиксирующий информацию с помощью слов,  кратких предложений и умозаключений, вопросов.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Какие чувства испытал? Почему?

 

 

 

                               

 

Также на уроках учащиеся работают с таблицей «Толстых» и «Тонких» вопросов,  где по ходу работы в правую колонку записываются вопросы, требующие  простого, односложного ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

 

Толстые?

Тонкие?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему Вы думаете…?

В чём различие…?

Кто?Что?

Когда? Может? Будет…?

Как звать…? Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Во время самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ учащихся формируются информационно-коммуникативные компетенции.

В развитии навыков работы с разнообразными источниками информации является приём «кластеры» (приём развития критического мышления), который позволяет выделить смысловые единицы текста и графически оформить в определённом порядке в виде грозди. Грозди – графический приём в систематизации материала.

Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в

структуру уроков. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.

В процессе работы с тестовыми заданиями было выявлено, что учащиеся слабого уровня с трудом переключаются с одного вида заданий на другой. При выполнении заданий из книжек-вопросников пробного тестирования по ЕНТ пришла к выводу о необходимости сгруппировать задания из сборника тестов тематически.

В настоящее время сгруппированы задания ряда тестов по орфографии, морфологии, синтаксису, пунктуации. Замечено, что после работы с тематическими тестами учащиеся более успешно выполняют задания, не сгруппированные по темам.

В процессе работы, наблюдая за ходом деятельности учащихся, был сделан вывод, что более успешно и эффективно «решать» тесты по горизонтали, т.е. в систематизированном виде. Начальный этап практической отработки начинать с рекомендации: найти номера заданий, входящих в данный раздел. На первый взгляд может показаться, что эта работа отнимает на уроке много времени. В целях его экономии учащимся рекомендуется выполнять задания по вариантам: например, первый вариант – 1-5 тест, второй вариант – 6-10 тест и т.д.

Таким образом, каждая отдельная группа учеников отбирает задания всего из пяти вариантов, на что затрачивается 6-7 минут.

Систематическая деятельность над выбором эффективных форм работы во время подготовки к ЕНТ по русскому языку показала преимущества этого незначительного, как кажется на первый взгляд, момента:

- самостоятельная отработка умений и навыков выбора заданий по конкретному разделу, исходя из теоретического определения (при необходимости учитель выполняет координирующую роль);

- активизация мыслительного процесса через разрешение проблемных ситуаций;

- повышение личной заинтересованности каждого в своем успехе.

В целях достижения определенных результатов планируется и дальше продолжать освоение современных технологий как средство повышения результативности.

С этой целью ставятся перспективные задачи:

1. Диагностические исследования учащихся;

2. Апробация элементов других технологий, не использованных мною в настоящее время;

3. Продолжение деятельности по обобщению учебного материала в форме конспектов, схем, алгоритмов и т.д.;

4. Подбор дополнительного дидактического материала.

При анализе результатов применения самостоятельных приемов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:

- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;

- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, а также ориентация на задачу и конечный результат,

-появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности,  ответственность за принимаемые решения;

- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.

Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, хорошо адаптированного к условиям меняющегося мира, самостоятельного, готового к сотрудничеству, мы, учителя, должны строить свою работу на основе личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.

Список используемой литературы

 

1.     Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118

 

2.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент  личностно-ориентированного  образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58- 64.

 

3.     Ермаков Д. «Компетентность в решении проблем». Народное образование, 2005, №9.

 

4.     Дахин А.В. «Компетенция и компетентность», Народное образование, 2004, №4.

 

5.     Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной  парадигмы образования» // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.:ИОСО РАО, 2002.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!