Успен ауданыны? «Таволжан жалпы орта білім беру мектебі» ММ
ГУ «Таволжанская средняя общеобразовательная школа» Успенского района
«Орыс тілі п?нінен ?БТ-?а дайындау кезіндегі
?здік ж?мысы ?дерісінде жо?ары сынып о?ушыларыны?
кілтті ??зыреттіліктерін ?алыптастыру»
«Формирование ключевых компетенций старшеклассников
в процессе самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ
по русскому языку»
?зірлеген: Темербулатова Светлана Дмитриевна, бірінші біліктілік санатта?ы орыс тілі ж?не ?дебиеті п?ндеріні? м??алімі
Подготовил (-а):Темербулатова Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Таволжан ауылы, 2015 жыл
село Таволжан, 2015 год
Актуальность: Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества. Цели образования в школе законодательно определены Законом РК "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.
Язык изучают, во-первых, потому, что интересно, во-вторых, потому, что знание языка наполняет жизнь человека новым смыслом, и, наконец, это просто развитие человека, его культуры. Главное – помочь каждому ребенку обрести личное осознанное отношение к учебе, соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.
Цель: Формирование ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ по русскому языку.
Задачи:
1. Выявить роль компетентностного подхода в изучении русского языка.
2. Систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика.
3. Применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.
4. Организовать учебный процесс в инновационном режиме школы.
Новизна: впервые обобщён опыт в рамках компетентностного подхода в обучении языку при подготовке учащихся к ЕНТ с самостоятельных форм работы.
Гипотеза: выдвинем предположение о том, что применение инновационных технологий на уроках русского языка способствует более эффективному формированию у школьников основных компетенций, позволяющих быть востребованным в современном, развивающемся обществе.
Практическая значимость: возможность индивидуализации процесса обучения через самостоятельную деятельность учащихся; возможность использования и внедрения в образовательный процесс Интернет ресурсов; выполнение социального заказа общества, ведь именно использование компьютера на современных уроках позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.
Концепция модернизации казахстанского образования была ориентирована на то, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, которые нужно использовать в процессе разрешения ситуации и достигать желаемого результата. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание компетенций. Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений.
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т, е. он дает учащимся знания о языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского языка в национальной школе является формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний об устройстве и функционировании языка, развитие языкового и эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографической и пунктуационной зоркости; овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной связной речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении русского языка.
Развитие компетенций основывается на главных целях общего образования, опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе.
Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебно-познавательной деятельности у учащихся 9-11-х классов по предмету.
Определив недостаточную мотивацию школьника по русскому языку, которая в дальнейшем не позволит получить высокий балл по ЕНТ (а это обязательный из всех выборных предметов), я увидела, что у большинства учащихся не сформированы основные компетенции, либо они находятся в первоначальной стадии их формирования. Мне, как учителю русского языка, было интересно разработать методику, позволяющую повысить мотивацию школьника.
Проблема обозначена. Передо мной стал выбор: найти именно те формы работы, которые бы позволили добиться активизации мыслительной деятельности школьника, при этом повысив собственную мотивацию к учению. Таким образом, мониторинг результатов стал для меня руководством в своей педагогической деятельности по формированию основных компетенций у моих учеников. В тех классах, где учащиеся недостаточно владели определёнными, выявленными начальным тестированием, навыками, я свою деятельность корректировала по развитию этих умений и навыков.
Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий для оценки учебных достижений учащихся. На уроках русского языка и литературы я работаю над формированием ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной работы при подготовке к итоговой аттестации.
Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения.
Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и групповой учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач.
Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная уже с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложению, ЕНТ, обеспечивая повторение, обобщение и систематизацию всего изученного, что оказывает влияние на речевую подготовку учащихся, необходимую как для анализа текста, так и для его создания.
Учащиеся самостоятельно с учётом дифференциации в классе и дома выполняют задания на основе небольших текстов. В случае затруднения они используют алгоритм.
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.
2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Также составляют текст из «перепутанных» предложений. Это развивает логическое мышление. И не только. Обучающиеся понимают, как может в тексте осуществляться связь между предложениями, какие могут быть варианты начала текста. (А ведь удачно начать текст – это самое трудное). Далее выполняется ряд заданий (с выбором ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике, грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Это не столько способ контроля, проверки, самопроверки, сколько метод обучения, развития речевых способностей. Одновременно это путь, который ведёт к успеху на экзаменах. Внимательно анализируя тексты, учащиеся учатся их составлять (писать сочинения, изложения, доклады). В этом им помогают хорошие образцы и понимание того, что такое текст, каковы законы его построения.
С целью управления познавательным процессом, обеспечения самостоятельной деятельности учащихся применяется приём «бортовой журнал», фиксирующий информацию с помощью слов, кратких предложений и умозаключений, вопросов.
Что мне известно по данной теме?
|
Что нового я узнал из текста?
Какие чувства испытал? Почему?
|
|
|
Также на уроках учащиеся работают с таблицей «Толстых» и «Тонких» вопросов, где по ходу работы в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке – вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Толстые?
|
Тонкие?
|
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему Вы думаете…?
В чём различие…?
|
Кто?Что?
Когда? Может? Будет…?
Как звать…? Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
|
Во время самостоятельной работы при подготовке к ЕНТ учащихся формируются информационно-коммуникативные компетенции.
В развитии навыков работы с разнообразными источниками информации является приём «кластеры» (приём развития критического мышления), который позволяет выделить смысловые единицы текста и графически оформить в определённом порядке в виде грозди. Грозди – графический приём в систематизации материала.
Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в
структуру уроков. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.
В процессе работы с тестовыми заданиями было выявлено, что учащиеся слабого уровня с трудом переключаются с одного вида заданий на другой. При выполнении заданий из книжек-вопросников пробного тестирования по ЕНТ пришла к выводу о необходимости сгруппировать задания из сборника тестов тематически.
В настоящее время сгруппированы задания ряда тестов по орфографии, морфологии, синтаксису, пунктуации. Замечено, что после работы с тематическими тестами учащиеся более успешно выполняют задания, не сгруппированные по темам.
В процессе работы, наблюдая за ходом деятельности учащихся, был сделан вывод, что более успешно и эффективно «решать» тесты по горизонтали, т.е. в систематизированном виде. Начальный этап практической отработки начинать с рекомендации: найти номера заданий, входящих в данный раздел. На первый взгляд может показаться, что эта работа отнимает на уроке много времени. В целях его экономии учащимся рекомендуется выполнять задания по вариантам: например, первый вариант – 1-5 тест, второй вариант – 6-10 тест и т.д.
Таким образом, каждая отдельная группа учеников отбирает задания всего из пяти вариантов, на что затрачивается 6-7 минут.
Систематическая деятельность над выбором эффективных форм работы во время подготовки к ЕНТ по русскому языку показала преимущества этого незначительного, как кажется на первый взгляд, момента:
- самостоятельная отработка умений и навыков выбора заданий по конкретному разделу, исходя из теоретического определения (при необходимости учитель выполняет координирующую роль);
- активизация мыслительного процесса через разрешение проблемных ситуаций;
- повышение личной заинтересованности каждого в своем успехе.
В целях достижения определенных результатов планируется и дальше продолжать освоение современных технологий как средство повышения результативности.
С этой целью ставятся перспективные задачи:
1. Диагностические исследования учащихся;
2. Апробация элементов других технологий, не использованных мною в настоящее время;
3. Продолжение деятельности по обобщению учебного материала в форме конспектов, схем, алгоритмов и т.д.;
4. Подбор дополнительного дидактического материала.
При анализе результатов применения самостоятельных приемов организации учебной деятельности я пришла к следующим выводам:
- возросла социальная и познавательная активность детей: уровень субъективного контроля ученика, интеллектуальная инициатива;
- расширились компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, а также ориентация на задачу и конечный результат,
-появилась открытость мышления, способность к коллективной деятельности, ответственность за принимаемые решения;
- наблюдается ежегодная тенденция роста качества знаний.
Если мы хотим подготовить современного человека, выпускника, хорошо адаптированного к условиям меняющегося мира, самостоятельного, готового к сотрудничеству, мы, учителя, должны строить свою работу на основе личностно ориентированного обучения. Все это, в сочетании с современными инновационными технологиями, даст возможность развиваться нам самим и создавать условия для развития наших учеников.
Список используемой литературы
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58- 64.
3. Ермаков Д. «Компетентность в решении проблем». Народное образование, 2005, №9.
4. Дахин А.В. «Компетенция и компетентность», Народное образование, 2004, №4.
5. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.:ИОСО РАО, 2002.