СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы- интерната»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы- интерната»»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат»









Доклад

«Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы- интерната»




















Подготовила воспитатель:

Бербер Эмине Мансуровна











Ферсманово, 2022 г.



Если я занимаюсь ничегонеделанием, я хочу заниматься этим с какой-то целью. Вот что такое досуг.

Ашн Беннет


      Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность, то есть – досуг.

     Что же такое досуг для детей – это свободное от обязательной деятельности время. Время досуга используется для игр, чтения, труда, занятий спортом, искусством, техникой, ребёнок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг - важное средство сохранения и повышения работоспособности ребенка. 

  

Цель досуговой деятельности: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения детей с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Задачи досуговой деятельности:

- обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;

- оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде.

Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты, происходит совершенствование внеурочной деятельности. Так же досуговая деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

 Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности.

Досуговая деятельность характеризуется следующим функциями: 

  • ей свойственна целенаправленность и продуманность;

  • она осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;

  • ее отличает относительная свобода  выбора досуговых мероприятий и намерений педагога связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;

  • она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов обучающихся;

  • способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность педагогов, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;

  • досуговая деятельность носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность.


Виды досуговой деятельности:

  • Отдых (активный и пассивный);

  • Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);

  • Праздники (народные, государственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);

  • Самообразование ( чтение литературы, экскурсии, посещение театров, музеев);

  • Творчество.


Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни. 

Досуг способен объединить и отдых, и труд. Он является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.

Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов, а так же особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.


Педагогами используется различные формы работы досуговой деятельности по направлениям воспитания, а именно:


Основы социализации

Цель: подготовка детей с ОВЗ к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.  Социальное направление  создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном  единстве и разнообразии природы.

Формы:

  • Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

  • Работа школьного совета профилактики;

  • Работа социального педагога с воспитаниками;

  • Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на улице.

  • Самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие и т.д.);

  • Формирование навыков общения в коллективе.

  •  Выбор профессии, стремление к освоению знаний по профессии.


Спортивно - оздоровительное направление:

Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
         Задачи:

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • формировать стремление к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

  • формировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;

  • формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;

  • формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

  • развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • содействовать  всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

  • расширять знания об истории, традициях и обычаях нашего города, вовлекать ребят в игру;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;

  • воспитание чувства ответственности за своё здоровье;

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.


Формы:

  • Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, подвижных игр, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;

  • Применение на уроках и внеклассных мероприятиях  игровых моментов, физкультминуток;

  • Участие спортивных соревнованиях;

  • Здоровое питание;

  • Спортивные секции

  • Проведение бесед по охране здоровья.


Художественно-эстетическое направление:

Цель: развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте, искусстве и окружающей жизни; стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства чуткости видения прекрасного.
         Задачи:

  • развивать у детей художественное восприятие произведений искусства,

  • умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений;

  • познакомить детей с различными видами искусства: декоративно-прикладного, живописного, графического, искусства скульптуры;

  • развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов изобразительного искусства;

  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, давать оценку;

  • формировать представления о профессиях людей искусства;

  • воспитывать у детей понимание красоты произведений изобразительного искусства, потребность общения с ними;

  • коррекция эмоционально-чувственной сферы детей;

  • воспитание творческой активности у учащихся;

  • развитие способностей у детей к приобретению умений и навыков художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям.

Формы:

  • Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся принявших участие;

  • Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Работа кружков;


4. Общеинтеллектуальное  направление:

Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Формы:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Викторины, экскурсии и др.;

 

5. Гражданско-патриотическое направление:

Цель: развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Задачи:

  • получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.

  • привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;

  • воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;

Формы:

  • Встречи с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества»,

  • Выставки и конкурсы рисунков;

  • Выпуск школьных стенгазет;

  • Тематические классные часы и воспитательные беседы;

  • Конкурсы чтецов.

  • Встречи с участниками «горячих точек»;

  • Тематические классные и воспитательские часы;

 

6. Общественно-полезная деятельность:

 Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся;

  • организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

  • формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

  • развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;

  • активизация общественно значимой деятельности учащихся;

  • формирование здорового образа жизни;

  • воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Формы:

  • Проведение субботников;

  • Работа на пришкольном участке;

  • Дежурство по школе, по школьной столовой;

  • Озеленение школьной территории;

  • Мелкий ремонт школьной мебели, одежды.

  • Генеральная уборка классов, спален;

  • Выполнение экологических акций.

 

7. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

  • Настольные игры;

  • Сюжетно – ролевые игры.

 

8. Духовно - нравственное:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и  внешней культурой.
         Задачи: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.

Формы:

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение общешкольных мероприятий, тематических классных, воспитательских часов по эстетике, культуре поведения и речи;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества (во всех направлениях) на уровне школы, района, области, России;

  • Работа кружков художественно – эстетического направления.

  • Мероприятия нравственного направления.


Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!