Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат»
Доклад
«Модель организации досуга обучающихся, воспитанников школы- интерната»
Подготовила воспитатель:
Бербер Эмине Мансуровна
Ферсманово, 2022 г.
Если я занимаюсь ничегонеделанием, я хочу заниматься этим с какой-то целью. Вот что такое досуг.
Ашн Беннет
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность, то есть – досуг.
Что же такое досуг для детей – это свободное от обязательной деятельности время. Время досуга используется для игр, чтения, труда, занятий спортом, искусством, техникой, ребёнок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг - важное средство сохранения и повышения работоспособности ребенка.
Цель досуговой деятельности: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения детей с ОВЗ позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Задачи досуговой деятельности:
- обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении;
- оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде.
Досуговая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе - интернате, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты, происходит совершенствование внеурочной деятельности. Так же досуговая деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкивается с различными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, по собственному влечению занимается различными видами полезной деятельности.
Досуговая деятельность характеризуется следующим функциями:
ей свойственна целенаправленность и продуманность;
она осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
ее отличает относительная свобода выбора досуговых мероприятий и намерений педагога связанных с саморазвитием, общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуговой деятельности на основе разнообразных интересов обучающихся;
способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность педагогов, основанной на культурологических знаниях, духовной культуре; развитию творческой деятельности ребенка;
досуговая деятельность носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность.
Виды досуговой деятельности:
Отдых (активный и пассивный);
Развлечения (распространены три вида развлечений по степени активности участия детей: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участники и взрослые и дети);
Праздники (народные, государственно- гражданские, международные, православные, бытовые и семейные);
Самообразование ( чтение литературы, экскурсии, посещение театров, музеев);
Творчество.
Досуговая деятельность должна строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Досуг способен объединить и отдых, и труд. Он является благоприятной почвой для испытания детьми с ОВЗ фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Досуг способен стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов, а так же особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку с ОВЗ реализовать то лучшее, что в нем есть.
Педагогами используется различные формы работы досуговой деятельности по направлениям воспитания, а именно:
Основы социализации
Цель: подготовка детей с ОВЗ к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. Социальное направление создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Формы:
Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;
Работа школьного совета профилактики;
Работа социального педагога с воспитаниками;
Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на улице.
Самооценка черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие и т.д.);
Формирование навыков общения в коллективе.
Выбор профессии, стремление к освоению знаний по профессии.
Спортивно - оздоровительное направление:
Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
формировать стремление к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
формировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;
формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;
формировать представления о здоровье, мотивировать на здоровый образ жизни;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;
развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
содействовать всестороннему развитию личности, приобщать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
расширять знания об истории, традициях и обычаях нашего города, вовлекать ребят в игру;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности;
воспитание чувства ответственности за своё здоровье;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Формы:
Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, подвижных игр, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкультминуток;
Участие спортивных соревнованиях;
Здоровое питание;
Спортивные секции
Проведение бесед по охране здоровья.
Художественно-эстетическое направление:
Цель: развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте, искусстве и окружающей жизни; стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитание чувства чуткости видения прекрасного.
Задачи:
развивать у детей художественное восприятие произведений искусства,
умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений;
познакомить детей с различными видами искусства: декоративно-прикладного, живописного, графического, искусства скульптуры;
развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов изобразительного искусства;
развивать умение выражать в речи свои впечатления, давать оценку;
формировать представления о профессиях людей искусства;
воспитывать у детей понимание красоты произведений изобразительного искусства, потребность общения с ними;
коррекция эмоционально-чувственной сферы детей;
воспитание творческой активности у учащихся;
развитие способностей у детей к приобретению умений и навыков художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям.
Формы:
Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся принявших участие;
Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Работа кружков;
4. Общеинтеллектуальное направление:
Данное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Формы:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Викторины, экскурсии и др.;
5. Гражданско-патриотическое направление:
Цель: развитие системы патриотического воспитания учащихся с ограниченным интеллектом, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Задачи:
получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;
Формы:
Встречи с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества»,
Выставки и конкурсы рисунков;
Выпуск школьных стенгазет;
Тематические классные часы и воспитательные беседы;
Конкурсы чтецов.
Встречи с участниками «горячих точек»;
Тематические классные и воспитательские часы;
6. Общественно-полезная деятельность:
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся;
организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
активизация общественно значимой деятельности учащихся;
формирование здорового образа жизни;
воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Формы:
Проведение субботников;
Работа на пришкольном участке;
Дежурство по школе, по школьной столовой;
Озеленение школьной территории;
Мелкий ремонт школьной мебели, одежды.
Генеральная уборка классов, спален;
Выполнение экологических акций.
7. Игровая деятельность:
8. Духовно - нравственное:
Цель: воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой.
Задачи: формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
Формы:
Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение общешкольных мероприятий, тематических классных, воспитательских часов по эстетике, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества (во всех направлениях) на уровне школы, района, области, России;
Работа кружков художественно – эстетического направления.
Мероприятия нравственного направления.
Таким образом, можно отметить что, согласно ФГОС, организация занятий по направлениям внеурочной (досуговой) деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.