СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: "Методы и приемы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Методы и приемы развития креативного мышления на уроках русского языка и литературы"»

РМО учителей русского языка и литературы. Март 2024 г.

МКОУ «Усть-Ницинская СОШ»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Падерина Ксения Сергеевна


Тема выступления:

Методы и приёмы развития креативного мышления

на уроках русского языка и литературы

Последнее время очень многое изменилось в образовании, активно говорят об инновационном обучении. И это не случайно: изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно.

Любой менеджер, принимая на работу, предъявляет ряд деловых и трудовых качеств, среди которых можно выделить следующие:

  • быть инициативным;

  • легко обучаться;

  • быстро переучиваться;

  • быть творческим и компетентным в своем деле.

Иными словами, все хотят, чтобы работник обладал ВЫСОКОЙ КРЕАТИВНОСТЬЮ.

Креативность существует столько же, сколько само человечество вне зависимости от возраста и культуры. Это – цель всякого воспитания, она является показателем «высшей ступени душевного здоровья, интеллектуальной и художественной функции» (Ландау Э.). (определение креативности) В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».)

Креативные личности независимы в своих суждениях, самоуверенны, сопротивляются подавлению и ограничению, открыты, любопытны, с большим чувством юмора, в своём мышлении они отличаются богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью. Эти свойства, так или иначе, заложены в каждом из нас, но не каждый осмеливается их реализовать, потому что эти задатки бывают скрыты под привычками и предрассудками, боязнью претерпеть неудачу или не быть принятыми обществом. Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека.

Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально развивать их креативное мышление?

Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от учителя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития детей является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся.

Каковы же механизмы творческой деятельности и природы творческого мышления?

Чтобы выпускники школы смогли самостоятельно принимать решения, устоять в новом темпе жизни, необходимо формировать в них умение мыслить креативно.

Все упражнения для развития креативного мышления должны быть направлены на то, чтобы ученик учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Эффективно использовать для развития креативности на уроках следующие технологии:

Эффективные технологии:

1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно. Суть ее заключается в следующем: усвоение простой идеи, которая предлагается вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая идея шести «мыслеварительных» шляп. Здесь я применяю ряд упражнений, которые способствуют развитию творческого мышления с заданиями типа: расшифруйте слова; исключите лишнее слово из каждого столбца; определите лексическое значение слова через анализ словообразователь­ной модели; расскажи другими словами и т.д

2. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). На таких уроках важен процесс познания, в котором учащийся является активным участником. Он сам ищет пути к восприятию нового материала, а учитель его только направляет. Элементами триза часто пользуюсь на уроках литературы. Например, при изучении Отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (Петя Ростов) в 5 классе применяю технологию творческого пересказа. Он помогает понять внутреннее состояние героя. Прошу ребят "вжиться" в образ Пети Ростова и "написать" или рассказать своей сестре Наташе о встрече с партизанами, о встрече с пленным мальчишкой французом. И тут подвожу ребят к философскому вопросу о войне, о ее жестокости и бесчеловечности. Эти первые эмоциональные впечатления помогут постичь философию Л. Н. Толстого.

3. Ментальные карты (Мюллер Хорст), умственные карты Тони Бьюзена- это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Согласно теории Тони Бьюзена, автора техники ментальных карт, предлагаю

учащимся записать информацию в том виде, в каком им легче запоминать.

Для этого нужно спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Постепенно каждый ученик развивает свой личный стиль записи

информации. Чем индивидуальнее ментальная карта, тем лучше. Ведь именно

личное мышление его осмысляет. Это выводит нас к вопросу о понимании,

которое все-таки происходит в головах учащихся, а не в книгах и учебниках.

4. Метод проектов Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. У учащихся появляется возможность больше работать и на уроке и во внеурочное время, развивать свои творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Становится явной личная ответственность за свои знания, умения включать их  в реальную деятельность. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся добывать необходимую информацию. В своей работе я применяю проектную методику с  5 класса. Наиболее интересными получились работы в 5 классе «Моя комната – мое лицо»; в 8 классе «Моя книга»; в 7 классе «Слова-хамелеоны», «Морфемы-близнецы».

5. Технология критического мышления. Критическое мышление – это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни. Базовая модель технологии критического мышления включает следующие стадии(этапы): вызов-осмысление содержания - размышление. Первая стадия – «Стадия вызов» позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данной стадии использую следующие методические приѐмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения. Вот как приемы «Корзина идей» и «Составление кластера» работают на стадии вызова при изучении темы «Имя существительное» в 6 классе. В центре листа учащиеся записывают имя существительное, затем прошу ребят в течение 1-2 минут зафиксировать в тетрадке все, что им известно об имени существительном. После предлагаю в форме аукциона знаний назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Таким образом, составляем список идей. Предлагаю ребятам скомпоновать идеи по категориям, т.е. систематизировать материал, оформив его в виде кластера. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

6. Технологии Ю.А. Поташкиной и Б.С. Дыхановой. Каркасом данной технологической системы являются системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению. Системный подход предполагает, что изучаемый материал, который представляет целостную систему, в таком же целостном, системном виде представляется учащимся. Поэтому обычно, предлагая детям новый материал, иду от целого к части. Т.к. современная технология утверждает, что мозг человека существенно легче воспринимает, осмысливает и запоминает материал в системе.

Проблемный подход требует интеллектуального участия школьников в получении собственных знаний, активной самостоятельной умственной деятельности их на уроке в процессе решения всевозможных познавательных задач на разном учебном материале. Это подход всех технологий развивающего обучения, об основном средстве которого - вопросе как главном элементе движения эвристической беседы.

Деятельностный подход вмещает в себя проблемный с его требованием активной умственной деятельности обучаемого, но не сводится к нему, предполагая, помимо идеальной, умственной деятельности школьника на уроке, ещё и активную предметную деятельность, работу с изучаемым материалом, которая не только способна превратить полученные на уроках сведения в подлинные знания (традиционная практика), но и привлечь ученика к участию в добывании этих знаний. Я предлагаю детям ответить, какие слова опущены, что обозначают символы, знаки, стрелки, а потом самостоятельно, правда по опорным словам, дать определение всем новым лингвистическим понятиям и построить рассказ по материалу таблицы в целом или по частям. На следующем уроке учащиеся воспроизведут следующую структуру вновь изучаемого материала письменно (обязательное задание), а затем ответят на вопросы не репродуктивного характера по свежеизученному и приступят к анализу конкретного языкового материала с помощью грамматического алгоритма, если он есть (а это опять микросистема лингвистических, интеллектуальных и речевых задач) и соответствующему разбору, который будет сопровождать каждое домашнее задание по русскому языку все оставшиеся учебные годы, если материал этот имеет практический аспект. Такова примерная структура основных, требующих активных действий школьника задач, предлагаемая в связи с теоретическим материалом.

7. Проблемное обучение. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в традиционном обучении: это учебные задачи и вопросы. Вместе с тем, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для познания.

Преимуществами проблемного обучения являются следующие моменты:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

  • высокий интерес к учебному труду;

  • развитие продуктивного мышления;

  • прочные и действенные результаты обучения.


Из приёмов, направленных на развитие креативного мышления учащихся, на своих уроках можно применить следующие методы:

1.«Брейнсторминг» (мозговой штурм)


2. Синектический (Проблемное обучение)

3. Фокальных объектов (Фокальный – фокусный, относящийся к фокусу. Фокус – в оптике – точка, в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) – обобщающий объект, лучи – объекты, его составляющие.) Тема урока: Изобразительно – выразительные средства. В центре внимания (в фокусе) – художественные средства, которые использует автор.

4. «Примеривания на себя». (Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учениками проблему, так, чтобы она оказалась ИХ проблемой. Когда затрагивается опыт ребёнка, тогда можно говорить о том, что ученик начинает исследовать свою собственную личность, эмоции, переживания.)

5. Интроспективного анализа. (У подростка познание другого человека происходит быстрее, чем познание самого себя. Этот метод как раз позволяет вызвать интерес к своему внутреннему миру через то, как его видят другие люди. Уместно рекомендовать такие темы для сочинений: «Я – каким бы я хотел себя видеть», «Мои успехи», «Мои достижения».)

6. Дискуссии.

7.Операциональные и ролевые игры. (Ролевые игры позволяют обучающимся уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью, осваивать новые модели поведения и формы общения.)

8. Методы сотрудничества.

9. «ИНСЕРТ» (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).


Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы,

их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

Чтобы развить креативность мышления, воспитать творческую личность, способную реализовать себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету необходимо использовать нестандартные формы уроков: урок - сказка, урок - семинар, урок - исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), интегрированный урок и т.д.

В уроки - сказки учителем включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего занятия, выполняя с ними самые разнообразные задания.

Уроки - семинары помогают учителю обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию креативного мышления и познавательных интересов.

Стремясь сделать урок интереснее, трудную тему доступнее педагог вносит в урок элементы игры. Применение на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности.

Учитель широко использует на своих уроках словесные игры. Игра в слова значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату, развивает наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, «Аукцион», где требуется подобрать как можно больше слов по схеме. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

Для развития креативного мышления учитель использует на уроках русского языка и литературы самые разнообразные методические приемы: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием развития креативного мышления школьников.

Креативное мышление личности может развиваться не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в практике автора получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов автору помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется.

Развитию креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы способствует работа с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом автором опыта начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий – вопросов, направленных на развитие креативного мышления, типа:

  • Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?

  • По каким признакам вы догадались об этом?

  • Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

  • Как вы понимаете его название?

  • Как вы думаете, о чем это стихотворение?

  • Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

  • Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней?

  • Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста?

  • Что объединяет эти произведения?

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы, например:

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

  • Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении.

  • Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и креативного мышления, и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся.

В творческий процесс автор включает и этап обучения изложению на уроках русского языка. К текстам изложений учащимся даются задания, проблемные вопросы, предлагается изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме. Большое внимание на таких уроках уделяется лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста:

  • определение темы и основной мысли высказывания,

  • стиля и типа речи,

  • определение способов связи предложений,

  • наблюдение над функционированием языковых средств.

Практика показывает, что подобная работа не только развивает креативное мышление детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

Особое внимание автор уделяет развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность. На развитие креативного мышления направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики учатся анализировать языковые единицы, формулировать выводы, составлять сообщения, рефераты, доклады, тем самым раскрывая свое творческое начало, свою индивидуальность.

Учитель может широко использовать работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, сочинение по началу, составление письма. Описанные выше упражнения выполняются под руководством учителя, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает.

В классах среднего и старшего звена учитель проводит интегрированные уроки, получившие признание среди учителей-предметников. Такие уроки, по мнению автора, расширяют кругозор, устанавливают связи между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов: литература - история, литература - изобразительное искусство - музыка; русский язык – литература.


Другие формы учебных занятий

Большие возможности для развития креативного мышления учащихся имеет внеурочная деятельность, которую учитель организует через кружки, предметные недели, элективные курсы, работу литературного клуба «Творческая мастерская».

Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы. Элективный курс «Говорим и пишем правильно» позволяет учащимся заниматься проектно - исследовательской деятельностью, реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Дополнительные рекомендации педагогам.

  • Самому быть творческим. Общаясь с ребёнком, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

  • Заражать детей своей любовью к творчеству.

  • Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

  • Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (детям свойственно часто подражать учителю, воспроизводить информацию, полученную от него).

  • Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка.




Специальные упражнения.

Предложенные ниже упражнения можно использовать как составную часть урока, на факультативах. Особенно эффективны они на уроках развития речи по русскому языку.


  1. Расшифруйте слова. Исключите лишнее слово из каждого столбца.

Каточ

Чывыкак

Тазаяпа

Кибокс

Пашак

Точка

Кавычки

Запятая

Скобки

Шапка


2. Назовите (напишите) слово вместо точек. (Предполагаются разные вариации и комбинации слов.)

трава - травы

проверка

расти – вырос

………..

Пушкин

стихи

Бунин

……..

слово

лексика

запятая

………..

3. Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла
и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) Примеры ответов:

Тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой.

Холод – айсберг, утро, расставание, полярный.


4. Составьте предложения из слов, логически не связанных между собой.

Компьютер, галактика, пчела;

вечер, книга, стиль;

автомобиль, жираф, роль;

свет, космос, ветер.


5. Придумай заглавия к рассказам. (Особенно эффективны в этом направлении маленькие рассказы Ф. Кривина. Как показывает опыт, дети слушают их с удовольствием и пытаются воспроизвести нечто подобное.)

  1. Когда чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе всё приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.

  2. -Нам, кажется, по пути, - сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо, всё-таки веселее в компании.

Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:

-Ну, вот, я же говорила, что в компании веселее.

3. Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

-Не все сразу, не все сразу, - недовольно вскричал пень. – Приму, сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут.


Самые удачные заглавия: «Не проходите мимо», «Главный пропускной пункт», «Они не поняли друг друга», «Занозе со всеми по пути», «Приятная встреча», «С друзьями лучше», «В компании».)


4. Понимая, что в делах торговли она имеет некоторый вес, Гиря восседала на чаше весов, иронически поглядывая на продукты:

- Посмотрим, посмотрим, кто перетянет!

Иногда вес оказывался одинаковым, но чаще перетягивала Гиря. И - вот чего Гиря не могла понять! покупателей это вовсе не радовало.

"Ну, ничего! - ободряла она себя. - Продукты приходят и уходят, а гири остаются!"

В этом смысле у Гири была железная логика.


5. Придумай рассказ по аналогии предыдущих «Необычно об обычном». Вот наиболее удачные из них.

Это существо дышит паром и необычайно горячо участвует в общественной жизни квартиры. Оно готово было в любой момент пойти на взлёт и подготавливало к космическим испытаниям всю одежду. От страха одежда уже была готова постираться сама, но её ждало испытание №2 – глажка. Она не знала, что главное её ждёт впереди – сидение на ногах, руках и плечах ученика 2 класса Васи Петрова

Когда стиральная машина начала свою головокружительную работу, в ванной комнате стоял шум. По окончании стирки бельё ждали прищепки и с треском встречали своих сияющих белоснежных друзей.

Зубная паста лениво вылезает из тюбика на очередную встречу с щёткой, чтобы опять здорово повеселиться. После них мыло вдруг начинает кружиться и пениться от радости. Затем вехотка задорным телодвижением развлекает всех жителей ванной комнаты.


В коридоре три пары обуви. Папины туфли всегда стоят на одном месте. Они строгие и важные, начищены до блеска и очень уверены в себе.

Мамины туфли лёгкие и изящные. Несмотря на то, что они весь день куда-то бегут и торопятся, всегда выглядят безупречно и стараются сохранить себя в отличной форме. А потрясённые кроссовки небрежно разбросаны по коридору. Они чумазые, с разными шнурками, но зато весёлые и хорошо играют в футбол.

6. Расскажи другими словами

Например: Серёжа сегодня хорошо подготовился к урокам. (Мой друг нынче отлично выполнил домашнее задание).

Мы скоро пойдём гулять в парк.

Скоро мы будем отмечать праздник Нового года.


7. Измени язык рассказа (например, переделать в русскую народную сказку, рассказать то же самое языком персонажа мультфильма и т.д.).

Былинка и Солнце

Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то былинку! Да и хороша пара – Былинка и … Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация! Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку?! Вот что делает с нами надежда и высокие чувства. (Ф. Кривин)


8. Сколько групп можно составить из слов? (Классифицировать можно по разным признакам.)

Глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, определение, сказуемое, наречие.

  1. Могут быть определением: причастие, прилагательное;

  2. Могут быть сказуемым: прилагательное, глагол, причастие;

  3. Могут быть обстоятельством: наречие, деепричастие;

  4. Есть глагольные признаки: причастие, деепричастие;

  5. Изменяются: глагол, прилагательное, причастие;

  6. Не изменяются: наречие, деепричастие;

  7. Члены предложение: определение, сказуемое и т.д.


9. Найдите общие признаки.

Чашка – книга

Гвоздь – кирпич

Пол – потолок

Шкаф – дом

10. Домашнее задание. Переписать главу, тему или параграф учебника по-новому, т.е. написать свой авторский вариант. Используйте для этого дополнительную литературу.

11. Выведение  следствий. Описать ситуации и придумать последствия. Например: «Что произойдет, если начнется дождь и будет лить не переставая?» (Ответы, которые давали испытуемые: «мы все промокнем», «подорожают зонтики», «переселимся в горы», «Тибет будет перенаселен», «подорожают костюмы для подводного плавания» и т. д.) Подобные задания можно использовать на уроках литературы для прогнозирования дальнейших событий произведения, «додумывание» продолжения.

12. Сочини рассказ, используя набор традиционных элементов.

(Дж. Родари выделил 20 элементов, характерных для сказочных историй: предписание или запрет, нарушение, вредительство или недостаток, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства противника, борьба, беседа, победа, возвращение, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, беда ликвидируется, узнавание героя, ложный герой изобличается, наказание противника, свадьба.)


13. Придумай рассказ на одну букву.

Дерево-долгожитель – дом для древоедов, дятлы – доктора деревьев. Долетит дятел до дуба-долгожителя и долбит долото-клювом древесные дома древоедов, достаёт долгоносиков, дарит добро дереву. Дятел достаёт из дуба-долгожителя до двухсот древоедов в день, а дерево даёт дом для детёнышей дятла.

Доволен дуб – доволен дятел!


Светает… Солнце старается согреть старый сосняк. Снег серебрится, сияет. Со скольз-

ких сверкающих сосулек стекает солнечный свет. Стало совсем светло. Солнце согрело стволы старых сосен; слезинки смолы светятся, словно сапфиры. Сварливая, сердитая сова сейчас спит.

Слетелись свиристели, собирают старые семена сосны, свистят, суетятся. Собрались склочные сороки, скачут, сбивают снег с сучьев.

Снег сыплется с сосен серебряными струйками, словно сахар. Сороки стрекочут, судачат, скандалят, сплетничают: «Слышали, слышали, сосед, случилось, случилось!..» Серенький струсил, сбежал, схоронился, сидит смирно. Семейка соек смотрит сверху, слушает сплетни сорок, смеётся. Старый седой сохатый стоял, слушал, строго сказал: «Соседки! Сплетничать стыдно! Срамота!» Сороки смолкли, снялись с сосен, скрылись.

Серьёзные, солидные снегири спокойно склёвывают сухие семена. Смелые симпатичные синички слетелись со стороны села.

«Синь-синь, синь-синь», - свистят синицы, скликают своих соседей. Сколько собралось синиц! Синицы спели сказочную симфонию, спохватились, спорхнули. Синиц спугнул симпатичный, сильный, смекалистый соболь, скатившийся с сугроба.

Солнце садится. Становится студёно. Савраска скачет с сеном.

Стелется санный след, сено сыплется с саней. «Скорей, скорей! Смеркается», - спешит старик. Сумерки сгущаются, снег становится сиреневым, сизым, серым.

Совсем стемнело. Старый сосняк спит…


  1. Придумай лингвистическую сказку.

В стране Русского языка, в маленьком городке, жили все знаки препинания. Знаки любили гулять весёлой компанией по улицам, ходили друг к другу в гости.
Как-то раз Скобки пригласили к себе в гости все знаки препинания на весёлую

вечеринку чаю попить, поговорить на разные темы. И вот разговор зашёл о том, кто из них главный.

Точка говорит:

-Без сомнения, самая главная я, потому что без меня предложение не закончилось бы.

В ответ точке Запятая говорит:

-А почему это ты главная?! Я должна быть главной, потому что я указываю на паузу внутри предложения. Монотонность речи совсем ни к чему!

И тут стали возмущаться братья Вопросительный и Восклицательный знаки. Восклицательный сказал:

-Почему это вы, Точка и Запятая, называете себя главными? Главный в предложении я. С помощью меня передаются чувства: гнев, радость, удивление, досада, недоумение. А Вопросительный знак дополнил ответ брата:

-С помощью меня можно задать вопрос, а в дуэте с братом мы создаём риторические вопросы.

В разговор вступило Многоточие:

-Вот всегда так. Вечно меня притесняют. То люди обзовут «троеточием», то вместо трёх точек поставят четыре или пять. А ведь со мной так интересно! После того как меня поставят в конец предложения, Человек может пофантазировать, что может случиться дальше.

И тут лопнуло терпение у знаков - близнецов Дефиса и Тире. Дефис воскликнул:

-Уж как притесняют нас, и не передать словами! Люди совершенно забывают, что мы на самом деле разные. Тире стоит внутри предложения, а я - между словами и их частями. Так что я самый важный знак!

Долго спорили знаки и пришли к выводу, что им нужно идти к королеве Пунктуации, чтобы она разрешила спор.

Пока мудрая королева слушала из уст Двоеточия суть спора, знаки успели вновь поспорить и даже подраться. Выслушав каждого из них, Пунктуация вынесла своё решение:

-Вы все нужны в предложениях. Каждый из вас выполняет важную роль. Поэтому нет смысла вам спорить. Живите, как и раньше, в мире и дружбе.

Знаки препинания были рады, что все они являются важными в речи. Мир и справедливость восторжествовали!


  1. Рассказ по алфавиту.

Анна была величавой, гордой девушкой. Её жениху завидовали иноземные йоркширские красавцы. Люди мимо неё, оборачиваясь, проходили. Рядом с такой ухоженной, фантастически хорошенькой царевной чувствуешь широту, щёдрость этой юной ягодки.


  1. Придумай стихотворение на одну рифму.


У меня в кармане нет

Золотых моих монет,
Чтоб купить жене букет

И ещё билет в балет,
Чтоб послушать нам кларнет,
Протереть до дыр паркет.

Мы пойдём с ней в кабинет,
Напишу с неё портрет,
Сочиню я ей сонет.


Мы отправились туда,
Где живут коров стада,
Где прозрачная вода,
А на вкус как ерунда,

Где противная еда,

Где в ночи светит звезда,
Где прожить бы без труда,
Вряд ли будет тут беда.

Ты придёшь за мной туда?

  1. Создание акростихов.


Самый лучший из друзей – это пёсик Колизей.

А как с ним играть прекрасно! Можно

Шляпу деда взять, чтобы в воздух запускать.

А как шляпу запускают, Колизей её хватает и

на части разрывает.


Угрожающая сила, всё подряд я разношу,
Разве может быть красиво, если рядом я пройду.

А вот если зла я, всё я в воздух поднимаю.

Говорят, что ни к добру, если в город я приду.

А вот если захочу – быстро, резко улечу.

Не дружите со мной, люди, а иначе плохо будет.


А он всё без устали смеётся,
Не замолкая никогда.

То замолчит он, то очнётся –

Он это делает всегда.

Но, может, следует его предупредить?
Увы, он будет долго выть.


  1. «Игра слов» как в стихах, так и в прозе. Это могут быть как двустишия, так и целые стихи.

Я хочу домой щенка.

Мама денег мне дала.

Все газеты перерыв,
Нужно сделать перерыв.

Выбрал добермана я.

Были «за» мои друзья.

Мама в злости «Что, опять

Доберман?» - не хочет брать.

«Доберман – это напасть,
Руку положив на пасть,
Пёсик может и напасть.

Доберману надо есть.

Может он и надоесть».

Буду без собаки жить,

Буду кошку заводить!


Решил дурак на льва напасть

И угодил ему на пасть.

Дурак подумал: «Что за напасть?
Ко льву попасть и прямо на пасть?»


Пол-осы

Закрывают полосы.

Остальное – голова,

Знала, чтоб лететь куда.


Вот такая арифметика!

Однажды в семье Ивановых произошёл такой случай.

Отец, вернувшись с работы, стал расспрашивать сына Володю, чем он занимался весь день. На что Вова ответил: «Я сегодня извлекал корни, складывал, умножал, делил».

Папа остался доволен.

На следующий день Володя получил «два» за контрольную. Папа удивлённо спросил: «Разве ты не готовился?». Вова молчал.

Ситуацию прояснила старшая сестра. Оказывается, Володя вчера вырывал с корнями несколько кустов роз на клумбе, складывал в карман яблоки из соседского сада, умножил количество двоек в дневнике, а в конце дня, по настоянию мамы, всё-таки разделил шоколадку с младшим братом, хоть не хотел этого делать. Вот такая арифметика!

  1. Составление «бестолкового словаря».

Любопытный – пытать любого.

Горизонт – горящий зонтик.

Колобок – колоть в бок.

Запеканка – загорелая девушка.

Холод – холодное одеяло.

Каблук – кабаний лук.

Гречка – жительница Греции.

Бойкот – наказание кота.

Олень – очень ленивый.

Косуля – косая женщина.

Мойва – женщина, моющая посуду.


  1. Придумывание загадок, небылиц.

На горе стоит село.

В том селенье весело.

Там мышей собака ловит,

А потом идёт, готовит.

Кошка лает на прохожих,

Друг на друга не похожих.

Там верхом на свиньях скачут,
А вороны там кудахчут.

Любят там встречать гостей

Да из разных волостей.

Садят всех гостей под стол.

Вот такой в селе прикол.

Там дают гостям супец.

Небылице здесь конец.

Шёл я лесом, видел чудо:

На пеньке пескарь сидит,
А лисица острым носом

Берег речки бороздит.

Лоси в воздухе летают,

Стрекоза деревья гнёт,
Волки травку уплетают,

А зайчишка тигра бьёт.


Первые опыты по выполнению подобных упражнений не всегда бывают удачны. Из всего класса удачной может стать 1-3 работы. Не стоит отчаиваться и опускать руки. Идите настойчиво своей дорогой, и вы через год-два начнете получать ощутимые плоды своей работы в этом направлении.


УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(сочинения, изложения, творческие диктанты)

Большое место в преподавании русского языка занимают творческие работы, которые повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

  1. Свободное сочинительство – пиши, что хочешь! (Напиши сказку наоборот, допиши рассказ, сказку, по заданному началу или с заданной концовкой.)

  2. «Фантазия–картинка» – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своём воображении.

  3. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников (ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине).

  4. Сценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения–повествования.

  5. Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

  6. Сочинение–продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

  7. Сочинения–ассоциации по мотивам когда–то написанного диктанта или изложения.

  8. Сочинения–стилизации, подражание гению («По следам древних мифов», «Мы сочиняем басни», «Поучения учащимся»).

  9. Сочинение «Проба пера».

  10. «Рекламное бюро».

Ученики стали внимательнее относиться к слову, появилась чёткая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно–выразительных средств языка.

Приём «памятки–зарисовки» развивает внимание, память, мышление. Данный приём используется и при написании сочинения.

Например, расшифруйте слова, напишите сочинение на заданную тему.

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.

Им предлагаются такие задания:

  • составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.
             Например: сапоги – ворона
    – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
    – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
    – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
    – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?

  • придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из–за названного события:
    – Девочка уронила карандаш на пол…
    – Учитель открыл классный журнал…

Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.




НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

Нестандартные задания – понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например, пиктографический диктант.


         Как из лейки дождик льёт.
         Под ёлкой спрятался енот.

На уроках русского языка могут быть предложены различные нестандартные задания. Это могут быть проблемные ситуации, деловые и ролевые игры, конкурсы (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и другие задания с элементами занимательности (фантастические ситуации, лингвистические сказки, загадки, расследования).

Выполняя предложенные упражнения творческого характера, учащиеся неоднократно читают и проговаривают словарные слова, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую память.

Эффективна работа с деформированным текстом, которая позволяет предупредить речевые ошибки.

ЗМИА

Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.

Работа со словом – это работа кропотливая, сложная, но в то же время интересная. Она предполагает творческий подход: выдаём паспорт словам, проводим исследовательскую работу, играем со словами (метаграммы, шарады, анаграммы), создаём школьный «Картинный словарь».

Творческая деятельность обучающихся открыла большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда формирует и развивает у учащихся исследовательские умения: работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, доклады, рефераты.

Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно–психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».

Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы играют:

  • тщательный отбор содержания учебного материала;

  • серьёзная работа над формулировкой заданий;

  • профессионализм учителя-предметника, постоянно поддерживаемый нетрадиционным и необычным уроком, так называемым «Уроком бабочки».



Закончить своё выступление хотелось бы притчей:

Бабочка, которой человек помог выбраться из кокона, так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и тогда она смогла бы летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы в дальнейшем она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.























Список используемой литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

  2. Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – с.53-56.

  3. Альбеткова, Р. И. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая – М.: Просвещение, 1991. – 175с.

  4. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – с. 21-25.

  5. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

  6. Гончаров, С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- с. 76-84.

  7. Дружинин, В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – с.101-109.

  8. Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- с. 46-51.

  9. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. – с.99-101.

  10. Интегральная индивидуальность человека и её развитие. Под ред. Б.А. Вяткина – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. – 328 с.

  11. Красновский, Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – с. 28-32.

  12. Ландау, Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка [Текст] / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

  13. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.

  14. Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- с. 9-13.

  15. Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. – 2006. - № 3. – с. 48-57.

  16. Мельников, Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия.- 2003.- № 8. – с. 51-52.

  17. Петров. К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. - № 4. – с. 174-180.

  18. Савенков, А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение [Текст] / Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

  19. Суровцева, Н.А. Креативность как ключевая компетенция школьников [Электронный ресурс]: www.intellectus.su/conf/с-2009/surovtseva.htm

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!