СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Лебедева Н.А. Тема: Основные аспекты в организации отпуска безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безрецептурные лекарственные препараты являются средствами симптоматического лечения, то есть не воздействуют на причину и механизм развития болезни. Используются, в основном, для лечения нетяжелых, легко протекающих заболеваний, которые не требуют медицинской консультации.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Лебедева Н.А. Тема: Основные аспекты в организации отпуска безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента»


Доклад Лебедева Н.А.

Тема:

Основные аспекты в организации отпуска безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента


Безрецептурные лекарственные препараты являются неотъемлемой составной частью и одновременно необходимым условием развития концепции самолечения.

Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты – от англ. over the counter) – обширная группа лекарственных препаратов, которые пациент может купить для самолечения прямо в аптеке (а некоторые лекарственные средства и не только в аптеке) без рецепта врача.

Безрецептурные лекарственные препараты являются средствами симптоматического лечения, то есть не воздействуют на причину и механизм развития болезни. Используются, в основном, для лечения нетяжелых, легко протекающих заболеваний, которые не требуют медицинской консультации.

Основная цель применения безрецептурных лекарственных препаратов:

  1. Быстрое и эффективное облегчение симптомов заболевания, которые не требуют вмешательства специалистов.

  2. Право пациента самостоятельно облегчать незначительные симптомы заболеваний, что способствуют уменьшению нагрузки на медицинских работников.

  3. Повышение доступности лечебной помощи населению, проживающие в отдаленных регионах, где получение квалифицированной медицинской и консультативной помощи затруднено .

По данным исследования, посвященных самолечению, выделяют десять наиболее распространенных состояний, при которых пациенты прибегают к безрецептурным лекарственным препаратам: головная боль, кашель, простуда, боль в горле, расстройство желудка, запор (или диарея), угревая сыпь, мышечные боли, порезы и ссадины.

Безрецептурные лекарственные препараты представляют собой различные фармакологические группы: анальгезирующие, жаропонижающие, антацидные, противоаллергические, противокашлевые, отхаркивающие, венотонизирующие и другие.

Перечень лекарственных препаратов, допущенных для самолечения, может значительно отличаться в различных странах в зависимости от имеющихся систем здравоохранения и социально-экономических условий. Тем не менее критерии выбора таких препаратов должны быть общими для всех и базироваться, в первую очередь, на достоверных сведениях, широкому диапазону терапевтического действия и стоимости .

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предъявляет следующие требования к лекарственным препаратам безрецептурного отпуска:

  1. Действующее вещество должно быть низкотоксичным для организма.

  2. Действующее вещество должно быть предназначено для конкретных целей самопомощи и самопрофилактики; при запущенных состояниях, требующих консультации врача, его не применяют.

  3. У действующего вещества не должно быть побочных эффектов, должен отсутствовать риск зависимости или злоупотребления; оно не должно взаимодействовать с другими лекарственными средствами и пищей.

Увеличение числа безрецептурных лекарственных препаратов ведет к экономическим выгодам, иными словами, повышается объем продаж. Перед пациентами стоит выбор – заплатить за безрецептурный лекарственный препарат и сэкономить время, либо потратить время (а в определенных ситуациях и деньги) на прием к врачу и получить рецепт на этот же препарат. При таком выборе весьма предпочтительней для пациента становится возможность получить рекомендацию и консультацию по приему лекарственных препаратов непосредственно при его приобретении в аптеке у фармацевта.

Последующие попытки формирования концептуальных подходов к проблеме самолечения в России сводились к минимуму. Отечественная система регулирования рынка безрецептурных лекарственных препаратов далека от международных норм, обеспечивающая безопасность пациента и ответственность субъектов фармацевтического рынка, поскольку отсутствуют: общепризнанная концепция самолечения, четкие критерии, разграничивающие рецептурные и безрецептурные лекарственные препараты, всесторонняя информация о самолечении.

К примеру, в нашей стране разрешен свободный отпуск метамизола натрия (вызывает агранулоцитоз и тяжелые нефропатии), который запрещен во многих странах мира, также возможно приобретение рецептурных препаратов в аптеках без рецепта врача в нарушение действующего законодательства, и даже в стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 г. указано на такие слабые стороны в сфере обращения лекарственных средств, которые напрямую относятся к рынку безрецептурных лекарственных препаратов, как:

  1. Недостаточная доступность лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении для населения, не входящего в льготные категории.

  2. Недостаточный уровень информирования медицинских работников и граждан.

  3. Высокий уровень безответственного самолечения лекарственными препаратами в отсутствии медицинских показаний .

Одной из основных задач данной программы является повышение информированности населения, медицинских и фармацевтических работников в вопросах лекарственного обеспечения. Ряд путей решения данной задачи непосредственно ориентированы на совершенствование обращения безрецептурных лекарственных препаратов, для чего предусматривается:

  1. Расширение просветительской деятельности в сфере лекарственного обеспечения с целью формирования у населения навыков ответственного самолечения.

  2. Пересмотр и оптимизация условий отпуска лекарственных препаратов по рецепту и без рецепта врача.

  3. Развитие международного сотрудничества и информационного обмена по вопросам лекарственного обеспечения населения и пр.

Развитие рынка безрецептурных лекарственных препаратов поддерживает мероприятия, которые принимаются на уровне государства для пропаганды здорового образа жизни, так как большинство препаратов, используемых для этих целей имеют статус безрецептурных.

В настоящее время установленного перечня лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту или без рецепта нет. Следствием этого является тот факт, что на портале по ве­дению го­сударс­твен­но­го ре­ес­тра ле­карс­твен­ных средств Ми­нис­терс­тва здра­во­ох­ра­нения РФ мож­но най­ти инс­трук­ции по при­мене­нию ле­карс­твен­но­го пре­пара­та от различных про­из­во­дите­лей в рам­ках од­но­го меж­ду­народ­но­го непатентованного названия, од­ной фар­ма­кологической груп­пы, ле­карс­твен­ной фор­мы и до­зы, в раз­де­ле «Ус­ло­вия от­пуска» ко­торых мо­жет быть ука­зано как «По ре­цеп­ту», так и «Без ре­цеп­та».

С повышением внимания фарм­про­из­во­дите­лей с позиции кон­ку­рен­тно­го пре­иму­щес­тва ко­личес­тво об­ра­щений в Ми­нис­терс­тво здра­во­ох­ра­нения Рос­сийской Фе­дера­ции с за­яв­ле­ни­ем о вне­сении из­ме­нений в раз­дел «Ус­ло­вия от­пуска» инс­трук­ции по при­мене­нию ле­карс­твен­но­го пре­пара­та не­ук­лонно рас­тет .

Рациональное применение безрецептурных лекарственных препаратов возможно при условии получения пациентом надлежащей и доступной информации об лекарственных средствах. Потребитель четко должен знать, при каких недомоганиях он может лечиться без вмешательства специалистов и какими лекарственными препаратами в этих случаях следует воспользоваться. Информация, которая содержится в инструкции по применению и на упаковке должна способствовать эффективному и безопасному применению лекарственного препарата.

Эта цель достигается с помощью правил, по которым должна быть составлена информация на упаковке лекарственных препаратов. Данные правила были сформулированы в Директиве 92.27 ЕЕС от 31 марта 1992 г. (в настоящее время часть V, ст. 54-69 Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6 ноября 2001 г. (с изм. и доп. от 25.10.2012.г.) «Кодекс Европейского сообщества по лекарственным препаратам для человека»). Согласно директиве, наличие листка-вкладыша в упаковке всех лекарств обязательно до тех пор, пока вся необходимая информация не будет изложена на упаковке .

Листок-вкладыш должен быть составлен в соответствии с краткой характеристикой лекарственного препарата и изложен в доступной для потребителя форме. Кроме того, должен содержать полный перечень сведений в соответствии с установленным порядком.

Сведения об идентификации лекарственного препарата: наименование лекарственного препарата и его международное непатентованное название (или название активных ингредиентов в комплексных препаратах); полная качественная и количественная характеристика активных компонентов; лекарственная форма и состав по объему или количество доз. фармакотерапевтическая группа или характер действия в терминах (понятиях), доступных для пациента; название и адрес производителя и владельца торговой лицензии.

Сведения о фармакотерапевтических свойствах препарата: показания; противопоказания; меры предосторожности при применении; взаимодействие с другими лекарственными средствами; взаимодействие с пищей, алкоголем и др.; особые указания .

Все эти сведения должны: обращать внимание на особенности определенных категорий потребителей (дети, беременные, кормящие грудью, водители транспорта, лица с сопутствующими заболеваниями); упоминать о возможном влиянии препарата на скорость реакции при управлении транспортом или другими потенциально опасными механизмами.

Однако на практике не представляется возможным обеспечить пациента должной информацией о лекарственных препаратах используя только лишь инструкцию по ряду причин:

  1. Не все инструкции отвечают соответствующим требованиям и для их правильного понимания необходимо иметь как минимум выпускника фармацевтического училища.

  2. Прочтение и восприятие инструкции может быть затруднено шрифтом, цветовым подбором.

  3. Характерологические особенности ряда пациентов отрицательно сказываются на установке читать длинную, подробную инструкцию.

Все вышеизложенные причины с ростом популярности концепции самолечения среди населения абсолютного большинства стран приводят к необходимости профессиональной подготовки фармацевтов как стратегических экспертов по выбору и применению безрецептурных лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента .

В связи с ростом рынка безрецептурных лекарственных препаратов, принимаются мероприятия, которые проводятся на государственном уровне для пропаганды здорового образа жизни населения, поскольку большинство препаратов, используемых для этих целей несут статус безрецептурный.

Для регулирования законодательных требований ведется активное сотрудничество с международными организациями по изучению различного опыта. Еще в 2000-м году Россия, в лице Ассоциации Российских фармацевтических производителей, вошла в Европейскую ассоциацию производителей безрецептурных средств (AESGP), которая была создана для решения общих вопросов по разработке, испытаниям, регистрации и гармонизации правил, законодательства и подзаконных актов и в которую входят 25 национальных ассоциаций. И начиная с этого времени, Россия активно участвует в процессе гармонизации стандартов и представлена в сборнике основных регламентирующих документов и экономических показателей продаж безрецептурных лекарственных препаратов по странам.

Регулирование отпуска безрецептурных лекарственных средств в Российской Федерации осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) «Об обращении лекарственных средств» регламентирует следующие положения:

Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений.

Разрешена розничная торговля лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации.

Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лекарственные средства безрецептурного отпуска могут продаваться в аптеках, аптечных пунктах и аптечных киосках.

Информация о лекарственных средствах безрецептурного отпуска может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных средств, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств.

В средствах массовой информации разрешается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача .

Отпуск лекарственного препарата осуществляется в первичной и вторичной (потребительской) упаковках, маркировка которых должна отвечать требованиям статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Нарушение первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске запрещается.

Нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата, указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.

При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее (получающее) лекарственный препарат, о режиме и дозах его приема, правилах хранения в домашних условиях, о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник не вправе предоставлять недостоверную или неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих более низкую цену.

Запрещается отпуск фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных препаратов .

При осуществлении отпуска безрецептурных лекарственных средств необходимо обеспечить полную информацию о действии препарата, способе его применения, продолжительность приема, возможных побочных эффектах, взаимодействии с другими лекарствами и пищей.

Основные контрольные функции фармацевта: предотвращение нерационального применения лекарственного средства; рекомендации по соблюдению правил применения лекарственного средства, их дозированию; рекомендации по соблюдению кратности приема и длительности употребления; разъяснение риска побочных эффектов; учет ограничений применения и возможных противопоказаний; прочие указания по приему и надежности лекарственного средства.

Международная Фармацевтическая Федерация (FIP) и Всемирная Индустрия Самолечения (WSMI) приняли совместное заявление.

1. Самолечение, включая самостоятельный выбор и прием лекарств, является важной составной частью системы здравоохранения.

2. В настоящее время люди предпочитают брать на себя большую персональную ответственность за содержание своего здоровья, что требует большого объема достоверной информации для принятия правильного решения.

3. Правительства многих стран, государственные и негосударственные страховые организации всячески поддерживают ответственное самолечение, включая самостоятельный выбор и прием лекарственных средств, так как это существенно сдерживает рост затрат на поддержание здоровья.

4. Фармацевты являются ведущими консультантами для населения в ежедневном поддержании здоровья и ключевыми фигурами в обеспечении лекарственными средствами. Их базовое образование и непрерывное обучение должны позволить им вести консультирование по рациональному применению лекарственных средств.

5. Фармацевты и производители безрецептурных лекарственных средств разрешают проблему обеспечения высококачественного обслуживания населения и ответственного использования медикаментов. Это может быть реализовано через качественное обеспечение лекарственных препаратов сопутствующей письменной информацией и предоставление потребителю грамотной дополнительной информации.

6. Реклама, является важным инструментом информирования населения о безрецептурных лекарственных средствах, должна быть всегда ответственной и не препятствовать получению дополнительной информации от врача или фармацевта .

Первое, с чем должен определиться фармацевт после того, как внимательно выслушает посетителя и задаст необходимые вопросы для уточнения его состояния — следует ли посоветовать больному обратиться в лечебное учреждение либо можно приступить к рекомендациям по выбору самолечения. В тех случаях, когда симптомы свидетельствуют о необходимости безотлагательной врачебной помощи, фармацевту противопоказано выходить за рамки своей компетенции и пытаться помочь «собственными силами» — даже уступая настойчивым просьбам больного, которому не хочется терять время и деньги на визит к доктору. То же самое касается и ситуаций, когда картина заболевания остается неясной.

Если фармацевт пришел к выводу, что состояние пациента не требует врачебного вмешательства, можно приступить к своим консультативным функциям: снабдить посетителя необходимой информацией, чтобы тот для успешного самолечения мог правильно выбрать конкретные наименования в оптимальной для данного случая лекарственной форме (таблетки, сироп, капли, спрей, свечи и т. д.). В обязанности фармацевта также входят рекомендации по выбору дозировки (с учетом возрастного фактора, массы тела больного, других индивидуальных особенностей и сопутствующих заболеваний), режиму приема, мерам предосторожности, правилам хранения препаратов .

В аптечных организациях, осуществляющие отпуск безрецептурных лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента должен быть выделен специальный отдел, в котором непосредственно осуществляется отпуск товаров без рецепта врача. Данный отдел должен быть оснащен торговым оборудованием для аптек и мебелью. Для большей эффективности рабочее место первостольника должно быть оснащено компьютером с программным обеспечением, позволяющим быстро определить и подобрать лекарственные средства, разрешенные к отпуску без рецепта врача.

Ассортимент отдела включает, согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных препаратов»: лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача; изделия медицинского назначения; дезинфицирующие средства; предметы и средства личной гигиены; посуда для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковую оптику и средства ухода за ней; минеральные воды; продукты лечебного, детского и диетического питания; биологически активные добавки; парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни .

Основные функции отдела безрецептурного отпуска заключается в следующем: регулярный заказ товаров от проверенных поставщиков; организация соответствующих условий для хранения товаров; установление оптимальных цен; эффективная реализация различных групп медикаментов; осуществление фармацевтического консультирования.

Отдел безрецептурного отпуска должен находиться в торговом зале. Зал должен быть оформлен напольными и настольными витринами для выкладки медикаментов и других товаров аптечного ассортимента, что является рекламой товаров населению.

Допускается открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента.

Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии).

Лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта, размещаются на витринах с учетом условий хранения, предусмотренных инструкцией по медицинскому применению, и (или) на упаковке.

Товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике.

Продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки являются пищевыми продуктами, которые до их подачи в торговую зону или иное место торговли должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс.

Торговля продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками запрещается при нарушении целостности упаковки. Качество данной группы товаров подтверждается свидетельством о государственной регистрации, в котором указана область применения и использования и документом производителя и (или) поставщика, подтверждающего безопасность продукта - декларацией о соответствии качества или реестром деклараций.

Дезинфицирующие средства до подачи их в торговую зону, размещения в месте продажи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает освобождение от транспортной тары, сортировку, проверку целостности упаковки (в том числе функционирования аэрозольной упаковки) и качества товара по внешним признакам, наличия необходимой информации о дезинфицирующих средствах и его изготовителе, инструкций по применению.

Парфюмерно-косметическая продукция, подаваемая в торговую зону, должна соответствовать требованиям, определенным Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» .

Рабочее место фармацевта по отпуску лекарственных средств без рецепта - имеет сообщение с материальными комнатами и оборудуется шкафами, витринами. Если в аптеке выделяется отдел безрецептурного отпуска, то это рабочее место организуется в его составе изолировано от других мест.

Требования к оформлению витрин:

  1. Лекарственные препараты рекомендуется систематизировать в зависимости от характера потребления.

  2. Лекарства рекомендуется располагать по характеру фармакологического действия.

  3. Лекарственное растительное сырьё рекомендуется располагать на отдельной витрине.

  4. Не рекомендуется выставлять аннотации на лекарственные средства, так как информацию о них дает фармацевт.

  5. Все товары имеют ценники, на обороте ценника указывается наименование, дозировка, количество доз в упаковке, страна производитель, срок годности (при наличии) .


На сегодняшний момент рынок лекарственных средств разнообразен. Его состояние и развитие обусловлено двумя основными факторами: расширением номенклатуры лекарственных средств и спросом на них. Это является следствием обновления ассортимента и улучшения качества продукции отечественных и импортных производителей. Следовательно, развивается конкуренция, которая способствует применению различных методов для повышения покупательского спроса.

Фармацевтический маркетинг – это вид деятельности, которая направленная на изучение нужд конкретного человека при оказании фармацевтической помощи и удовлетворение его потребностей посредством обмена.

Фармацевтический рынок – комплекс различных организаций, взаимодействующих между собой с целью получения прибыли от продажи потребителю лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента. Фармацевтический рынок характеризуется такими параметрами как емкость, структура, ценовая доступность, наличием нормативной базы, регулирующей взаимодействие участников рынка.

Определяющим спрос на лекарственные препараты являются – заболеваемость, медико-демографические, социально-экономические и климатические факторы.

Цель фармацевтического рынка – это оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения.

Рынок фармацевтической продукции в силу государственного регулирования подразделяются на рынок безрецептурных и рецептурных лекарственных препаратов. Последние должны отпускаться из аптек только по рецепту врача .

Продвижение лекарственных препаратов регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 г.) «О рекламе» и Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 г.) «Об обращении лекарственных средств». Согласно этим документам реклама на конечных потребителей распространена для безрецептурных лекарственных препаратов. Реклама рецептурных препаратов может быть направлена на профессиональные здравоохранения .

По данным исследований, основными источниками информации о лекарственных препаратах являются: консультации врачей (19 %), рекомендации фармацевтов (15 %) и родных (9 %), несколько меньше советы знакомых (5 %), самообразование (13 %). Основными каналами получения информации о лекарственных препаратах являются рекламные блоки (27 %) и программы о здоровье на телевидении (12 %) .

Рекламная стратегия – это комплекс рекламных мероприятий, формирующих оптимальное соотношение затрат на рекламу и полученных выгод от проведения рекламных кампаний, соответствующих законам, нормам и правилам конкурентного поведения.

Для продвижения торговой продукции специалисты в области маркетинга и рекламы используют различные стратегии и варианты применения рекламных средств в оформлении торгового зала и оборудования.

POS-материалы (POS materials, POS - point of sales - место продажи) - это материалы, способствующие продвижению бренда или товара в местах продаж (шелфтокеры, воблеры, стопперы, мобайлы, промостойки, диспенсеры, наклейки, распространяемые в местах продаж). 

Шелфтокер - яркая и красочная рекламная конструкция, которая крепится к полке с товаром и объединяет его в одну группу (Приложение 1).

Воблер - рекламный элемент любой формы, напечатанный на бумаге и вырубленный, как правило, имеет пластиковую гибкую ножку, на которую прикрепляется к торговой стойке (Приложение 2).

Стоппер – яркий, неординарный, выделяющийся элемент визуальной рекламы или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание (Приложение 3).

Мобайл – подвешенная к потолку или кронштейну легкая картонная или пластиковая рекламная конструкция (Приложение 4) .

Для локализации используются большие плакаты в наружных витринах аптек. Примером служат, плакаты косметики Vichy, которые способствуют активному продвижению продукции с помощью всевозможных POS-материалов. Для информирования покупателей применяются промо-боксы, шелфтокеры, отчасти, стикеры. Мотивированию покупок способствуют постеры, макеты коробок, диспенсеры с листовками и брошюрами.

Помимо POS-материалов, для продвижения товаров аптечного ассортимента среди потребителей, фармацевтические компании используют акции стимулирования, например, продажа трех упаковок препарата по цене двух или выдача некоего бонуса при покупке дорогостоящего препарата.

Факторы, обуславливающие важность рекламных стратегий:

  1. Целенаправленность, то есть рекламные стратегии направлены в отношении рынка, товаров, торговых марок, конкурентов и потребителей.

  2. Систематичность, который подразумевает возможность гибкого реагирования на изменение внешней ситуации.

  3. Влияние рекламы на поведение потребителей, которое отражается в изменении уровня осведомленности и потребительского отношения.

  4. Взаимосвязь с процессами стратегического планирования, разработкой и продвижением товара, изучение спроса, ценообразования, процесс формирования имиджа торговых марок и организаций.

Основные факторы рынка, влияющие на выбор рекламных стратегий: характеристика товара, наличие уникальных свойств; присутствие на рынке товаров конкурентов; уровень осведомленности о товаре; уровень лояльных потребителей; структура производителей и поставщиков продукции; доли компаний-конкурентов; соотношение спроса и предложения; структура целевого сегмента рынка; особенности целевого сегмента (типы покупателей и их поведения); приоритетные каналы получения информации; имидж организации, товара или торговой марки; особенности сбытовой сети; финансовые возможности организации; престижность товара .

С помощью рекламы компании-производители стремятся подчеркнуть определенные преимущества своих лекарственных препаратов. Поэтому наиболее значимую ценность играет упаковка товаров. В выборе лекарственного препарата среди подобных представляет впечатление, которое производит внешний вид упаковки. В одном из исследований было показано, что упаковка определяет предпочтения при выборе препарата у 12 % покупателей, то есть на 3 % меньше, чем рекомендации фармацевта, причем в 5 % случаев роль играет информативность упаковки, в 4 % - удобство и в 3 % - красочность упаковки .

Используя рекламу фармацевтические компании добиваются продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента потребителям. При этом стремятся сделать свой товар наиболее привлекательным для определенной группы потребителей, выделив их среди прочих препаратов данной фармакологической группы, определить их особо выгодную позицию. Когда это удается, препарат запоминается потребителям, что способствует более устойчивому спросу на него.

Таким образом, нами были изучены теоретические основы организации отпуска безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, рассмотрены основные моменты ответственного самолечения, сущность и основные особенности безрецептурных лекарственных препаратов, главные подходы к их классификации, проведен анализ влияния рекламы на реализацию безрецептурных лекарственных препаратов.






















ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Шелфтокер
















Приложение 2


Воблер














Приложение 3

Стоппер




Приложение 4

Мобайл




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!