СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Коста борец за свободу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Коста борец за свободу"»

Коста-борец за свободу.

Коста Хетагуров, получив первоначальное образование в Нарской школе,в1872 году поступил во Владикавказское реальное училище, а через год-в Ставропольскую гимназию. К этому времени относятся его первые стихотворения. В 1879 году поступил в Петербургскую Академию художеств, но тяжелая нужда заставила Коста оставить в 1883г.учебу.

С 1884 по 1891гг.Коста работает во Владикавказе, сотрудничая в местных газетах и журналах; одновременно принимает самое активное участие в общественной жизни, примыкая к леволиберальным группировкам с определенным оттенком националистических настроений.

Этим объясняется его кратковременная связь с дворянской частью осетинской интеллигенции, с которой он вскоре окончательно порвал.

В летние месяцы Коста отправляется в горы, где глубже знакомится с настроениями и бытом осетинского народа. К этому времени относится и появление его стихотворений на осетинском языке, которые распространялись в списках и которыми зачитывалась учащаяся молодежь Осетии и ее разночинная интеллигенция. Эти произведения, проникнутые боевыми настроениями, изображавшие приниженное положение осетин под гнетом русского царизма в эпоху колонизации Кавказа, стали проникать в гущу народа.

Важнейшим фактом жизни Коста в 80-х годах следует признать его выступление со стихотворением, посвященным Лермонтову в день открытия его памятника в Пятигорске в 1889 г. Поэту не была дана возможность до конца дочитать свои стихи. В них говорилось «о вековых невзгодах дорогой отчизны», о «предвестнике желанной свободы», но «не той свободы зла, насилия и слез» ,жертвой которых стали народы Кавказа ,а «свободы труда и поэтических грез».

На передовую часть русского общества выступление Коста произвело огромное впечатление. В 90-х годах после ряда столкновений с представителями власти Коста был выслан из пределов Терской области как политически неблагонадежный. Он выехал в Ставрополь, где принимал самое активное участие в работе газеты «Северный Кавказ», освещая на ее страницах вопросы жизни горцев. В то же время Коста опротестовал решение выславшего его генерала Коханова перед Сенатом. И действия начальника Терской области в отношении поэта были признаны неправильными.

Однако полицейские преследования на этом не закончились: Коста снова высылают за пределы Кавказа, и только в 1900 г. он получает возможность вернуться на родину. Весть о запрещении в 1897г. сборника «Ирон фандыр» и последующие годы ссылки в Херсоне подорвали здоровье поэта. Он заболел тяжелой болезнью, от которой уже не оправился.

Революционно настроенный народник, Коста в своих произведениях стремится отразить чувства и настроения народа, пережившего эпоху родового быта и занимающегося преимущественно скотоводством и земледелием. Звуки песен осетинского народа печальны: чужая сила вторглась в судьбы людей, являясь источником всех бед. Лучшая часть земель горцев отнималась у них и передавалась казакам и новоявленным феодалам.

В стихах Коста не раз говорится о том, как «отняли у нас землю», «крепкими цепями сковали нам руки».

Старая религия родовой эпохи вытесняется колонизаторами, которые оскверняют все, что было свято для народа, все его религиозно-этические представления: «попирают светлые священные места», «издеваются над нашими покойниками». Поэт изображает зажиточного «сильного» человека и рядом с ней жизнь бедняка-батрака, порой лишенного всяких средств к существованию. Вся поэзия Коста проникнута глубоким сочувствием к доле «униженных и оскобленных».

Бичуя «пришлых насильников», Коста не забывал о местном дворянстве. Во всех своих произведениях он изображает себя одетым в простую домотканую одежду. «Я не товарищ сытым горцам», заявляет Коста в своем стихе «Ныфс». «Не спрашивай о моем роде, я не знатен»,-отвечает он в стихе «Чи да?».

Все творчество Коста отличается острой социальной направленностью. Этим и объясняется тот факт, что все его стихи усвоены крестьянскими низами и почти все переложены на музыку. С его песнями выступали восставшие осетины в 1905 г., его стихи сослужили большую службу в 1917 г. Каждый осетин знает и любит «Песнь солдата» и «Додой.»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!