СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Конфликты в подростковой среде"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на научно-практическую конференцию по теме " Конфликты в подростковой среде" (на примере произведений Т Ш. Крюковой  "Единожды солгавший" и "Ведьма"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Конфликты в подростковой среде"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ Управление образования Джидинского района

МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Секция «Литература»















Тема:

Конфликты в подростковой среде

(на примере произведений Т.Ш.Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма»)







Выполнил: Литвинов Артем, ученик 9-го класса

МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Научный руководитель: Цыденов Дабажап Бадмахандуевич,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Петропавловская районная гимназия»



















2023

Оглавление



Введение.

Глава 1. Понятие «конфликт» и его типы.

1.1. Виды и типы художественных конфликтов в литературных произведениях

Глава 2. Отражение конфликта в произведениях Т.Ш.Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма».

2.1. Творчество Тамары Крюковой.

2.2. Конфликт в произведениях Т.Ш.Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма».

Глава 3. Исследовательская часть по теме.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

6. Приложение.

































Введение

Переход от детства к юности – это трудный период в жизни человека, возраст постоянного открытия себя и мира. В подростковом возрасте меняется характер человека. Не зря к подросткам приклеилось слово "трудный". Нам порой и самим трудно приспособиться к себе, к новым качествам самого себя. Порой мои сверстники не представляют, как себя преподнести, чтобы понравиться всем. Подростки встречаются с такими проблемами, как непонимание и равнодушие взрослых, их нежелание помочь, недопонимание сверстников, когда не знаешь, на чьей стороне быть лучше, к кому обратиться за помощью в трудный момент, на кого можно рассчитывать, кто не подведёт. Отсюда и возникают конфликты, в которые подростки нередко вступают.

Так, что такое конфликт? В какие конфликты вступают современные подростки? Как подростковые конфликты отражаются в произведениях современных писателей? На эти вопросы я хотел бы ответить в своей работе, проанализировав произведения Тамары Шамильевны Крюковой и мнения своих сверстников.

Хотелось бы отметить, что читательский опыт моих сверстников не очень богат, к большому сожалению. Но, я считаю, что мои сверстники читают, хотя их литературные предпочтения мало отличаются друг от друга. Нам, юным читателям, интересен острый сюжет, наличие в произведении персонажей, отражающих их внутренний мир. Очень важно уметь увидеть в герое той или иной книги черты своего характера, узнать в нем себя, узнать, в какие конфликты могут быть затянуты подростки и как выходить из таких конфликтных ситуаций. Обо всех этих качествах, необходимых каждой книге, рассчитанной на подростковую аудиторию, можно прочитать в произведениях Тамары Крюковой. В этом убеждает широкая популярность у молодёжи рассказов и повестей писательницы.

Всё вышесказанное позволяет сделать нам вывод о соответствии литературных произведений Крюковой интересам подростков.

Объектом исследования являются произведения Тамары Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма», адресованные подростковой читательской среде.

Предмет исследования – различные конфликты, в которые вступают герои произведений Т. Ш. Крюковой и конфликты, которые возникают в жизни подростков нашей школы и способы их разрешения.

Актуальность данного исследования заключается в значимости подростковых конфликтов. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. И литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны, уметь находить способы разрешения конфликтов.

Цель исследовательской работы:

на литературном материале Тамары Крюковой проследить, насколько созвучен круг обозначенных ею подростковых конфликтов реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди – наши современники на пути взросления.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

-прочитать и проанализировать произведения Т. Ш. Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма»;

- изучить характеры героев произведений, мотивы их поступков, приведших к конфликтам с окружающими их людьми;

- выявить конфликтные ситуации в мире персонажей и причины их возникновения;

- провести анкетирование на выявление смысла понятия «конфликт», круга проблем подростков;

- исследовать и описать особенности отражения подростковых проблем и возможностей их преодоления на литературном материале Тамары Крюковой.

-проанализировать анкеты учащихся 7-11-х классов;

-обобщить конфликтные ситуации в жизни подростков и сделать выводы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внешние и внутренние конфликты современных подростков, отражённые в произведении Т.Ш. Крюковой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность рассказа «Единожды солгавший» и повести «Ведьма» среди юных читателей.

Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Крюковой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно. Материалом исследования послужили рассказ «Единожды солгавший» и повесть «Ведьма» Т.Ш.Крюковой, анализ анкетирования учащихся 7-11-х классов МАОУ «Петропавловская районная гимназия».

Методы исследования:

- изучение теоретического материала; анализ произведений; анкетирование учащихся; анализ полученных результатов.

Глава 1. Понятие «конфликт» и его типы.

Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. В Толковом словаре С. И. Ожегова даётся следующее толкование этого слова:

КОНФЛИКТ, а, м. Столкновение, серьёзное разногласие, спор. Вступить в к. Семейный к. Вооружённый к. на границе. | прил. конфликтный, ая, ое. Конфликтная ситуация. Конфликтная комиссия (по разбору конфликтов).

С точки зрения психологии Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.

Кроме данных выше определений понятия «конфликт» существует ещё понятие «конфликт в литературном произведении». Конфликт в литературе – это вызов, препятствие, с которым главные герои должны справиться, чтобы достичь своих целей. Другими словами, конфликт - это столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении. В общих чертах литературный конфликт можно определить как борьбу противодействующих сил – двух героев, или героя с природой, или даже внутреннюю борьбу героя с самим собой.

Таким образом, понятие «конфликт» можно рассматривать и с точки зрения психологии, и с точки зрения литературы. Суть этого понятия и в психологии, и в литературе в основном идентичны.

1.1. Виды и типы художественных конфликтов в литературных произведениях

Литературное художественное произведение может обойтись без многих традиционных признаков художественности, но всё же в основе любого литературного произведения лежит конфликт.

Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или автор, суждения которого лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.

Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл.

Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.

Виды конфликтов. Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства и т.д».

Внутренний конфликт. Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «один аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярен конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить рассказ И.С.Тургенева «Бирюк», где внешним конфликтом становится столкновение мужика вора и Бирюка. Кроме этого, здесь мы наблюдаем внутренний конфликт – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета.

Межличностный конфликт. Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов.

Таким образом, приходим к выводу, что в литературных произведениях конфликт необходим как средство развития сюжета и показа авторской позиции

Глава 2. Отражение конфликта в произведениях Т.Ш.Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма».

2.1. Творчество Тамары Крюковой.

Тамара Шамильевна Крюкова — член Союза писателей с 1997 года. Автор 53 книг для детей и юношества, которые вышли в 16 российских издательствах. Среди них книги для малышей, повести-сказки для детей младшего школьного возраста, сборники стихов, фантастика и приключения для подростков, молодёжные романы. А ведь детским писателем она стала почти случайно.

Тамара Крюкова родилась 14 октября 1953 года, во Владикавказе. Она много пишет для детей разных возрастов. Она сочиняет стихи, сказки и оригинальные «обучалки».

С 1997 года Тамара Крюкова является членом Союза Писателей России. По её произведениям сняты два полнометражных художественных фильма: молодёжная романтическая история по повести «Костя + Ника» и кинокомедия «Потапов, к доске!».

Книги Тамары Крюковой переведены на многие языки.

2.2. Конфликт в произведениях Т.Ш.Крюковой «Единожды солгавший» и «Ведьма».

Удивительный феномен творчества Т.Крюковой заключается в том, что в её произведениях всё идеально выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. 

Рассмотрим рассказ Т. Крюковой «Единожды солгавший» с точки зрения рассматриваемого нами вопроса. Главная героиня - Нина Семёнова. Она нелегко сходилась с людьми, умела быть благодарной. С малознакомыми становилась скованной, косноязычной, вечно терялась, могла покраснеть. Отличалась скромностью, не умела задавать прямые вопросы, даже если умирала от любопытства, не умела лгать.

В этом рассказе автор вводит главную героиню в разные виды конфликта. Нина Семёнова из-за своей нерешительности не призналась Саше Панкову в том, что она дочь банкира. Единожды солгавши, она не находит силы сказать правду. Дальнейшие обстоятельства складываются так, что она еще не раз будет скрывать это, потому что Панков предлагает сходить на дискотеку, затем в Макдоналдс. Нина не может ему отказать, соглашается и думает, где взять деньги. Ей кажется, что если скажет, что нет денег, то Панков потеряет к ней интерес. Здесь героиня рассказа вступает во внутренний конфликт: главный персонаж истории старается преодолеть собственную слабость, пытается принять трудное решение, борется с самим собой.

Героиня также вступает в конфликт и с другими персонажами произведения. Мать Нине не даёт денег на дискотеку, объясняя тем, ей ещё рано бывать на таких мероприятиях, что юноша сам должен приглашать девушку, а не пользоваться её деньгами. Здесь автор вводит героиню во внешний конфликт: Нина обижается на мать, думает, что она не понимает её, не разговаривает с ней. Между мамой и дочкой конфликт проходит несколько этапов своего развития: 

- первый этап – «жёсткий» тип решения конфликтов и споров (со стороны Светланы Павловны и Нины, которая некоторое время негативно относится к матери); 

- второй этап – «уходящий» (мама не выходит вечером к дочери читать мораль); 
- этап – «компромиссный» стиль достигается, когда мама и дочка стремятся понять друг друга. 

Внешний конфликт продолжится, когда одноклассники узнают про то, как Нина стояла в переходе, чтобы продать книги. Она хотела на вырученные деньги сходить с Панковым в кафе Макдоналдс. Когда Нина зашла в кабинет, одноклассники начали над ней смеяться, что она врала всем, выдав себя за дочь банкира. Саша Панков, узнав про это, сразу отказывается с ней дружить. Этот конфликт разрешается тем, что Нина приезжает в школу на иномарке. Панков сразу меняет к ней своё отношение. Нина целый день с ним пообщалась, но потом отказала ему в дружбе, сказав ему: «Ты слишком дёшево стоишь... Я не люблю дешёвых вещей».

Рассказ Т. Ш. Крюковой «Единожды солгавший» о корысти в среде школьников. Автор пропускает своих героев через экстремальные ситуации, различные конфликты, чтобы мы, юные читатели, не совершали ошибок в период взросления.

Рассмотрим ещё одно произведение Т. Ш. Крюковой «Ведьма» с рассматриваемой нами позиции. Внутренний и внешний конфликт мы наблюдаем и в этой повести.

Главная героиня повести девочка Тоня испытывает дискомфорт от того, что она из бедной семьи. У неё сложные отношения в семье: мать, страдающая шизофренией, постоянно била, внушала мысль о её неполноценности. Отсюда и внутренний конфликт героини с самой собой. Тоня чувствует себя пустым местом, винит себя в болезни матери, считает, что её необычные экстрасенсорные способности – это кара за грех. Т. Ш. Крюкова пишет: «Тоня так сжилась со своей неприметностью, что это стало её второй натурой. Девочка с самого раннего детства усвоила урок: чем меньше к себе привлекаешь внимания, тем меньше побоев и страданий тебе достаётся… Она была скорее деталью декорации к происходящему».

Внешний конфликт разворачивается на фоне отношений Тони со сверстниками, с которыми она оказалась в летнем лагере. Среди них выделяется Людка – полная противоположность Тони.

Людка – красавица, умело манипулирует людьми. Следует отметить, что борьба за лидерство среди молодых людей, приехавших в лагерь, принимает уродливые формы. Крюкова пишет о Людке: «Несмотря на юный возраст, она уже твёрдо усвоила: чтобы иметь всё самое лучшее, нужно не смешиваться с толпой, а, напротив, выделяться из неё». Девочка гордится тем, что почти на каждого у неё найдется так называемый «компромат». «Не прошло и трёх дней, как Людку знал весь лагерь…То, что запрещалось другим, Людке сходило с рук», - так характеризует хитрую и вероломную девушку автор. За внешней её привлекательностью - полная бездуховность и пустота. Рисуя образ отрицательной героини, писательница создаёт метафоры: «Королева» остановилась посреди холла и привычно отметила, что ее появление оценили», сравнения: «Несмотря на свою манеру держаться, словно госпожа среди вассалов, а может быть, благодаря этой манере, Людка на редкость легко заводила приятельские отношения».

У Тони было много попыток завязать приятельские отношения со своей соперницей, но ничего не получалось. Тоня не ненавидела Людку, она даже хотела полюбить её, но не знала как. Тогда девочка решила прочитать дневник соперницы, для того чтобы лучше понять. Неожиданно вернувшиеся соседки по комнате застали Тоню за этим занятием и всё неправильно истолковали. С дикими воплями они набросились на неё. Тоня не сопротивлялась, когда девочки били её, она уже давно привыкла к постоянным побоям матери. После этого случая весь лагерь отвернулся от неё. К тому же раскрылось, что Тоня страдает лунатизмом (ходит во сне), ребятам в лагере это не понравилось. Эти два случая способствовали ещё большему уходу девочки в себя.

Тоне, вовлечённой и в внутренний, и во внешний конфликты, жилось очень трудно. Героиня пытается найти выход из создавшегося тяжёлого положения. Нам кажется, что, желая разрешить эти конфликты, ночью, во сне, Тоня понесла записку с желанием в пещеру (все верили, что желания в записках, оставленных в пещере, сбываются). Но Людка не догадывалась и даже не желала думать о добрых намерениях Тони, написавшей в последней записке: «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Коварная соперница подумала, что Тоня хочет разлучить её с Егором. Она окрикнула ее в тот момент, когда девочка была на вершине горы, хотя знала, что этого нельзя было делать. Тоня упала вниз. Она не успела даже понять, где находится, как там очутилась. Так печально заканчивается эта повесть. Тоня погибла, не успев донести записку с желанием в пещеру, поэтому оно так и не сбылось. Тамара Крюкова писала: «Если бы я закончила повесть иначе, это было бы фальшью. Мне бы не поверили. Ведь книга написана не просто ради сюжета. Мне хотелось, чтобы прочитавшие ее переосмыслили какие-то свои действия, поступки. Если человек эмоционально пережил что-то вместе с героями книги, то это переживание запомнится надолго и оставит след в душе. И пускай лучше они это переживут "в книге", чем совершат постыдный поступок в жизни».

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что автор предостерегает читателей от совершения ими плохих поступков, от которых в дальнейшем будет стыдно вспоминать.

Глава 3. Практическая часть по теме

Проанализировав произведения Т.Ш. Крюковой, мы решили провести анкетирование среди учащихся 5-11-х классов гимназии. Им было предложено ответить на вопросы, касающиеся исследуемой нами темы.

  1. Анализ результатов анкетирования

Конфликты моих ровесников, описанные в произведениях Т. Ш. Крюковой находят подтверждение в жизни. Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир подростков, который толкает их на конфликты.

Среди ребят (7, 8, 9 классы) была проведена анкета.



Заключение

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.

Проанализировав произведения Т. Крюковой, можно сделать следующие выводы:

- идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

- произведения охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

- произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

- герои – подростки живут реальной жизнью.

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть художественных произведений. Герои книжные, ребята в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думал всерьёз, пока не прочитал эти книги. Они заставляют размышлять о себе и о жизни всех людей.







Список литературы



1. Крюкова Т.Ш. «Единожды солгавший», М., Аквилегия., 2017

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82)

3. Рассказы с конфликтными ситуациями https://needlewoman.ru/articles/rasskazy-s-konfliktnymi-situatsiyami.html

Приложение

Анкета.

Приглашаю тебя принять участие в опросе и прошу высказать свое мнение по ряду проблем, с которыми приходится сталкиваться.

Цель – выявление происходящих в школе конфликтов и поиск средств их преодоления.

Ваши ответы помогут найти выход из этой проблемы. Анкета заполняется просто: обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Подписывать анкету не обязательно.

1.  Как правило, конфликты возникают:

а) в школе

б) на улице

в) в секциях, кружках

г) в общественных местах

д) ваш вариант ответа
2.Часто ли у тебя возникают конфликты в школе?

а) Почти всегда (каждый день)

б) Довольно часто (каждую неделю)

в) Иногда

г) Редко

3.С кем ты чаще всего ссоришься в школе?

а) С одноклассниками

б) С учениками другого класса

в) С учителями

г) Другое

4. Кто является инициатором данных конфликтов?

а) Я

б) Собеседник

5. Что является причиной данных конфликтов? (выберите несколько вариантов ответа):

а) не нравится внешний вид;

б) грубое отношение, оскорбление;

в) стремление быть/занять лидирующее отношение в группе, авторитет среди сверстников;

г) несправедливый поступок, обман;

д) несовпадение точек зрения на что-либо;
е) нежелание выполнять чьи-то требования;

ж) несоблюдение правил поведения в школе;
з) другое.

6. Как ты решаешь свои конфликты?

а) Сам/сама иду на примирение

б) Жду, пока собеседник предложит помириться

в) Забываю про конфликт

г) Другое

7. Приходилось ли взрослым вмешиваться в разрешение вашего конфликта?

а) Да

б) Нет

8. В какой степени вмешательство взрослых вам помогло?

а) никак

б) конфликт усугубился

в) конфликт разрешился

9.Считаешь ли ты себя способным самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией?

- да

- нет

Спасибо за ответы!







Всего опрошено:______ чел.

№ п/п

Вопрос

да

нет

всего

«Да»

всего

«Нет»


1


…чел.

…чел.

…чел.

…чел.


2







3







4







5







6







7







8



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!