СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД Коллективный Исследовательско-краеведческий проект образовательного объединения (ГЭСШ) на тему: «Единая Пехорская водная система – транслятор истории земли нашей»»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ МГОУ

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

искусствоведческих и краеведческих проектов учащихся художественных школ искусств и образовательных учреждений Московской области «ДРЕВО ЖИЗНИ»

Муниципальная бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Железнодорожный Московской области

ДОКЛАД Коллективный  Исследовательско-краеведческий проект  образовательного объединения (ГЭСШ) на тему:  «Единая Пехорская водная система – транслятор истории земли нашей»

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД Коллективный Исследовательско-краеведческий проект образовательного объединения (ГЭСШ) на тему: «Единая Пехорская водная система – транслятор истории земли нашей»»»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МГОУ


ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

искусствоведческих и краеведческих проектов учащихся художественных школ искусств и образовательных учреждений Московской области


«ДРЕВО ЖИЗНИ»


Муниципальная бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

г. Железнодорожный Московской области


ДОКЛАД

Коллективный

Исследовательско-краеведческий проект

образовательного объединения (ГЭСШ) на тему:

«Единая Пехорская водная система – транслятор истории земли нашей»»


Подготовили учащиеся:

Боровикова Юлия (6 кл) ________

Бутанова Камила ( 8 кл)_________

Бирюкова Алена (8 кл) _________

Славкина Анастасия (8 кл) ______


Руководитель:

Баркалова Т.А., учитель географии высшей категории, руководитель географо-экологического

сообщества школьников ________________


Железнодорожный

2016 г.

Для того, чтобы раскрывать сокрытое, не обязательно ездить на далекие места, когда рядом с нами бездны неоткрытого. В нашей школе сложилось детское и педагогическое сообщество, которое не на словах, а на деле занимается сохранением исторической памяти нашего Отечества. Местечко Кучино, расположенное в междуречье рек Пехорки и Серебрянки, и близлежащие населенные пункты составляют вместе уникальный для Московской области микрорегион. Наш микрорайон стоит того, чтобы им гордиться. Кучино славится своей красотой и историческими достопримечательностями. Здесь находится усадьба Рябушинского, которая до сих пор притягивает отдыхающих, первый в Европе, уникальный в своем роде аэродинамический институт, в котором работали Жуковский Н.Е и Чаплыгин С.А, некоторое время жил и творил поэт и писатель А. Белый. Все это представляет интерес для исследовательской работы.

Сегодня нам бы хотелось поднять вопрос экономного и бережливого водопользования воды рек Пехорки и уникального каскада прудов, близлежайших к нашему микрорайону.

Цель исследовательской работы ГЭСШ состоит в изучении роли воды прудов и реки в жизни биосферы жителей города, демонстрации уникальности воды как вещества и важнейшего природного ресурса, знакомство с проблемами «водного дефицита», «истощение и загрязнение водных ресурсов», рассмотрение возможные путей решение проблем загрязнения водной экосистемы

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применение методов, адекватных задачам исследования, длительностью проведения опытно-экспериментальной работы. На основании полученных материалов были намечены цели и задачи ближайших и перспективных исследований по всему спектру затронутых вопросов.

Методические подходы при изучении природно-территориального комплекса могут быть использованы при исследовании любого сложнопостроенного района.

Объектом исследовательской работы является получение обобщения и осмысления географо-экологического и историко-культурного наследия региона, для практического применения в исследовательской работе школьников и передачей полученного опыта другим регионам.

Предметом нашего исследования является получение научных и практических результатов исследования водных экосистем района, создание троп «Прекрасное рядом» для изучения географо-экологического и историко-культурного наследия родного края.

Цель представляемого проекта: получение широкого комплекса знаний для формирования сознательного отношения к вопросам гидроэкологии, исторического наследия нашей малой Родины.

Задачи исследования:

1. Развитие у школьников культуры научного общения, изложения собственных взглядов.

2. Развитие у подрастающего поколения единства восприятия, представления и мышления, развитие творческих возможностей в практической работе ;

3. Формирование бережного отношения к культурно-историческому наследию и чувства ответственности за свою малую Родину;

4. Теоретическое обоснование и экспериментальная апробация методики исследований близлежайших прудов и реки Пехорки

5. Выработка предложений по улучшению состояния водных экосистем района.

В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, теоретическое моделирование) и эмпирических методов – наблюдение, анализ научно-практической документации ВОДГЕО И ВСЕГИНГЕО, Московского гуманитарного педагогического института, выполнение специально разработанных заданий, опытно-экспериментальная работа учащихся.

Базой исследования является школа № 8 г. Железнодорожного.

Мониторинг за состоянием окружающей среды проводится с 1998 года. В целом, с учетом в проводимых мероприятиях школы, в них было задействовано 36 человек. Были охвачены мэрия города, ЖЭКи, лесхоз. Мы убирали территорию, проводили рекогносцировку местности. И наши усилия не остались незамеченными. К нам присоединились энтузиасты, откликнулась мэрия г. Железнодорожного.

Географическое положение города

Рассматриваемая территория находится в 54 41северной широты и 37 31 восточной долготы на востоке г. Москвы, в 7 км от Московской кольцевой дороги. Рассматриваемая площадь составляет 20 км2. Плотность население высокая. Город находится в непосредственной близости от железной и автомобильной дорог, что является источником 60-80 % шумов. Вдоль всего города проходит Носовихинское шоссе с высокой интенсивностью движения и низкой пропускной способностью, что сильно осложняет экологическую обстановку в городе. Также проходит железная дорога Горьковского направления, что увеличивает шумовое загрязнение, которое в среднем превышает норму. Уровень шума в дневное время составляет примерно 75 дБ, а ночью 45 дБ. Шумовое загрязнение окружающей среды ощущают 35 % населения города, живущих в непосредственной близости от железнодорожной и автомобильной дорог. Шумовые перегрузки снижают иммунный барьер и резко увеличивают частоту заболеваний, повышают раздражительность жителей города. Проведя исследования частоты заболеваемости учащихся, которые живут в непосредственной близости от железной и автомобильной дорог обнаружилось, что они болеют в 3 раза чаще, чем те ученики, кто живет в тихих местах. Для снижения шума учащимися школы совместно с лесхозом проводятся озеленительные работы.

В городе хорошо развита сеть промышленных предприятий. Выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 1,5% общих выбросов области. Наиболее грязные производства – Керамический комбинат, Мосазботермостекло.

Геологическое строение

Описываемая территория находится в пределах Московской синеклизы (понижение). С помощью проводимых буровых работ на большой глубине (несколько километров) можно наблюдать геологические отложения от самых древних до четвертичных отложений. Здесь наблюдаются различные этапы формирования отложений – морские, вулканогенные, континентальные. Учитывая то, что нас в основном интересуют экологические вопросы, мы дадим краткую характеристику самых молодых четвертичных отложений, которые можно наблюдать с поверхности земли, также в обрывах рек, ручьев, строительных карьеров.

В четвертичное время исследуемая территория испытала мощное воздействие, не менее 4 материковых оледенений. Максимальные оледенения – днепровское - полностью покрывало территорию Среднерусской возвышенности; окское и московское оледенения захватили ее большую часть. Ледниковые отложения или моренные, отлагались во время таяния ледников, различных понижениях древних коренных отложений. Эти отложения представлены глинами, суглинистыми песками, валунами, которые иногда транспортировались ледниками из областей Скандинавии и северных зон современной России. Мощность этих отложений колеблется от первых метров до сотни метров. Затем эти отложения в более позднее время перераспределялись с помощью рек, озер и болот. Эти отложения (четвертичные) имеют большое хозяйственное значение, так как используются для сельскохозяйственных нужд и питьевого водоснабжения.

Состояние водных экосистем

В водных экосистемах существуют все формы жизни — от примитивных (бактерии, водоросли) — до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).

Среди растений реки и прудов имеются укореняющиеся на дне и свободно плавающие растения. Укореняющиеся растения распространены в береговой зоне, которая располагается по прибрежной отмели и заходит частично на подводный откос, они образуют четыре яруса в растительном сообществе реки и прудов. Ближе к берегу растут растения, укореняющиеся на дне, жесткие листья которых возвышаются над водой: тростник, камыш, озерный хвощ, рогозы. Дальше по направлению от берега к середине реки или пруда обитают растения с плавающими листьями: Еще дальше от берега живут погруженные подводные и придонные растения —рдесты, роголистник и др., полностью находятся под водой и на воздух выставляют только цветы.

Свободно плавающие растения распространены по всей толще воды (планктон) и на ее поверхности. Растительный планктон (фитопланктон) представляет собой мельчайшие низшие растения — например, синезеленые, зеленые и фиолетовые водоросли, которые в период их сильного размножения вызывают так называемое цветение воды. Среди свободно плавающих имеются и высшие растения, к примеру, ряска — многолетнее травянистое растение в виде мелких зеленых пластинок, плавающих на поверхности воды, от которых отходит один корешок; пища водоплавающих птиц.

Животный мир рассматриваемой территории не очень богат и разнообразен. Хотя животные организмы живут повсюду — на дне, в толще воды и в прибрежной зоне, их видовой состав беден.

Сообщества животных (и растений), живущих на грунте и в грунте дна называются бентосом, к нему относятся: пиявки, тритон, некоторые виды моллюсков, личинки насекомых (мотыль —личинки комара, личинки стрекоз ручейников) и другие виды. На заросших камнях проживают мшанки, наидиды, клопы, личинки некоторых поденок, ручейников и моллюсков. На глинистых грунтах хорошо себя чувствуют крупные роющие личинки поденок, к которым нередко присоединяются личинки ручейников и комаров.

В толще воды живет зоопланктон, свободно плавают рыбы. В зоопланктоне больше всего коловраток, простейших и меньше — различных ракообразных (дафний и др.). Среди простейших преобладают ресничные инфузории (туфелька и др.). Инфузории, дафнии и некоторые личинки насекомых очищают воду от разлагающегося органического вещества, поедая его. Особенно велико значение инфузорий весной, когда талые воды сносят в реки и озера большое количество органических отходов — появляясь в массовом количестве, инфузории играют значительную роль в их минерализации. Установлено, что в мае биомасса простейших в мелководной зоне больше, чем биомасса других видов зоопланктона, а летом она меньше.

Река Пехорка и пруды в прошлом были очень богаты различными видами рыб. Здесь водились стерлядь, осетр, белорыбица и другие ценные породы. В результате их хищнического истребления, постройки плотин, загрязнения воды рыбные богатства истощились, стали преобладать малоценные виды рыб.

Принимаются различные меры, направленные на пополнение рыбных богатств: очистка промышленных вод, запрещение отлова рыбы сетями, борьба с браконьерами. Борьба с хищническими способами ловли рыбы (взрывы и электроудочки, которые губят все живое в воде). В реку и пруды выпущены миллионы мальков карпа, карася, плотвы и других рыб.

Интересно, что на рыбной чешуе есть кольца, подобные годичным кольцам деревьев. По их количеству определяют возраст рыб, а по ширине — интенсивность роста за сезон: чем шире кольца, тем более благоприятные условия для жизни и питания были у рыбы.

Рыбы бывают придонные (лещ, карась, и др.) и обитающие в толще воды (судак, щука, плотва, елец). Различают также рыб хищных (сом, судак, щука, окунь, жерех, налим и др.) и мирных (лещ, карась, карп, плотва, др.) Мирные рыбы питаются водорослями и беспозвоночными животными —моллюсками, червями, личинками насекомых.

В прибрежной зоне живут многочисленные животные, которые размножаются и питаются в воде (земноводные —лягушки, тритоны) или только питаются в воде — рыбой (птицы, водяные крысы, выдры и др.) или другими животными, жизнь которых связана с водой ( утки, чайки) .

Состояния водной системы включает: геоботанические, зоологические, гидробиологические, гидрохимические результаты исследований и наблюдений.

И прежде всего нами были оценены физические свойства воды реки Пехорки и прудов: прозрачность, мутность, цвет, запах и вкус. Пригодная для питья вода — прозрачна, без запаха, без вкуса, в тонком слое — бесцветна, а в толстом — имеет голубую окраску!

Были проведены химические анализы. на определение кислотности воды в водоемах.

У питьевой воды кислотность должна быть в пределах рН 6,5—8,5. Она определяется при помощи специального прибора рН-метра, продаваемого в магазинах.

Был сделан бактериологический и химический анализ воды, который выполнялся в лаборатории санэпидемстанции. Он позволил выявить и определить количество конкретных возбудителей заболеваний: кишечных инфекций, туляремии и т. д.

О качестве воды красноречиво говорит растительный и животный мир водоемов.

Растения и животные, которые живут только в чистой или, наоборот, предпочитают загрязненную воду, богатую минеральными и органическими веществами, называют биоиндикаторами. В реке и прудах вода загрязнена. В ней получают массовое развитие роголистник погруженный, рдест плавающий и ряска.

В водоемах бедно видовое разнообразие рыб, в основном хищные рыбы (ротаны).

Своеобразным биоиндикатором является тростник. В сильно загрязненной воде тростник вырастает не более 0,5 м, что мы и наблюдаем по берегам водоемов. По его высоте можно судить о степени загрязнения воды. В воде, сильно загрязненной органическими веществами и продуктами их разложения, развиваются гнилостные бактерии и примитивные грибы. Содержание кислорода в такой воде ничтожно. Вода дурно пахнет. Особенно нехорошо вода пахнет в Кучинском пруду. Ни пить такую воду, ни купаться в ней нельзя!

Одним из оперативных приемов отличия чистых водоемов от загрязненных является цвет и состав прибрежных обрастаний, образующий налет на подводных камнях и других предметах у берега. Нами были изучены данные состояния воды реки Пехорки, Кучинского, Орловского и Тарелочкина прудов( см. таб.1) Сравнив показания данных таблицы, мы понимаем, что состояние воды в изучаемых водоемах не лучшего качества. К тому же их деградация происходит постоянно и с каждым годом она более заметна.

Пехорка является водоносной жилой нашего города. Она протекает в пределах административных границ г. Железнодорожного. Имеет протяженность около 20 км, ширину 8-11 метров, глубину 0, 5-2 м, скорость 0,2 -0,5 м/с, средние расходы весеннего паводка 8 м3/с, а зимней межени – 1,3 м3/с, летней - 1 м3/с.

Основными сбросами в реку Пехорку в границах города являются: поверхностный и дождевой сток – 21,2 тыс.м3/сутки, а талый -205 тыс. м3/сутки. Выше границы города Железнодорожного у села Акатово в реку Пехорка поступают промстоки г. Балашиха. Общее их количество после очистки и без очистки составляет более 4 тыс. м3/сутки.

В соответствии с гигиенической классификацией водных объектов по степени загрязненности реку Пехорку в пределах города Железнодорожного можно охарактеризовать от допустимой до умеренной, чувствительной к антропогенному воздействию. Анализ качества воды реки Пехорки показал, что при среднегодовом расходе реки 100 тыс. м3/сутки с водой вносится 0,8 тонн взвешенных веществ в сутки; 0,6 тонн органических загрязнений в сутки; 0,1 т/сутки азотсодержащих веществ; 0,03 т/сутки нефтепродуктов

Промышленность и население расходуют 30% потребляемых водных ресурсов, в том числе 20% — безвозвратно. И одновременно они дают большое количество загрязняющих стоков. Особенно сильно загрязнены стоки животноводческих комплексов.

Питание прудов осуществляется в основном снеговое и за счет подземных ключей и. На весеннее половодье приходилось 65% годового стока. Кроме того, сток резко различался не только по сезонам, но также от года к году. В прежние годы прудов было гораздо больше, но по разным причинам мелкие пруды засыпали.

Часть прудов пригодны для купания, но все они без исключения выполняют декоративные функции, служат местом отдыха. На их берегах располагаются зеленые массивы, где летом воздух чище и прохладнее.

Летом на многих прудах живут утки. Зимой пруды часто используются для катания на коньках. В прошлом, когда город был наполовину деревянным, часто случались пожары, и пруды широко использовались в качестве запасных пожарных водоемов.

Кучинский пруд, находящийся в черте городе, быстро заиливается и загрязняется. Поэтому его приходится чистить. В 2004 году Кучинский пруд был полностью очищен, были вырубили все старые и прогнившие деревья, выложили плиточные дорожки, в его воды были запущены мальки рыбы. .Но сейчас опять произошло его загрязнение. Нефтепродукты покрывают его воды тончайшей радужной пленкой. Она препятствует газообмену воды и воздуха, затрудняет поглощение водой кислорода и тем самым нарушает нормальный ход биологических процессов в водоеме. Поэтому организованный сток в пруд, мытье автомобилей приводит к разрушению экосистемы пруда. Использование воды для купания в пруду неблагоприятно, т.к. купание связано с риском заражения людей кожными и рядом других опасных болезней.

Значительную угрозу для питьевых водоемов (реки и прудов) представляют ядохимикаты, которые стекают с автодороги Носовихинского шоссе с потоками дождевой и талой воды.

Несмотря на способность воды к самоочищению, при загрязнении водоемов водные экосистемы часто не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов. Уровень антропогенного загрязнения реки и прудов города превышает их способность к самоочищению.

Нередко загрязнители наполняют пруды минеральными и органическими веществами (со сточными водами). Они оказываются питательной средой для микроорганизмов и начинается «цветение» воды — бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей. Они сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. В результате гниения отмерших водорослей вода насыщается токсичными веществами — фенолом, цианидами, обедняется кислородом, приобретает неприятный запах. Это приводит к заболеванию и гибели обитателей прудов.

Сейчас загрязненные река Пехорка и пруды, жизнь в которых сильно обеднена, а вода непригодна для питья, требуют престольного внимания и осуществления природоохранных мероприятий.

К несчастью, количество промышленных и коммунальных стоков в пруды и реку все возрастает. Популяции водной системы сокращаются, биологические циклы нарушаются. Кроме того, в водоохранной зоне продолжается вырубка леса для разведения костров и строительства .

Играя вынужденную роль естественной канализации, река Пехорка выносит большую часть хозяйственных стоков в более крупную реку Оку.

Некогда чистейшая река Пехорка, по берегам которой были знаменитые родники Екатерининских времен с питьевой водой, превращаются в сточную дрену, которая заражает подземные воды, что являются основным источником водоснабжения. На берегах реки и прудов организуются стихийные свалки промышленных и бытовых отходов, что служит причиной обитания в этих местах грызунов, серых ворон и галок, которые являются носителями различного рода инфекций. Все это может привести к заболеваниям вирусным гепатитом, холерой, бешенством. В нашем регионе находится крупная свалка в районе д. Фенино. Скопление мусора, вывозимого на полигон из г. Москвы, резко изменило характер естественных природных процессов. Площадь мусорного полигона представляет опасность для здоровья людей и животных. Грунтовые воды и почвы вокруг свалки загрязнены ядовитыми веществами и болезнетворными микроорганизмами. Мы неоднократно принимали участие в акциях по закрытию Фенинской свалки. В настоящее время данный вопрос решается на уровне областной Думы.

В последнее время начали проводиться работы по очистке и восстановлению прудов. Однако при этом нередко нарушается естественный режим их жизни, теряется живописность. Восстанавливать пруды и возвращать им жизнь — не просто работа по благоустройству, это тонкое искусство, которым блестяще владели наши предшественники. Необходимо не только возродить его, но и надежно освоить, научиться повсеместно практиковать в условиях города.

Очень остро стоит проблема бережного, рационального расходования воды, внедрения оборотного водоснабжения, очистки сточных вод и их использования. Обеспечение чистой питьевой водой жителей города, водоснабжение промышленных и коммунальных предприятий относятся к числу первостепенных экологических задач развития г. Железнодорожный. Достаточное и качественное водоснабжение позволяет одновременно решать целый комплекс задач: удовлетворять потребности населения в питьевой воде, обеспечивать благоприятные санитарно-гигиенические условия, а также развитие промышленности и жилищного строительства, создавать условия для отдыха и занятий спортом.

Борьба с загрязнением реки и водоемов ведется пока на недостаточном уровне. Однако строятся разнообразные очистные сооружения с искусственной или естественной очисткой сточных вод. Но ни одно даже самое современное сооружение не дает полной очистки воды, поэтому до сих пор в водоемы поступает значительное количество плохо очищенных или неочищенных стоков.

В последние годы сокращение промышленного производства идет более быстрыми темпами, чем снижение загрязнения вод. Это связано с тем, что многие очистные сооружения требуют ремонта и реконструкции, а этого не делается.

Самым надежным способом защиты воды от загрязнения является совершенствование технологических процессов. Одним из направлений такого совершенствования является введение системы оборотного водопотребления, при которой отработанные воды проходят необходимую очистку и вновь используются в том же производстве. Создается замкнутый круг водоснабжения, и прекращается сброс в водоемы сточных вод.

В общем, чем больше мы занимаемся проблемами района, в котором мы живем, тем быстрее будет решаться вопрос его благоустройства.

Доля подземных вод в общем объеме водопотребления г. Железнодорожный составляет около 43,3%. Подземные воды являются наиболее чистыми. Интенсивная откачка подземных вод в прошлом привела к понижению уровней подземных водоносных горизонтов на 50 — 120 м В результате на территории ближайшего Подмосковья образовалась огромная депрессионная воронка. Это сопровождается значительными изменениями движения и качества подземных и грунтовых вод. Прекратилось подпитывание реки Пехорки подземными водами карбоновых известняков. Наоборот, теперь ее вода фильтруется-просачивается через днище русла и попадает в известняки. Тем самым она загрязняет подземные воды, ухудшает их качество. В районах, где над известняками отсутствуют слои юрских глин, происходит опускание грунтовых вод, которые загрязняют подземные водоносные горизонты. Загрязнения попадают в подземные воды и через плохо изолированные скважины, которые в массовом количестве роются на дачных участках. В результате подземные воды (из колодцев и родников) перед их употреблением все чаще приходится подвергать необходимой очистке.

Наш район примыкает к промышленно развитому восточному округу Москвы. На юге от нашего района находится Люберецкий машиностроительный завод. Балашихинский район насыщен машиностроительными заводами с металлургическими и химическими предприятиями.

Экологические проблемы сложны. Одна из главных экологических проблем водной системы города–отдых людей в лесу. Экологическое сознание отдыхающих не сформировано, засорение мусором и бытовыми отходами берегов реки и прудов. Очень много городских предприятий вывозят свой мусор (в основном бытовой) на берега реки и прудов.

Итак, ухудшение состояния окружающего нас ландшафта происходит за счет:

  1. Стока дождевых и талых вод с автомобильных дорог, которые вызывают серьезное нарушение состояния окружающей природы.

  2. Оползней.

  3. Выбросов отходов на берега рек и водоемов.

  4. Эрозийный размыв почв, рост оврагов.

  5. Нессистемная вырубка леса вблизи водоемов.

  6. Самоизливающиеся скважины.

  7. Самовольное бурение скважин

  8. Углубление уровня грунтовых вод, за счет строительства новых высотных зданий.

  9. Уничтожение по берегам растительности;

  10. Беспорядочная застройка дачными домами;

  11. Чрезмерный забор воды на поливное земледелие и нужды промышленности;

  12. Электроудочки — этот варварский способ рыбной ловли приводит к массовой гибели всего живого

  13. Несанкционированная вырубка и повал деревьев.

Борьба с загрязнением и порчей окружающего нас природного и культурно-исторического наследия заключается в том, что при помощи наших экспедиций и исследований мы смогли привлечь общественность к охране водных ресурсов города. Чем больше мы занимаемся проблемами района, в котором мы живем, тем быстрее будет решаться вопрос его благоустройства. Важнейшая проблема в охране вод — их бережное использование. И в этом направлении предстоит еще многое сделать.

Нами проведена: паспортизация реки и прудов, проводится расчистка родников, перекопка кострищ и уборка мусора по берегам, подготовка и распространение листовок и призывов по охране воды.

Говоря о историко-культурном наследие родного края, следует вспомнить, что река Пехорка — не самая большая в Подмосковье, но именно на ее берегах сложилась одна из древнейших во всем столичном регионе раннеславянская культура. Именно она объединила множество исторических памятников, нашему краю облик одной из самых красивых жемчужин Подмосковья.

Бассейн реки Пехорки был освоен славянскими народами издавна. Как видим, мир рек Пехорки и Серебрянки велик и многогранен. А самое главное, во все времена именно река Пехорка объединяла наш край в одно целое, ведь недаром волость называлась Пехорской.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Воронов Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная: Пособие для учащихся. – М., 2010

  2. Воспитание экологической культуры школьников / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М., 2010.

  3. Воспитание экологической культуры детей и подростков. – М., 2001

  4. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: Проекты, поиски, находкию. – М., 2011.

  5. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. –М., 2011.

  6. Ласуков Р. Обитатели водоемов: карманный опросник для школьников,студентов, любителей природы. – М., 2010.

  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. – М., 2009

  8. Молоканов Г.И. Системная экология.– Краснодар, 2015.

  9. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических

знаний и сформированности экологических отношений у школьников /

Министерство образования Российской Федерации; УГЛИ Науч. пед.

центр «Уникум».-Екатеринбург, 2013

10. Монгомена Л.И. Развитие познавательной активности на уроках

11. Мойснер ГЛ. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2012, №3.

12. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М., 2011.

13. Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми Под ред. А.А. Остапца, Л.В. Алиевой, Г.Н. Абросимовой. – М., 2010.

14. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. – М., Просвещение, 2015.

15.Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособ. для учит. — М.: Новая школа, 2014

16. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. — 2012. - №9.

17.Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции.//Биология в школе, 2011, №3.

18. Тастанбекова Ж. Концепция экологического образования и воспитания. //Педагогика., 2009. - №6

  1. Теплов Л.Д. Экологический практикум. – М., 2009

  2. Тлепов Ж. Основные компоненты экологической культуры личности. //Высшая школа Казахстана., 2010. — №4-5.

  3. Экологическое воспитание школьников.//География в школе. – 2009, №5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!