СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Как построить работу с одарёнными детьми в условиях современной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе рассказывается  об отличительных особенностях  одарённых детей. О методах и формах работы с одарёнными детьми на премере нашей школы

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Как построить работу с одарёнными детьми в условиях современной школы"»

  МБОУ « Староникольская ООШ»











Доклад






«Как построить работу с одарёнными детьми в условиях современной школы»













Подготовил

учитель начальных классов

Штельмах А.Н.














2019

Как построить работу с одарёнными детьми в условиях современной школы.

«Будьте заняты.

Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных» Дейл Карне

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным, деятельным и нужным обществу. Мои задачи:

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

  3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

  4. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

  5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

  6. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

  7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые результаты.

  • Реализация творческого потенциала детей

  • занятия в кружках, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

  • - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

  • - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

  • обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности



Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональ­ных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных



Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип опережающего обучения.

5. Принцип комфортности в любой деятельности

6. Принцип развивающего обучения.

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».



Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.



Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучащихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества.

Важным условием является умение отыскать среди учеников талантливых детей.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Условно можно выделить три категории одаренных детей: 


1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ). 
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).


Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.


Чаще всего одарённость у детей, проявляется в отдельных областях деятельности:

-Музыкальное дарование.

- Художественная одарённость.

-Математическая и шахматная одарённость.

-Литературное дарование.

-Социальная одарённость.

Система работы с одаренными и талантливыми детьми

Выявление   одаренных и талантливых детей

— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;


Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучениеи воспитание;

— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

  • Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

          — тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

  • Поощрение одаренных детей

— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

  • Работа с родителями одаренных детей

         — Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;

  • Работа с преподавателями

   — Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»
— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию 
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика  


Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Уже в 1 классе мои ученики без труда справляются с проектными работами на уроках технологии, литературного чтения, русского языка, окружающего мира , математике, изобразительного искусства


На уроках русского языка ребята готовили проектные работы из пластилина «Лепим буквы», «История письма». На уроках математики: « Математика в числах, пословицах и загадках», На уроках окружающего мира«Моя школа, мой класс», «Моя семья» и др.

 

Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- предметные недели;

- театрализованные праздники;

- посещение кружков;

- олимпиады и конкурсы по предметам;

-часы общения.

 
Особое внимание я уделяю подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам в основном всероссийским. Начиная с 1 класса ( сейчас они ученики 3 класса) принимают участие в викторине « Любознайка», олимпиаде «Точные науки», «Словесник», всероссийский конкурс « В мире профессий»,. Среди моих ребят выпускников начальной школы есть те, кто стал призёром и победителем. Эти ребята и в дальнейшем подтвердили свои знания, заняв призовые места в этой викторине, будучи в старших классах. (Буев Константин, Гума Марина) . Мои ученики неоднократно участвовали в конкурсе « Марш парков» на региональном уровне ( Буева Дарья, Колпаков Ефим. Чебруков Никита,Слоквенко Елизавета, Гума Марина). Печатают свои заметки в районной газете « Красногвардеец». Участвуют в районном конкурсе чтецов( Чебруков Никита)

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. 
Благодаря тому, что мои дети имеют возможность посещать занятия кружка от ДДТ « Начальное техническое моделирование». Мои ученики участвуют ежегодно в районных конкурсах( кормушек, моделей, классного уголка), а так же мой ученик занял призовое место в районных соревнованиях в лыжной гонке.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.

.

В моём классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.

Ежегодно участвуют в школьных конкурсах разных направлений и занимают призовые места : «Юннат», « Семейный конкурс « Новогодняя игрушка», спортивные состязания « Неделя здоровья», « Лыжня России» и др.

Мои ученики принимали участие и в международных конкурсах рисунков « Тайота- автомобиль мечты», « Берегите лес от пожара»( сайт « Одарённость» ).Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом совете. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей;
в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;

И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: каждый ребёнок имеет талант, а наша задача его вовремя заметить и помочь развить, и не приглушить.

Одаренность это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.                                 (С.И. Ожегов).

Будем трудиться, потому что труд — это отец удовольствия. Стендаль

Спасибо за внимание!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!