«Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой волшебной птицы!». В.А. Сухомлинский.
Проблема одаренности становится все более актуальной. Так в законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, нравственных, эстетических и личностных качеств, а одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду детского сада. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Современная педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой активности и самостоятельности дошкольников. Бисероплетение, пластилинография, квиллинг, батик, витраж и другие виды уже прочно входят в систему работы педагогов дошкольников. Я решила попробовать со своими детьми, что-то новое и необычное. Я выбрала Шенил.
Шенил( от франц. Chenille- гусеница) гибкая пушистая проволока
Это синельная пушистая , разноцветная проволока, которая никого не оставит равнодушным.
Пушистая проволока- замечательный материал для детского творчества. Эту проволоку называют синельной, мохнатой, шениллом.
Данный материал вызывает огромный интерес ребенка, и мотивирует в различных видах продуктивной деятельности, обогащает сенсорный опыт детей, что способствует эффективному развитию познавательных функции и ручной умелости, создает положительный эмоциональный настрой.
Многие авторы зарубежных педагогических методик быстро поняли, что для детского творчества это очень полезная вещь и рекомендуют пушистую проволоку в числе других обязательных пособий для развития мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Пушистая проволока бывает разной длины, разных цветов, работать с ней могут даже малыши- цветная , яркая, гибкая , замечательно держит форму, легко режится ножницами.
Уникальность этого материала заключается в следующем:
-простота использования;
- многообразие цветной палитры;
- тактильно привлекателен для ребенка;
- позволяет осваивать сенсорные эталоны ( цвет, форма, величина)
-развитие воображения, мышления, мелкой моторики;
- является толчком для развития речи
Цель работы по использованию синельной проволоки или Шенилла.
развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности с использованием синельной проволоки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
Задачи:
Познакомить детей с синельной проволокой, ее свойствами и способами преобразования.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством изготовления поделок из синельной проволоки.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать творческие способности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности,.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Использовать данный материал в работе с детьми можно уже с младшего дошкольного возраста. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук.
Яркость и притягательность материала стимулирует мотивацию детей в деятельности. Изготавливая игрушки, поделки, подарки, дети пребывают в положительном эмоциональном настрое.
Работа с проволокой проходит в три этапа:
Первый этап – подготовительный. Цель- знакомство с синельной проволокой, ее свойствами, закрепление знания цветовых эталонов, свойств материала, развитие мелкой моторики, освоение простейших приёмов работы с синельной проволокой. В период работы у детей воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Большое внимание на подготовительном этапе уделила правилам безопасности. В процессе исследования и наблюдения вместе с детьми разрабатываем правила безопасного использования синельной проволоки.
- проверить, чтобы проволока была цельной и не имела выступов;
-загнуть концы в колечки.
- осторожное обращение с ножницами.
Второй этап – основной. На этом этапе делали простые колечки, сгибали уголки, скручивали 2 проволочки вместе. Когда пальчики приобрели нужные навыки, стали пробовать делать простые плоские геометрические фигуры.
Третий этап – творческий. Знакомятся с новыми приёмами работы: плетение, заплетение,
Кроме того, Использовали дополнительный материал (карандаши, помпоны, глазки декоративные)
У детей расширяется творческое конструирование в индивидуальной и коллективной деятельности.
С помощью поделок из синельной проволоки разнообразили костюмерную театрального центра, изготовив: головные уборы, очки, короны, волшебные палочки и т.д атрибукты для таетрализованных игр.
Обьемными и красивыми получатся елочные игрушки и новогодние композиции, которые украсят праздничный интерьер дома и в детском саду.
Таким образом, синельная проволока- это необычный материал, который помогает в процессе художественного конструирования создать и исполнить неповторимый образ. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность , смекалку, фантазию и творчество.
Для того, чтобы получить оптимальный результат при работе с синельной проволокой необходима не только работа с детьми , но и взаимодействие с родителями .Чтобы заинтересовать родителей провела следующие мероприятия :
- анкетирование на тему : « Семейный досуг»;
-консультации на тему: «Синельная проволока. Что это такое?»
« Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
- мастер- класс на тему : « Пушистое чудо», в дистанционном формате
Oniain –конференции на платформе zoom
- в информационном уголке разместила информацию о нетрадиционном виде детского конструирования « Чудо проволока»,
Обучившись конструированию из синельной проволоки, дети с удовольствием занимаются этой деятельностью в свободное время. Предлагаемый вид творческого конструирования позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями . Надо показать ребенку, что в случае затруднений педагог всегда придет на помощь. А самое главное- это объяснить детям, что каждый сможет добиться хорошего результата, если проявит настойчивость и терпение.
Работа с синельной проволокой в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи развития творческих способностей детей. Педагогам дошкольных учреждений, я рекомендую использовать художественное конструирование с синельной проволокой, как уникальное средство развития творческих способностей, мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Занимаясь творчеством, человек счастлив, так пусть дети каждый день проявляют свою фантазию, выдумку, пусть каждый день пребывания в детском саду будет интересным, познавательным и счастливым.
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:2011;
Березина В.Г., Детство творческой личности. – СПб.: издательство Буковского, 1994. — 60 с.
Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р., Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос, 2001. – 20
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера, 2015. 240с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., 2009. 272 с.
Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. -2008. №17, 18 (233).
Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004. № 10.
Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
Сайт «Дошкольник.РФ»