Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 101 «Берёзка »
«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом».
Воспитатели МБДОУ д\с № 101
Комиссина О.В.
г. Дзержинск
2023
Актуальность.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К. Д. Ушинский.
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех остается той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды.
Именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Мы считаем, что одно из таких условий — ознакомление дошкольников с культурным наследием русского народа через изучение достопримечательностей родного города.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача патриотического воспитания – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.
Необходимо:
1.создать благоприятные материально-технические и социальные условия,
2.отобрать наиболее интересные и доступные материалы с опорой на опыт и чувства детей;
3.тесный контакт с семьей, опора на ее опыт и традиции.
В основе этого сложного педагогического процесса лежит формирование и развитие нравственных чувств.
Проблема:
Беседуя со старшими дошкольниками о родном городе, я увидела, что дети не знают достопримечательностей нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. Пришлось срочно исправлять ситуацию.
Мною была определена цель работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
В ходе реализации этой цели, я стала изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом, пополнить предметно – пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе, повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи, разработать перспективные планы по знакомству с родным городом.
Я считаю, что именно дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Дети постепенно знакомятся с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В основу систематизации знаний детей о родном городе положена взаимосвязь между тремя этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы и культуры.
1.- Мир природы-это практическая ценность природы.
2.- Деятельность человека – это труд, быт, праздники –преобразующая роль деятельности человека.
3.- Культурный облик родного края (города) – архитектура, памятники – результат деятельности человека.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Цель моего опыта:
Расширение и закрепление знаний о родном городе.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- пополнять активный словарь детей;
- знакомить детей с символами города Дзержинск;
- расширять и закреплять знания детей о родном городе;
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно - патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Были разработаны презентации и конспекты по ознакомлению с родным городом. Также был создан лэпбук на эту тему.
В работе по ознакомлению детей с родным городом я придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.
- Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
Можно сделать вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания.
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
Посещение краеведческого музея.
Просмотр репродукций.
Экскурсии к Мемориалам Славы.
Фотовыставка «Моя малая Родина».
Создание альбомов «Мой город», «Города России».
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
Сюжетно-ролевые игры.
Целевые прогулки по городу.
Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».
Составление рассказов «Из окна наша улица видна».
Свою работу я начала с серии конспектов о родном городе. Прежде всего, были созданы условия для формирования представлений о городе – о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, старинных зданиях, о его символике и истории.
Дети проявили огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображениями старинных улиц, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город?», «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?», «Какова история нашего герба?», «Почему наш город носит название Дзержинск?».
Беседовала с детьми на темы: «Кто прославил наш город», «Красавица –Ока», «Исторические памятники», «Наше наследие».
Знакомство с городом начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад. Для наиболее полного представления о нашей малой Родине я предложила подготовить выставку рисунков «Улица, на которой я живу».
Детям и родителям было дано задание – нарисовать одну из улиц нашего города.
Рассматривая фотографии зданий нашего города, дети отражали свои впечатления от увиденного во время занятия по конструированию «здания нашего города».
Был создан патриотический уголок совместно с родителями. В котором есть мини музей «Русская изба», мини музей народной куклы. Совместно с родителями изготовили дидактические игры, лэпбуки по данной тематике.
Было проведено родительское собрание по теме «Зачем нужно воспитывать патриотизм? Родина - как семья!». Я предложила родителям консультации по теме, нарисовать герб своей семьи. Изготовить макет достопримечательности города и т.д.
Особое внимание в своей работе уделяется укреплению связей с родителями. Работа построена таким образом, чтобы родители были не просто наблюдателями педагогического процесса, а активными участниками, совместно обсуждали вопросы воспитания.
Данная практика взаимодействия с родителями достаточно эффективна.
Заключение
В результате комплексного подхода в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста я пришла к выводу, что работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств через формирование у старших дошкольников знаний о родном городе дает положительные результаты.
Список литературы:
1.Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.
2.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
3.Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
4.Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1980 – С. 133
5.Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ 2012г.
6.Зеленова Н. Г. «Мы живем в России» пособие. Москва. 20011г
7.Материалы Интернета.
4