Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 поселка имени Карла Либкнехта»
Курчатовского района Курской области
Доклад:
«Изучение культурных традиций
на уроках родного (русского) языка и
родной (русской) литературы»
Поселок имени Карла Либкнехта
2022 г.
Если человека пичкать обрывками
культуры, которой тот не понимает, то
он становится прекрасным фанатиком
и оружием в чужих руках.
Алексей Пехов
Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. Именно школа должна стать основой формирования национального менталитета. Постижение культуры русского народа может происходить через родной (русский) язык и художественную литературу, которые являются основой национальной памяти и ключом к пониманию духовного мира русского человека.
В школах нет предмета "Культура русского народа», но можно и нужно использовать богатый культурный материал на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
Родной язык – это связующее звено между прошлым и будущим: история развития национального языка русского народа и история русской православной культуры имеют одни истоки, одно историческое время, одни гуманистические скрепы. Русский язык обеспечивает преемственность исторических поколений. Не случаен в современном школьном образовании интерес к истории языка, к словесности. Национальное сознание проявляется в уважительном отношении к языку как культурному наследию предшествующих поколений, к этическим и нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении, к духовным приоритетам личности.
Культуроведческий подход в преподавании русского языка призван изменить отношение учащихся к предмету посредством проведения параллелей между языком, культурой и обществом. Современный педагог должен помочь ученикам услышать себя, понять себя, «явить» себя. Сделать так, чтобы каждый из них мог осознать, что он – неповторимая личность, вместившая в себя культуру народа и одновременно являющаяся его частью. Это рождает чувство ответственности за все, что происходит в мире, поэтому материал, содержащий идеи народной педагогики, можно использовать не только как иллюстративный, но и как основной.
По моему мнению, изучение культуры целого народа надо начинать с истоков, с познания местных культурных традиций. Именно поэтому преподаватели нашего региона уделяют большое вниманиеизучению культуры Курского края. Я не являюсь исключением.
На уроках родного языка и родной литературы я стараюсь уделять внимание изучению культуры и традиций Соловьиного края. К концу 9 класса дети знают не только о символах нашей областикурском соловье, Коренной пустыни, Курской дуге, Стрелецкой степи, курском чернозёме, Курской магнитной аномалии, курской антоновке, Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», но и о деятелях культуры, изобретателях, писателях, поэтах, композиторах, святых, живших и творивших в нашей области. Но познавать культуру родного края на уроках родного языка и родной литературы мы, конечно же, начинаем с истоков: с нашего посёлка, нашего района. Ведь нам есть кем и чем гордиться. В нашем посёлке не один раз бывал Борис Львович Васильев, потому что здесь жил его однополчанин, Владимир Иванович Подворчаный, дружбу с которым он пронес до конца жизни. Произведения Бориса Львовича мы изучаем на уроках родной литературы.
На читательские конференции и уроки приглашаем члена Союза писателей России, лауреата региональной премии имена Афанасия Фета – Татьяну Вячеславовну Крыгину, живущую в нашем посёлке. Её стихотворения дети любят и с удовольствие изучают.
На уроках родного языка говорим о Кожлянской игрушке, которая, к сожалению, известна не так широко, как Дымковская или Филимоновская, хотя её знают даже за рубежом. Сегодня кожлянские фигурки можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства Москвы, в Русском музее Петербурга, в музеях и галереях Омска, Тулы, Курска, хранятся они в частных коллекциях во Франции, Японии, Финляндии. Игрушки также регулярно появляются на областных и международных выставках. Кожлянская игрушка — обязательно свистулька.Этот промысел известен с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках по всей России. Родина Кожлянской игрушки – деревня Кожля Курчатовского района.
Начиная знакомство с кожлянской игрушкой в 5 классе мы совершаем заочные экскурсии в Кожлю и Дроняево – село, расположенное в семи километрах от Кожли, откуда привозят глину для свистулек и где издревле занимались гончарным ремеслом.
Продолжая знакомство с народным промыслом, на уроках родной (русской) литературы читаем сказки и стихи, посвящённые кожлянской игрушке, учимся анализировать произведения. Например, стихотворение «Кожлянская игрушка»
Кожлянская игрушка -
Ребятам всем подружка.
Путь чтоб сделать её – длинный,
Она лепится из глины.
В печь затем её кладут,
И огнём часами жгут,
Чтоб была прочна, игрива,
И певуча и красива.
Она с виду хороша.
У неё есть и душа
Курская, раздольная,
Словно ветер вольная.
В ней звучат все голоса:
Реки, птицы и леса.
С ней не скучно никогда –
С ней играются всегда:
И в избе, и во дворе,
И весной, и в декабре.
Автор неизвестен.
На уроках родного языка, работаем с теми же текстами. Например, после прочтения стихотворения предлагаю выполнить морфемный и словообразовательные анализ слова «кожлянская», разобрать синтаксически предложение «Кожлянская игрушка – ребятам всем подружка», найти в стихотворении полные и краткие прилагательные и обозначить их синтаксическую роль и т.д.
На уроке родной литературы после прочтения «Сказа о кожлянской игрушке», при изучении пословиц и поговорок предлагаю детям найти в сказке пословицы и объяснить их значение. Дома же ребята находят пословицы и поговорки о ремесле, мастерстве, готовят мини-проекты о Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевский и других глиняных игрушках.
Следующим этапом работы над текстом сказки становится работа с мифологическими образами игрушек. Обучающимся предлагается найти в сказе название животных, птиц, людей, которых лепила Матрёна. Ученики узнают, что насчитывается более двадцати старинных разновидностей игрушек, и еще около 30 — привнесенных в традицию мастерами к концу XX в. Они выполняются в виде людей (барыни, офицеры, пары и проч.), животных и птиц, а также фантастических существ и сказочных героев, самобытных по форме и исполнению. Наряду со «Всадником», самыми классическими сюжетами игрушек являются "Барыня"- символ плодородия, материнства, урожая, «Петух» олицетворяет победу добра над злом,«Баран» и «Корова» — успешное ведение хозяйства, плодородие, «Олень» — оберег, который приносит изобилие; «Козел» — символ доброй силы, «Медведь» символизирует силу, мощь нашего государства, «Сова» – символ мудрости, птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость.
Ребятам предлагается дома вспомнить русские народные сказки, в которых героями являются эти животные, прочитать и подготовить пересказ выбранных сказок.
Конечно же, при изучении темы «Описание игрушки» обучающиеся описывают именно нашу кожлянскую игрушку.
СКАЗ О КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКЕ
Автор неизвестен
Действующие лица: автор, Матрёна, внук, внучка
Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её Матрёна. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела. Но больше всего прославилась баба Матрёна своими игрушками глиняными, которые сама лепила.
У бабы Матрены было много внуков. Вот и решили внучата узнать у бабушки, как же это она так замечательно игрушки лепит.
Внучка:Бабушка, а как ты игрушки делаешь?
Матрёна:Вы же знаете, милые мои внуки, что рядом с Кожлей голубой, жёлтой глины видимо-невидимо. А порядок изготовления игрушки такой: летом глину заготавливали, а осенью, после уборки урожая, садились за лепку. Перед лепкой глину готовили: просевали, замачивали в воде долго, затем замешивали и отбивали деревянным молотком, чтобы получалась однородная масса, отлипающая от рук. От качества замешанной глины зависело качество игрушки. А если в глине останутся комочки, то игрушка будет хрупкой.
И вот однажды я взяла комок глины голубой, да и попробовала из неё игрушку сделать. Глянь, а игрушка-то и получилась у меня! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах. И решила я, что это будет игрушка-свистулька с красивыми переливами – детям для развлеченья.
А чтобы игрушка не размокала, прочная была, её нужно высушить, затем в печи обжечь. А чтобы яркой стала, надо её раскрасить.
Внук: Ах, бабушка, ты у нас такая умница и мастерица! За какое дело не возьмёшься, всё у тебя получается! Ну прямо волшебница ты у нас!
Матрёна: Да я и не волшебница то! Мне очень хотелось вас, деток, порадовать. «Где хотенье, там и уменье».
Внучка: (разглядывает игрушку и спрашивает):
Игрушка – свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка говори:
Что там у тебя внутри?
Матрёна:
Верь, не верь, ты мой хороший,
А внутри-то ничего!
Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.
Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше?
Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.
Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.
Внучка: Не зря говорят: «Терпенье и труд всё перетрут»
Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.
Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.
Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.
С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму, ведь «Труд человека кормит, а лень портит».
Включение ценностей и традиций народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации для сохранения, развития родного языка, культуры, обычаев и традиций нашего народа.