СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

«Использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания»»



Министерство образования и науки Республики Калмыкия БПОУ РК «Политехнический техникум»







Доклад

«Использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания»















Подготовил:

Преподаватель истории и обществознания

_____________ Люлякин О.А.







г.Лагань,2020 г.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя истории новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся хорошую возможность для участия в создании элементов урока, подготовки проектов, презентаций, пособий, что в большой мере способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования информационных и компьютерных технологий. Они помогают раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности, углубляя знания учащихся, полученные ранее, повышая уровень и сложность выполняемых задач, давая наглядное представление результата выполненных действий. Использование компьютера на уроках истории и обществознания в настоящее время не является экзотикой.

При работе с компьютерными технологиями совершенствуется роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности обучаемых, их творческий поиск и саморазвитие. При этом отношения между преподавателем и студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Соответственно, происходит увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Использование мультимедиа на уроках истории

Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Использование инновационных методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)». Использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания как раз этому и способствует.

Информационно-коммуникативные технологии с использованием мультимедиа способствуют развитию познавательной активности на уроках, позволяют по-новому использовать на уроках истории большой массив текстовой, графической , аудио и видеоинформации.

Чтобы история не становилась для обучающихся скучным, сложным или непонятным предметом, на уроках помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), с помощью которых приходится активно формировать упущенные в раннем детстве навыки образного мышления.

Как это происходит?

1. Анимированные объекты помогают активизировать мыслительную деятельность и процессы памяти, повысить уровень заинтересованности и мотивированности.

2. Использование схем, таблиц, диаграмм, графиков способствуют анализу и систематизации информации, развитию аналитического и логического мышления.

3. Использование картосхем позволяет создать устойчивые образы событий, что значительно облегчает усвоение учебного материала.

4. Использование аудио и видеосюжетов облегчает для обучающихся понимание событий, фактов, характеристик личностей и процессов.

5. Выполнение интерактивных заданий снижает стрессовость при проверке и самопроверке полученных знаний.

Следует отметить, что применяемые мультимедиа только тогда продуктивны, когда целесообразно сочетаются с методической разработкой урока. Современные уроки стали настолько гибкими, что не существует шаблона - в какой момент урока использовать электронный ресурс. Главное, чтобы это было целесообразно, оптимально по смысловой нагрузке, с соблюдением здоровьесберегающих технологий. 

Информационно-компьютерные технологии позволяют лучше решать целый ряд образовательных и воспитательных функциональных задач:

- компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» - видео и аудиоподборки, анимированные карты и схемы.

- компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий за счет визуализации, способствующей эмоционально-образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий.

- усиливают мотивацию к изучению предмета. Компьютерная среда для многих обучающихся стала более привычной, нежели традиционная книжная.

- компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более насыщенной внеурочную деятельность. Например, проведение интеллектуальных игр, тестов, викторин.

- работа с анимированными картами позволяет лучше решать задачу по локализации событий в пространстве, четче проследить динамику исторических событий.

- сегодня, вне зависимости от нашего отношения к этому, можно говорить о том, что не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. Зато проявить себя в создании, например, презентации или теста захотят многие. Это будет способствовать повышению уровня мотивации в изучении исторических дисциплин.

Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которые являются совокупностью компьютерных технологий, использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты и сопровождение.


В настоящее время учебно-воспитательный процесс дает возможность использовать:

видео и аудиотехнику; интерактивные доски; электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; электронные энциклопедии и справочники, с информационно-справочными материалами, статистические данные в виде различных схем, диаграмм, таблиц и графиков; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы и платформы Интернета; диски с группами картин и иллюстраций; научно-исследовательские работы, проекты, презентации

Планируя урок с применением новых информационных технологий, необходимо:

соблюдать определенные дидактические требования, в соответствии с которыми: учитывать специфику учебного материала, характер объяснения новой информации;

согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

уточнять, каким образом будут использованы информационные технологии на уроке, в процессе раскрытия и усвоения учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

анализировать и обсуждать весь спектр вопросов изучаемого материала.

Хотелось бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают преподавателю истории и обществознания в эффективной организации любого урока. Это не только готовые уроки, соответствующие учебным программам, но и тот объем информационно-справочного материала, который преподаватель может использовать при подготовке или на самом уроке. Например, при изучении тем: «Конституция», «Всеобщая декларация прав человека» текст или статью можно распечатать заранее, используя справочно-правовую систему Гарант, 1-С или Консультант-Плюс.

Однако, использование всего спектра ИКТ возможностей - это достаточно трудоемкая для преподавателя работа, требующая времени и творческого подхода. Упростить ее может только владение новыми компьютерными программами. Поэтому учителю, использующему компьютерные технологии, придется все время повышать свое мастерство. Но показать историю в лицах, прививать интерес и любовь к отечественной и мировой истории через живых ее участников – эта задача того стоит.

На смену консервативным пассивным технологиям обучения истории и обществознания в настоящее время все более приходят и развиваются активные и интерактивные технологии. Это способствует организации урока таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, обучающимися и мультимедийными средствами информатизации и коммуникации.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у студентов творческих способностей. Решению данной задачи способствует использование мультимедийных средств обучения и развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае мультимедиа, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (презентаций и т. п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно-коммуникационные технологии способны:

– вовлекать обучающихся в процесс обучения;

– активизировать и стимулировать познавательный интерес к истории;

– придать учебной работе научный, творческий, исследовательский характер;

– во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;

– способствовать индивидуализации процесса и хода обучения;

– развивать самостоятельную творческую и познавательную деятельность студентов.

– в целом повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные и адаптивные процессы.

Программы

Выбор программ Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher объясняется распространенностью и практичностью. Любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. Power Point стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Презентации

С помощью презентаций преподаватель может показывать выигрышные интересные иллюстрации, темы, электронные карты, картины, портреты, цитаты. На экране педагог проектирует определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу.

Флипчарты

Особенность использования этого ресурса заключается в том, что преобразованный из презентации, он может быть отредактирован, изменён прямо во время урока, «на ходу». Почему флипчарт, а не презентация? У этого приспособления куча плюсов: Значительная экономия времени: не нужно составлять слайды. Зрители не будут измучены ужасным дизайном. Не придётся краснеть, если выступаешь после спикера, слайды которого выполнены профессионалом. Оформление схем на офисной доске станет хорошей альтернативой: маркер для флипчарта того или иного цвета поможет вам выделить ключевые элементы схемы. Лучшее понимание слушателей обусловлено созданием контента прямо у них на глазах. Чужие схемы сложны для восприятия, а почему? Потому что составителю всё очевидно: он не только сам составил контент, он ещё и разбирается во всех его нюансах, знает правильную последовательность «сканирования» глазами. А зритель? Он, возможно, впервые слышит материал. Помните, как сами, объясняя что-то сложное, использовали способ «рисунок на салфетке»? Здесь действует тот же принцип: блокнот для флипчарта играет роль той же салфетки. Зритель поступательно следит за появлением новых элементов графика или схемы, попутно слушая мысли спикера по этому поводу. Возможность выделится из толпы. Нарушение традиции выступления со слайдами — хороший способ привлечь внимание аудитории

В работе с флипчартами используются возможности «подъёма блоков — частей фраз» по принципу «правильно-неправильно». Из беспорядочного набора дат, имен, терминов составляется верное суждение или точный исторический факт.

Видеотеки

Научно-исследовательские проекты, материалы исследовательских работ могут быть сосредоточены в классной медиатеке. Для нее также монтируются фильмы, создаются электронные и традиционные фотоальбомы, презентации. Одно из самых распространенных электронных устройств, применяемых сейчас в образовании — интерактивная доска. С помощью такой доски учитель может продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы. Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы. Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В целом, применение мультимедийных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам:

- повышение уровня использования наглядности на уроке;

- повышение производительности урока;

- установление межпредметных связей с основами информатики, литературы и др.;

- возможность организации проектной деятельности.

На уроках истории могут быть использованы следующие средства мультимедийных технологий: текст (демонстрируемый на экране); звук; – графическое изображение; флипчарты; подбор иллюстративного материала к уроку; диафильмы, фрагменты видеофильмов; презентации (на наш взгляд — наиболее эффективное средство повышения навыка обучения истории, так как может сочетать в себе все вышеперечисленные средства, в любых необходимых на данный момент урока сочетаниях).

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

– Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

– Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.

Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащимся необходимо понять и запомнить, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

– Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

– Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

– Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле, а также быть достаточно четкими и понятными для данной категории учащихся.

– Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

– На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.

– Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

– избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

– ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.

– дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

– учитывать фактор памяти обучаемого (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Рассмотрим одну из удобных и важных медиа-программ.

Так, например, работа в программе PowerPoint позволяет стать разработчиком собственного программного продукта, методических разработок по своему предмету. Качественно разработанная презентация принесёт всем участникам учебного процесса чувство морального удовлетворения, будет способствовать повышению авторитета преподавателя и качества успеваемости учащихся, позволяет творчески выстраивать урок, использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.). .Соответственно, очень интересны и показательны выступления обучающихся с самостоятельно подготовленными презентациями по различным темам и периодам истории. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

При разработке презентаций к урокам необходимо соблюдать ряд основные требований по оформлению электронного ресурса, оформлению и структуре.

На титульном листе кроме заголовка нужно указать автора. В презентации это лучше сделать внизу титульного слайда или в нижнем колонтитуле.

На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы). Ссылки на Интернет ресурсы следует сделать активными. Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично! Фоновый рисунок должен соответствовать содержанию, цвету шрифта и цветовой гамме используемых объектов. Необходимо оптимально и лаконично распределять информацию. Картинки должны быть только высокого качества. Цветовая гамма должна быть благоприятной, поэтому необходимо соблюдать меру в использовании цветности. Звуковое сопровождение должно быть оптимальным по объёму и громкости. Используемое видео должно содействовать достижению поставленных целей урока, а не становиться самоцелью. Поэтому его практически всегда необходимо сначала редактировать, выбирая необходимые фрагменты, небольшие по размеру, которые будут способствовать выполнению поставленных задач.

Как преподаватель истории и обществознания, работающий над темой «Использование мультимедиа на уроках истории»,  я зарегистрирована на многих сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Завуч», «Методист», позволяющих воспользоваться ресурсами коллег, размещать собственные работы и разработки.

Выводы

Таким образом, использование мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания способствует следующим результатам:

1. Обучающиеся лучше запоминают пройденный материал (повышается качество при решении тестов на повторение материала и объем выполняемой работы на уроке)

2. Повышается мотивация обучающихся к подготовке домашнего задания (самостоятельно разрабатывают свои презентации).

3. Повышается интеллектуальная активность обучающихся (наблюдается при выполнении контрольных и практических работ по истории).

4. Формируется умение работать с исторической картами и документами.

5.Уменьшается количество пассивных обучающихся.

Исходя из вышесказанного, все этапы урока истории можно значительно обогатить такими средствами мультимедийных технологий, как презентации, диафильмы, видеофильмы, анимации, графические изображения, иллюстрации, аудиофайлы, текстовая информация, представленная на экране. Однако, учителю истории, использующему мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. В дальнейшем, я планирую активизировать работу по использованию ИКТ на уроках истории, повысить свои умения и навыки работы, продолжить формирование банка готовых и медиа-ресурсов.

В заключении хотелось бы отметить и не забывать, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без всесторонней работы учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.



















Исп.: Люлякин О.А.


Список использованной литературы

  1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

  2. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

  3. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.

  5. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.

  6. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.

  7. Ибрагимова А. Р., Русановская А. В. Использование мультимедийных средств обучения на уроках истории в специальной (коррекционной) школе // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 283-285. — URL https://moluch.ru/archive/159/44760/ (дата обращения: 14.01.2020).

  8. Голикова, Е. Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы // В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г. И. Данилкина. — Л., 2001. — С.16–23.

  9. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б. П. Пузанов. — М.: 1996. — С. 88–91.

  10. Чернов, А. В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. — С.22–26. 25

  11. Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!