07.10.2018г. публичное выступление «Педагогический дебют 2018 г».
«Инклюзивное образование: модная тема или долгосрочная стратегия».
Правовая сторона:
Декларация прав человека,
Конвенция о правах ребёнка.
Проблема: при внедрении интегрированной формы обучения возникло противоречие между заявленным правом ребёнка с особыми образовательными потребностями на выбор образовательного учреждения и формы получения образования и невозможность создать соответствующие условия в каждом образовательном учреждении.
Инклюзивное образование появилось в РФ с 1996 года. Инклюзия – это процесс вовлечения каждого обучающего с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
Проблема внедрения состоит в понимание инклюзии в образовании как многоуровневого процесса.
Основными барьерами инклюзивного образования являются:
несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребёнка,
отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса,
недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ.
Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с образовательными потребностями здоровья увеличивается на пять процентов.
Принятый 29 декабря 2012 году Федеральный закон «Об образовании в РФ» вводит в российское образовательное пространство: инклюзивное образование и основные образовательные потребности.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из главных и неотъемлемых условий их адаптации, обеспечения их полноценного участия в обществе, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с трудностями обучения- это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей происходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество обучающихся в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода это основной перечень трудностей, с которым дети с ОВЗ сталкиваются в школе. Самым главным направлением в работе с такими детьми являются индивидуальный подход с учётом специфики развития психики и здоровья каждого ребёнка.
В моём классе учатся дети с ЗПР. ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Обучающие не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнить их. Они ведут себя в классе как в обстановке игры в группе детского сада.
При организации учебного процесса следует помнить, что дети с ЗПР многие практические и интеллектуальные задачи решают на уровне своего возраста оказанной помощи, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условиях простой задачи. Но в тоже время у этих детей отмечается недостаточная познавательная активность, быстрая утомляемость, которая тормозит их обучение и развитие.
Как же организовать работу на уроке для детей с ОВЗ?
Создать мотивационную сферу.
Создать ситуацию успеха.
Опора на эмоциональное восприятие.
Чередовать виды деятельности на уроке.
Учитывать возможности обучающегося в соответствии с темпом урока.
Использовать яркую наглядность.
Обучающийся с ОВЗ должен сидеть в зоне видимости учителя.
Многократные дополнительные упражнения для закрепления и усвоения учебного материала.
Активность обучающегося должна быть направлена не просто на запоминание материала, а не на процесс самостоятельного добывания знаний, выявление ошибок, формулирование выводов. Так как уровень познавательной активности у обучающихся с ОВЗ недостаточный, для его повышения учителю необходимо применять средства, методы способствующие активизации учебной деятельности.
В своей работе я применяю следующие активные методы и приёмы обучения для детей с ЗПР :
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (смайлик грустный, а с другой стороны радостный). Обучающие выполняют работу и самостоятельно её оценивают.
Использование вставок на доску (букв, слогов) при выполнении задания, разгадывания кроссворда.
Использование презентаций. Использование ИКТ расширяет возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. В презентации на слайдах можно добавить картинный материал, фотографии, тексты. При такой организации материала у обучающегося включается три вида памяти:
Зрительная, 2) слуховая, 3)моторная.
Мультимедийные презентации повышают мотивационную активность. Обучающиеся выполняют упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных методов делают урок более интересным и выразительным.
Использование метода рефлексии.
При подборе содержания занятий необходимо учитывать принцип доступности, а не допускать излишнего упрощённого материала.
Особую роль в процессе обучения детей с ОВЗ играют взаимоотношения между учителем и родителями.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять любой успех детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в свои способности и возможности.