СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»













Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности

на уроках окружающего мира





Подготовила

учитель начальных классов

Бобкина А.В.










Донецк,2021

Игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Виноградова Н.Ф. утверждает, что «... игра - это структурный элемент (часть) урока по ознакомлению детей с окружающим миром» . Исследованию дидактических возможностей игры посвящены работы Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. На начальном этапе обучения учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и то содержание, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится совершать те или иные действия, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других людей, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Таким образом, для педагога игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);

- при проверке домашнего задания (игра-лото, графический диктант или тестовые задания;

- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Рассмотрим некоторые виды игр.

При ознакомлении ребенка с окружающим миром широко используют дидактическую игру.

Дидактическая игра - очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. При отборе игры или ее составлении надо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.

Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве. Игра «Кто это? При изучении темы «Животные»: развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Ролевая игра - самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе, и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации. Именно поэтому ролевая игра становится для детей значимой деятельностью. «... Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшится, а скорее увеличится и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры», - утверждал Э. Клапаред.

В процессе ролевой игры уточняются и систематизируются ранее полученные детьми знания, закрепляются умения применять их как в учебной, так и в бытовой ситуации.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

 Сделать  опрос изученного материала более оживлённым помогут игры - упражнения: загадки, кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Данные игры развивают любознательность, наблюдательность, память, навыки самоконтроля, познавательный интерес.

«Исключи лишнее» - цель: развитие умения анализировать, сравнивать, исключать; «Цветик – семицветик» - цель: проверка знаний ;

«Кроссворды» - цель: проверка знания терминов, понятий;

«Загадки» - цель: развитие логического мышления;

«Викторины» - цель: повторение, закрепление, обобщение знаний;

«Почемучка» - цель: проверка знаний;

«Графический диктант» - цель: проверка знаний;

«Озвучь картинку» - цель: развитие воображения, закрепление знания звуков в природе.

Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.

Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед ними задачу самостоятельно решить проблемную ситуацию. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности-любителя, охранника природы.


  • Дидактическая игра "Да - нет"


Игра проводится на уроках природоведения во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное — лось.


Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.


Примечание: Количество правильных ответов может быть записано на доске по командам.

Такая игра может проводиться по темам: «Растения», «Комнатные растения» и т.д.


  • ИГРА: «УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: поиск предмета по загадке-описанию.

Оборудование: Учитель вывешивает на доске иллюстрации отгадываемых растений и животных. По перечисленным признакам и описаниям учащиеся должны угадать объект.

Ход игры: Описание даётся в медленном темпе, так чтобы учащиеся смогли увидеть и рассмотреть всё то, о чём говорит учитель. Дети могут работать коллективно, или индивидуально, записывая предметы под номерами в тетрадь. Можно предложить работу и в группах. Каждой группе даётся описание одного или нескольких объектов и по картинкам на доске они должны догадаться о чём идёт речь.


УГАДАЙ ДЕРЕВО ПО ОПИСАНИЮ:

Это самое любимое, родное для каждого человека дерево. Его можно назвать символом России. Красавица эта, белоствольная с зелёными кудрями. /берёза/

Это громадное дерево до 40м высотой. У него толстый ствол с извилистыми сучьями, образующими широкий шатёр листвы. Кажется, что стоит русский богатырь. Древние люди считали дерево магическим и приносили ему жертвы. /дуб/

Это аккуратное, изящное дерево. Издали оно похоже на наконечник огромной, нацеленной в небо пики - – так прям её ствол. Дерево не требовательно к свету и может хоть всю жизнь расти в тени более рослых деревьев. Оно не сбрасывает осенью свои хвоинки, а меняет их постепенно в течении нескольких лет. /ель/

Любимое место этого дерева – берега рек и прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя над ней в глубоком поклоне свои «плакучие» ветки. Эти ветки такие гибкие, что местные люди плетут из них корзины. Дерево укрепляет берега каналов и водохранилищ, откосы плотин. /ива/

У этого дерева высокий, стройный ствол и длинная голубоватая хвоя. Оно одаривает сибиряков вкусными и очень питательными орешками. /кедр/

Дерево очень неприхотливо, хорошо растёт в тени, и на скудных почвах. Осенью никто не может с ним сравниться по красоте. Листья у него красные, жёлтые, багряные, зелёные, оранжевые. /клён/

Главные владения этого дерева – Сибирь. Как и других хвойных, у неё вместо листьев хвоинки. Правда, хвоинки не колючие, а мягкие, словно - шелковистые. На зиму они опадают. /лиственница/

Листья этого дерева осенью не меняет свою окраску. Какими зелёными они были летом, такими и опадают осенью. Окраска древесины – светлая, почти белая. Но стоит дерево срезать, как срез на глазах начинает краснеть На его корнях образуются клубеньки, способные усваивать азот из воздуха. /ольха/

Настоящая красота дерева раскрывается в конце лета – начале осени, когда раскраснеется оно от обилия ягод. Огнём загорятся их грозди на фоне изящных, как пёрышки, листьев. Стоит дерево нарядное, словно румяная невеста. /рябина/

Это дерево садов и городских бульваров. В его изящной густой кроне красиво переливаются свет и тени. Листва на ветках расположена как бы слоями. Листья у этого дерева сердцевидной формы. Главное в нём – красота и её нежные клейкие листочки, её сладкие ароматные цветы летом, её золотое убранство осенью. /липа/


УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ ЖИВОТНЫХ СТЕПИ:

Это единственное дикое копытное млекопитающие, живущее в степях. Эта небольшая антилопа /длина тела 100-145см /, масса от 20 до 50 кг. Она покрыта шерстью песочно-глинистого цвета. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом. /сайгак/

Это близкий родич лисицы, но меньше её по размерам. У него крупные широкие в основании уши и чёрный кончик хвоста. Живёт в норах. Зимняя шерсть пушистая, шелковистая, красивая, имеет значительную ценность. /корсак /

Эта птица - самая маленькая среди куриных. Оперение у неё невзрачное, жёлто-бурое, в пестринках. У самцов на горле тёмно-рыжее пятно, у самок оно почти белое. Питаются эти птицы семенами сорных растений, вредными насекомыми, их личинками, падалицей на хлебных полях. /перепел/

Эта одна из самых крупных птиц, размером с индюка. Окраска оперения сверху рыжая с чёрными пестринками, снизу – белая. Самцы крупнее самок и отличаются наличием бледно-серого цвета усов в виде пучка длинных нитевидных перьев по бокам горла. Эта птица хорошо бегает и неплохо летает. /дрофа/

Внешне это животное похоже на хомячка. Живёт в степях, ведёт дневной образ жизни. Питается жуками, зреющими хлебами на пашнях, семенами, луковицами, насекомыми. Животные живут семьями или по одиночке, роют глубокие норы, в которых проводят в спячке не только зиму, но и всю самую жаркую часть лета. /суслик/


  • И Г Р А: "Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й"

1. Послушай названия животных и растений.

2. Подумай, к какой природной зоне можно отнести большинсто.

3. Найди лишнее.

АРКТИКА.

1. мох, лишайники, водоросли, рогоз

2. водоросли, ягель, мох, дриада

3. морж, кайра, крот, чайка

4. кит, тюлень, лось, белый медведь

5. овцебык, морж, белый гусь, гадюка

6. сайка, кайра, моллюски, варан

ТУНДРА.

1. голубика, багульник, брусника, пихта

2. морошка, голубика, карликовая берёза, саксаул

3. полярная ива, камнеломка, ель, дриада

4. волк, песец, тушканчик, гусь

5. белая куропатка, сова, сокол-сапсан, ящерица

6. хомяк, песец, лебедь, полярный волк

7. травяная лягушка, бабочка, кабан, северный олень

ЗОНА ЛЕСОВ.

1. сосна, ель, дуб, саксаул

2. пихта, липа, полярная ива, кедр

3. карликовая берёза, сосна, черемуха, дуб

4. кипарис, клён, рябина, вяз

5. ясень, яблоня, берёза, пальма

6. соболь, куница, барсук, полярный волк

7. медведь, лиса, ящерица, тушканчик

8. варан, ёж, барсук, сова

9. гадюка, тетерев, кабан, белый медведь

10. джейран, лось, сова, дрозд

СТЕПЬ.

1. ковыль, типчак, мятлик, кедр

2. пихта, герань, колокольчик, ирис

3. тюльпан, мак, ветреница, полярная ива

4. гиацинт, полынь, ковыль, сосна

5. качим, мятлик, тюльпан, ягель

6. кузнечик, песец, кобылка, сурок

7. хорёк, хомяк, сайгак, дрофа

8. ящерица, суслик, белая куропатка, орёл

9. серая куропатка, журавль-красавка, жаба, варан

10. тля, клоп, гадюка, морж

ПУСТЫНЯ.

1. осока, лебеда, брусника, мятлик
2. саксаул, мох, верблюжья колючка, лебеда

3. мятлик, анабазис, кактус, ель

4. песчаный удавчик, рябок, норка, степная черепаха

5. пустынный воробей, кабан, ящурка, тушканчик

6. геккон, рябки, лось, варан

7. зелёная жаба, песчаный удавчик, крот, степная черепаха

8. песчаная эфа, джейран, тушканчик, тетерев

ПОБЕРЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ

1. бук, каштан, полярная ива, магнолия

2. кипарис, можжевельник высокий, пальма, саксаул

3. медуза, краб, морская игла, полярная акула

4. дельфин, медуза, морж, морской конёк

5. чайка, баклан, косуля, варан

6. крот, заяц, лиса, песец


  • ИГРА « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»


Цель: повторить знания о птицах, полученные на уроке, продолжать учить работать в группе.

Оборудование: игровое поле, разделённое на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами.

Содержание игры: дети делятся на 4 команды. Каждая команды по очереди садится за игровое поле. За верный ответ команда получает 2 балла. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то они могут взять подсказку у учителя и тогда они получат только 1 балл. Выигрывает та команда, которая получит наибольшее количество баллов.

Вопросы могут быть составлены учителем, родителями, или самими учащимися.

Примерные вопросы по теме: «Птицы ».

Какая птица отправляется на юг пешком? /коростель – дергач/

Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? /нет/

У какой птицы появляются птенцы зимой? /у клеста/

Какую птицу называют «зимой – кузнецом, а летом – врачом»? /дятел/

Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? /поползень/

Какие самые быстрые птицы? /стриж –200 км/ч, сокол – сапсан – 350 км/ч/

Какая самая маленькая птица в нашей стране? /королёк/

Отгадай загадку:

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт,

Вошли в стихотворения.

Хочет, прямо полетит,

Хочет в воздухе висит.

Камнем падает с высот,

И в полях поёт, поёт. /жаворонок/

9. Кто дважды родится, а один раз умирает? /птица – яйцо, птенец/

10. Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую над самой землёй? /Ласточки и стрижи ловят насекомых, а перед дождём насекомые летают низко. И поэтому птицы вынуждены опускаться вниз за насекомыми./

11. Какую птицу называют гонцом зимы? /снегиря/

12. Угадай летящую птицу по силуэту в небе. /журавль/

13. Почему так говорят: «как с гуся вода»? /у гуся перья хорошо смазаны жиром, поэтому вода не смачивает их, а хорошо скатывается вниз/


Музыкальные паузы: назови песни, в которых упоминаются названия птиц.

Угадай по мелодии песни о птицах.

Учитель может подобрать разные мелодии и учащиеся должны догадаться, какой птице подходит данная музыка. Или попытаться под одну мелодию показать разных птиц.

Можно предложить поиграть в подвижные игры: «Птицелов», «День и ночь»...

 

  • ИГРА: « НАЙДИ, О ЧЁМ РАССКАЖУ»

Цель игры: найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание растений по названным признакам.

Правило: называть отгадку можно только по просьбе учителя.

Оборудование: предметы должны быть расставлены на столе перед учащимися / комнатные растения/. Игра может проводиться во время экскурсии на поле или луг. В этом случае учащиеся показывают растение прямо на поле по просьбе учителя.

Ход игры: учитель подробно описывает предмет, его характерные признаки. Учащиеся отгадывают его и по просьбе учителя показывают. Если дети не справились с заданием, то учитель помогает им.


Комнатные растения

Аспарагус плюмозус /перистый/. Полувьющееся растение в виде пышного куста с длинными ветвящимися стеблями, покрытыми мягкими, нежными игловидными кладодиями, которые располагаются мутовкой. Стебли с редкими, обращёнными вниз шипами. Растение покрывается мелкими белыми цветочками.

Бальзамин султанский /«огонёк»/.

Ванюша –Ванёк, Рубашка – кумач.

Рубашонка – огонёк. Носи, да не плачь

Глоксиния. У неё имеются короткие травянистые стебли о крупные овальные листья тёмно-зелёного цвета. Край листа с небольшими округлыми зубчиками. Цветки крупные, похожи на колокольчики, сидят по одиночке на ломких цветоножках. Окраска венчика разнообразная: белая, розовая, фиолетовая, у многих сортов двух- или трёхцветная.

Кактус.

Зелёный комок Есть и булавки,

В серединке промок. Есть и канавки,

А глянуть снаружи – Всюду добавки

То шире, то уже, И бородавки.

Традесканция зебровидная. У растения свисающие травянистые стебли. На верхней стороне листа две широкие продольные серебристые полоски.

Фикус. Вечнозелёное комнатное деревце с крупными удлинённо-эллиптическими цельными кожистым и блестящими листьями.

Плющ восковой. Лазающее растение с длинными тонкими побегами, на которых расположены блестящие, толстые, кожистые листья овальной формы.


Растения поля и луга.

1. Василёк синий. Растение с прямым ветвистым стеблем высотой до 30-40см. Листья очередные, узкие покрыты паутинкой, как и стебель. Цветочки находятся в корзинке. Лепестки – голубые, а внутренние – сине-фиолетовые.

Репей.

Выпускает он листы, Сто плодов шершавых, цепких.

Широченной широты. Если их не оборвёшь,

Держатся на стеблях крепких, На себе их все найдёшь.

Горошек мышиный. Многолетнее растение. Стебель слабый, лазящий, длиной до 1-2 м. Листья перистые, мелкие, узкие. При помощи усиков растение цепляется за соседние. Цветки синие с фиолетовым оттенком, собраны в сухие кисти.

Одуванчик.

На зелёной хрупкой ножке Ветерочек прошуршал,

Вырос шарик у дорожки. И развеял этот шар.

Клевер луговой, красный. Многолетнее растение высотой до 20-60 см. Из главного короткого стебля поднимаются восходящие изогнутые стебли с короткими волосками. Листья состоят из трёх сросшихся листиков. Головка у цветка розовая или красная.

6. Пижма обыкновенная. Растение многолетнее, высотой 60-125 см. Корзинки ярко-жёлтые в густом плотном щите. Листья поочерёдные, перисторассечённые.

 



















  • ИГРА – ЗАДАНИЕ

























  • Р ЕБУСЫ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!