Формирование ценностного отношения к искусству
Этот материал был написан более года назад. С тех пор прошло много времени и много могло измениться – учитывайте это.
Формирование ценностного отношения к искусству у школьников осуществляется посредством актуализации и расширения их художественного опыта, через возникновение личностных переживаний при восприятии произведений различных видов искусства, освоение средств их художественной выразительности, к перенесению идей из одного вида искусства в другой в процессе художественной деятельности.
Методика формирования ценностного отношения к искусству у школьников включает три этапа и реализуется на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности, на занятиях в кружке "Юный художник" и школьной студии дизайна "Звуки Красок".
Этапы методики формирования ценностного отношения к искусству:
начальный этап - направлен на расширение художественного опыта в различных видах искусства, освоение средств художественной выразительности. используемых для создания художественных произведений;
основной этап - развитие эмоционально-чувственной сферы студентов, возникновение у них субъективного значения (личностного смысла) искусства;
итоговый этап - проецирование накопленного личного художественного опыта школьников на объект отношений - искусство, побуждение их к реализации художественных идей при создании индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта в различных видах искусства
Одним из методов формирования ценностного отношения к искусству являются экскурсии в музеи и выставочные залы, организация школьных выставок творческих работ обучающихся, участие школьников в конкурсах и выставках различного уровня.
Как оформить выставку или стенд
продумайте тему экспозиции и дайте ей название;
проведите обсуждение и отбор экспонатов;
продумайте их последовательность и расположение в соответствии с общим замыслом и темой;
составьте краткие аннотации к экспонатам;
подготовьте небольшой рассказ о наиболее интересных экспонатах выставки.
Ролевая игра-соревнование для двух команд "Выставка"
Введение. Ход ролевой игры. Каждая команда под руководством Лидера создает свой проект виртуальной тематической выставки "10 шедевров русской живописи" из предложенного материала (48-и карточек иллюстраций картин) в соответствии с условиями, изложенными в "Конкурсном задании".
Жюри определяет команду-победителя.
Организатор игры. До начала игры организатор распределяет роли (раздает карточки с описанием роли), разъясняет участникам условия игры ("Конкурсное задание"), вместе с учителем помогает подобрать необходимую справочную литературу по русской живописи (которой можно пользоваться во время работы в командах) и готовит реквизит (бумагу, карандаши, ручки, фломастеры, ножницы, клей и пр.).
Желательно в распоряжении игроков иметь цветной принтер или ксерокс и компьютер с выходом в Интернет.
Жюри. В состав жюри входят учитель, лидеры команд (без права голоса). Жюри наблюдает за работой команд, а после получения выполненных проектов подводит итоги и определяет победителя. руководствуясь приведенными ниже критериями.
Критерии оценки конкурса:
соблюдение временного регламента (скорость выполнения задания - "Кто первый?");
соответствие картин выбранной теме (раскрыта тема или нет);
отсутствие ошибок при выборе картин:
картина не отражает тему;
выбрана картина-подделка;
допущена ошибка в подписи к картине.
Комплектация игры
Роли (раздаются игрокам) - 2 экземпляра:
лидер команды;
искусствовед;
дизайнер;
экскурсовод;
редактор.
Конкурсное задание - 2 экземпляра.
Бланк проекта выставки - 2 экземпляра.
48 иллюстраций картин (карточек) - 2 экземпляра.
Роли
Лидер команды. Ваша роль - самая ответственная в игре. Вы руководите всеми действиями своей команды. Внимательно изучите "Конкурсное задание". От вас зависит ход игры. её результативность. Вы упорны и настойчивы при отстаивании своей точки зрения, подкрепляете ее неопровержимыми знаниями в области русского искусства. Вы должны понимать задачи членов своей команды, когда необходимо - помогать им и настраивать всех на победу. Вы очень занятый человек, и сегодня вы спешите, поэтому торопите всех с принятием решений, все спорные вопросы сразу ставите на голосование. Вы (а также "Искусствовед") имеете при голосовании два голоса. Вы уверены, что "Искусствовед" всегда поддержит. Вы также принимаете участие в работе жюри без права голоса.
Искусствовед. Ваша роль - одна из самых важных в игре. От того, как вы исполните ее, зависит финал. Вы должны проявить максимум активности. Внимательно изучите "Конкурсное задание". В вашу задачу входит работа с большим объемом информации (чтение книг, просмотр художественных альбомов, пользование Интернетом и т.д.). Если при обсуждении и принятии решения будет проводиться процедура голосования, вы имеете два голоса. Вы очень тщательно подходите к отбору каждой картины. Проверяете картины на подделку.
Дизайнер-оформитель. В вашу задачу входит изготовление рекламного буклета или афиши выставки. Будьте активны и вместе с командой выбирайте тему и подбирайте картины к ней, одновременно думая о том, как сделать рекламу необычной, яркой, запоминающейся. Члены команды могут вам помогать в создании рекламы, но помните, что у каждого есть свои обязанности.
Экскурсовод. Вам отведена значительная роль в игре. Вы внимательны и сосредоточены. Вы начинаете игру вместе со всеми, выбирая тему и подбирая картины для выставки. Затем размещаете отобранные картины в файлах. Ваша главная задача - написание текста экскурсии.
Редактор. Вместе с командой вы начинаете игру с выбора темы вашей выставки и отбора картин. Затем вы помогаете оформить экспозицию в файлах. Ваша основная задача - редактирование текста экскурсии к вашей экспозиции.
Используемая литература:
Важенина С.С. Теория и методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры: монография. М.: ФЛИНТА: Наука.2016.-150 с.
Графова Л.Л. Методические рекомендации: наглядные пособия. Стили и направления в русской живописи XVIII - XXвв. М. "СПЕКТР-М" Издательство "Экзамен", 2008 - 127 с.