СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формирование проектно-исследовательского мышления на `практических занятиях объединения «Юный натуралист»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад раскрывает пути формирования проектно-исследовательского мышления из личного опыта педагога.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Формирование проектно-исследовательского мышления на `практических занятиях объединения «Юный натуралист»»

Доклад педагога дополнительного образования

МБУДО ЦДОиРД Кузнецовой Елены Павловны

«Формирование проектно-исследовательского мышления на `практических занятиях объединения «Юный натуралист»


Цель образования сегодня — это создание условий для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Для этого я применяю методы проектного и исследовательского обучения.

С проблемными ситуациями дети сталкиваются в различных сферах жизни: в учебе, в общении с окружающими, в процессе решения собственных жизненных задач. Поэтому важно формировать у учащихся проектно-исследовательское мышление.

На практических занятиях провожу учебные проекты – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач.

Правила выбора темы проекта

  1. Тема должна быть интересна ребенку.

  2. Тема должна быть выполнима.

3. Учитывая интересы детей, лучше выбрать тему, в которой педагог разбирается. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

4. Проект не должен быть долгим. Способность долго концентрировать внимание на одном объекте у детей младшего школьного возраста ограничена.

5. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов. Иначе исследование будет поверхностным. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании.

Нужно признать, что учебная проблема и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для детей, и им кажется, что они первооткрыватели.

Учебное исследование ведется учащимися под руководством педагога. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели. Поэтому педагог должен обладать рядом характеристик:

• быть способным видеть «удивительное в обыденном»;

• уметь увлечь учащихся проблемой, сделав её проблемой самих детей;

• организовывать мероприятия для проведения наблюдений, опытов и экспериментов;

• предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями;

• поощрять и развивать критическое отношение к этапам проекта;

• уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;

• внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;

• быть способным к выполнению функции партнёра в исследовательском поиске.

Самое сложное для меня удержаться и не броситься сразу же на помощь юным исследователям.

Проверить способности учащихся принимать самостоятельные решения и самим выполнить проект от начала до конца помогло участие в Областном хакатоне «Green science».

Конкурсных заданий было два вида: «Основное задание» и «Дополнительные активности».

Формат проведения «Основного задания» Хакатона - в два этапа: заочный и очный. На заочном этапе участники должны выполнить научно-исследовательскую работу. Вышедшим в финал командам предлагалось выполнить практическое задание от партнеров Хакатона ФНКЦРиО ФМБА.

Цель Хакатона: развитие мотивации обучающихся к изучению биологических наук и технологий, приобретение обучающимися дополнительных профессиональных компетенций, способствующих успешному освоению медицинских специальностей.

Задачи Хакатона:

- получение обучающимися практико-ориентированных и актуальных знаний в области биологии и медицины;

- развитие у обучающихся исследовательских навыков, умения работать в команде;

- получение и совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием в области микроскопирования и приготовления микропрепаратов;

- содействие формированию проектно-исследовательского мышления.

За 3 часа самостоятельной работы обучающиеся объединения «Юный натуралист» подготовили три микропрепарата, сделали микрофотографии, подготовили презентацию и успешно защитили свой исследовательский проект перед жюри и участниками Областного хакатона «Green science».

Участие в таких конкурсах мотивирует обучающегося и педагога для получения новых знаний и умений.


Список литературы.

1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!