СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование мотивации учащихся на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Формирование мотивации учащихся на уроках немецкого языка"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование мотивации учащихся на уроках немецкого языка"»














Доклад на тему:


«Формирование мотивации учащихся в изучении немецкого языка»





















Выполнила: Никульникова Л.Д.

учитель немецкого языка












2022 год





Главной целью обучения иностранного языка в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность и определяет выбор средств и приёмов для достижения целей. В последние годы большое внимание уделяется проблеме качества обучения иностранному языку.

Принято считать, что школьный возраст является периодом интенсивного формирования и выражения познавательных интересов ребенка. Умственная активность школьника приобретает самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.

    Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Формирование мотивации - это не представление учителем готовых мотивов и целей учения. Мотивация является наиважнейшей основой достижения успеха в изучении языков. Это главная движущая сила, которая обеспечивает включенность ученика в работу на уроке.

Важную роль в формировании и развитии мотивации учения играет содержание учебного материала. Бесспорно, что мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям обучаемого. В отборе материала учитель может полагаться на свою интуицию. При разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе учебного иллюстративного материала преподаватель должен всегда учитывать характер потребностей своих учеников. Содержание учебного материала должно быть вполне доступно обучающимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Организация учебной деятельности – следующий шаг на пути формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учениками в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т.е. какова структура учебной деятельности и как ее организует преподаватель – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая роль.

На протяжении всего урока действует блок мотивационной поддержки.
По нашему убеждению мотив должен стать той точкой опоры, на которой строится весь содержательный урок.

Сохранять и развивать мотивацию на протяжении всего урока мне помогает использование в каждой части урока игровых методов обучения. Например, начало урока. Организационно-психологический момент имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке. В зависимости от возрастных особенностей учащихся  меняются используемые мною приёмы и виды работы, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Для повышения мотивации я использую нетрадиционные формы уроков: урок-соревнование, урок-презентация, урок-путешествие.

Среди положительных способов, педагогических приемов повышения мотивации к изучению иностранного языка наиболее эффективными считаю следующие:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке, разнообразие видов деятельности (однообразие снижает мотивацию, подавляет инициативу ученика);

- использование страноведческого материала для расширения знаний о стране изучаемого языка, своей родной стране;

- использование разнообразных игр с целью автоматического, неосознанного запоминания и использования различных лексических и грамматических структур;

- вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая дает учащимся творчески выразиться;

- использование КТ технологий, которые позволяют эффективно сочетать урочную и внеурочную работу с детьми;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу, способствующей для активизации знаний, навыков и умений, для развития творческих способностей, раскрепощению личности, преодолению себя;

- учет интересов каждого ученика, физиологических и психологических особенностей детей.

В руках учителя находятся большие резервы для формирования мотивации и развития интереса учащихся к изучению иностранного языка, а также для повышения качества обучения, учитывая современные методические тенденции и технические возможности, эффективность которых подтверждена практикой. На уроке иностранного языка можно прослушать современные песни, видео, использовать современные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли. 

Большую роль при формировании учебной мотивации играет коллективная работа учащихся. Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку являются значимым фактором, влияющим на мотивацию изучения предмета. Учащиеся, работая с компьютером, могут создавать презентации, писать исследовательские работы, использовать ресурсы сети, просматривать видеосюжеты, носящие страноведческий характер или же просматривать видео, которые помогают осваивать грамматику, быстрее запоминать лексический материал.

Создание комфортной образовательно среды очень важно для повышения мотивации к изучению немецкого языка. Для познавательной мотивации к изучению иностранного языка необходимо использование активных методов обучения и сочетание различных видов деятельности. Все эти виды деятельности помогают учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках иностранного языка, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая   трудности и на пути приобретения  знаний в приложении собственных волевых умений в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Степень активности школьника является реакцией на методы и приёмы работы учителя. Поэтому применяю на своих уроках  активные методы обучения  те, которые максимально повышают уровень познавательной активности ученика, побуждают его к сознательному учению. На уровень активности сильно влияют и  мои отношения  с учениками, стиль их общения, подлинное сотрудничество, диалог на уроке, игра.

Мотивы, сферы желаний, интересов и склонностей, мировоззрения, статус ученика, его жизненные позиции, а также различные ситуации взаимообусловлены и составляют гармоничное единство личности. Все это является внутренней силой, которая побуждает ученика изучать иностранный язык и создает положительные установки на его изучение. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, что, в свою очередь, приводит к повышению эффективности процесса обучения.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!