СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование интеллектуального потенциала у детей с ОВЗ через использование в педагогической деятельности технологии развивающих игр - обучение игре в шашки"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

Одним из хороших способов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является шашечная игра.

Для детей с ОВЗ характерны нарушения познавательной деятельности в связи с функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование интеллектуального потенциала у детей с ОВЗ через использование в педагогической деятельности технологии развивающих игр - обучение игре в шашки"»

Доклад: «Формирование интеллектуального потенциала у детей с ОВЗ через использование в педагогической деятельности технологии развивающих игр - обучение игре в шашки»

Выполнила

Воспитатель: Дылыкова Т.Д-Д.




Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

Одним из хороших способов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является шашечная игра.

Для детей с ОВЗ характерны нарушения познавательной деятельности в связи с функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Шашечная игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Все составляющие познавательной деятельности – внимание, память, мышление – тренируются при игре в шашки. Логика, умение предпринимать нестандартные шаги, стратегическое планирование, решительность – всему этому учит данная игра.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом, поэтому очень важно довести до сознания дошкольников то, что достижение успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии.

Цель данной работы – не столько обучение, сколько привитие детям интереса к ним, обеспечение целостного и всестороннего развития интеллекта, творческих способностей детей.

В начале знакомим детей с игровым полем, с правым и левым флангом, с техникой выполнения ходов, захватом фигур противника, запрещающимися приемами в игре. Обучение шашечной игре проводится в занимательной форме.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

- активизировать мыслительную деятельность ребенка;

- учить ориентироваться на плоскости;

- развивать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание;

- формировать навыки спортивного этикета;

- воспитывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, потребность в сотрудничестве взаимодействия со сверстниками;

- воспитывать умение подчинять свои интересы определённым правилам.

Обучение игре в шашки включает в себя все логические приемы: анализ, синтез, сравнение и классификацию и закладывает предпосылки – словесно-логического мышления.

На начальном этапе обучения знакомим детей с шашечной доской, объясняя, что на ней есть множество белых и черных клеток. Слева и справа столбиком записаны цифры: от 1 до 8. В столбике справа цифры записаны в перевернутом виде. Это для второго игрока, который будет сидеть напротив. Внизу и наверху написаны буквы, они латинские и, по мнению ребят, похожи на домики, человечков, зимние узоры на окне. Наверху записаны те же самые буквы в перевернутом виде. Они также для игрока, который будет сидеть напротив.

Каждое занятие начинаем со зрительного обследования демонстрационной доски. В этом помогают игровые упражнения «Я вижу…», «Посмотрели в подзорную трубу», «Кто назовет…?». Дети знакомятся с двумя черными клетками под именами А 1, Н 8. Для закрепления пройденного материала предлагаем детям такие игровые упражнения как: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Найди свое место».

Каждому ребенку дается доска и на каждом этапе обучения определенное количество шашек, например, по одной белой на каждого ребенка, две шашки (белая и черная), четыре шашки (четыре белой или четыре черной) и так далее. Детей знакомим с правилами поведения за столом во время игры в шашки.

В дальнейшем делим детей попарно для игры. Главная задача на этом этапе обучения – закрепление местоположения белых и черных шашек. Дети учатся самостоятельно определять, какой шашкой по цвету они будут ходить.

Дети заучивают первое правило: «Начинать бой можешь смело – первый ход всегда за белой». Второе правило: «Шашки медленно, но метко шагают лишь по черным клеткам», закрепляется на рассматривании специально организованных ситуаций на демонстрационном поле. Третье правило игры в шашки: «Наверно шашкам не везет, что ходят шашки лишь вперед», лучше всего дети понимают, когда им выдается по четыре шашки каждого цвета. Они ставятся в первый горизонтальный ряд от игрока. Для детей с ОВЗ составляет некоторую сложность ориентирование на плоскости. Вначале обучения дети еще путают направления: влево, вправо. Расстановка начальной позиции всего по четыре шашки облегчает детям усвоение понятий направления.

Знакомим детей с четвертым и пятым правилами игры в шашки: «Знают все: и стар и млад, шашкой бьем вперед – назад», «Шашка соперника сразу погибнет, если твоя ее перепрыгнет». Основная задача на этом этапе: закрепить умение делать ударный ход, включать в активный словарь понятия «ничья», «победа».

Затем, детям предлагаем добавить еще четыре шашки каждого цвета. Тем самым дети уже учатся расставлять на доске два горизонтальных ряда по восемь шашек каждого цвета. Постепенно дети учатся расставлять все двенадцать шашек, то есть добавляются к восьми шашкам еще четыре. Такое поэтапное введение сначала одной, потом двух, четырех, восьми и наконец, двенадцати шашек оправдано особенностями возраста детей. У детей с ОВЗ не достаточно развито пространственное воображение, внимание, память.

Д ля поддержания интереса к игре в шашки, стремления к завершению начатой партии, для развития самостоятельности и целеустремленности проводятся нетрадиционные занятия. Это занятия с использованием нестандартных шашек (наклеиваем на шашки животных, насекомых, транспорт). Для того чтобы шашечная терминология легче воспринималась и усваивалась детьми, сочиняем сказки: «Жили – были шашки. И вот однажды…», «В некотором царстве, в Шашечном государстве…», «Случилось это …», «Приключения в Шашечной стране», используем дидактические игры на развитие памяти «Что изменилось», «Построй так, как было». «Шашечные прятки» учат  детей придумывать и отгадывать загадки; составлять короткие описательные рассказы.

Расширяя спектр коррекционного воздействия на развитие связной речи у де6тей с ОВЗ, применяем игры-драматизации «Путешествие Максима в шашечной стране», потому что именно в игре-драматизации происходит совершенствование диалогов, монологов, освоение выразительности речи.

В дальнейшем вводим понятие «дамка». Дети знакомятся с шестым правилом игры в шашки: «Поля вдруг конец настанет, сразу шашка «дамкой» станет». Наглядно показываем и объясняем, что шашка, дойдя до первого края противника, превращается в «дамку». Чтобы не перепутать «дамку» с простой шашкой, ее переворачивают и ставят обратной стороной. На данном этапе обучения знакомим ребят с седьмым правилом игры в шашки: «Чтоб твою «дамку» не поймали, ход ее по всей диагонали». Даем понятие о передвижении «дамки»: ходит по диагонали на любое расстояние; может двигаться в любом направлении; может рубить несколько шашек через разный интервал. Дети учатся использовать и заменять в своей активной речи слово: наискосок понятием - диагональ.

Познакомив детей с последним восьмым правилом игры в шашки: «Побить «врагов», и чтоб им не было ходов», говорим, что это и есть цель игры. Играть в шашки ребенок должен не только с игроками сильнее, но также и слабее него. Победа в игре будет стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки. Важно каждого ребенка во время игры хвалить за победу, даже за один верно сделанный им ход, и никогда нельзя критиковать его за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

Играя в шашки, ребенок учится логически мыслить, продумывать на несколько ходов вперед, принимать важные решения. В ходе игры нельзя торопить ребенка. Правильные решения, которые влияют на итог игры, принимаются не спеша, ребенок сам несет за них ответственность. Учим детей, что если случилось поражение в игре, то относиться к данной ситуации нужно спокойно, не огорчаться, делать выводы и всегда анализировать ошибки.

Игра в шашки– интеллектуальный досуг, который направлен на формирование логического мышления, предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Таким образом, занятия шашками способствуют разностороннему развитию ребенка, раскрывают умственный, нравственный, эстетический, волевой потенциал личности. Игра в шашки формирует образное и аналитическое мышление и заставляет восхищаться удивительной игрой.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!